ИА “ТИРАС” публикует точку зрения молодого политика и эксперта из Приднестровья Ольги Иевлевой по такой проблематике, как неправительственные организации.
“Тема, которую я хочу обсудить сегодня, касается конкретно НПО, созданных и функционирующих на территории ПМР. В свое время, я довольно долго участвовала в волонтерской работе, далее исследовала третий сектор гражданского общества уже как социолог, со своими коллегами сопоставляла количество НПО с качеством их работы. И сегодня если меня спросят, что собой представляет третий сектор гражданского общества в ПМР, и чего не достает приднестровским общественникам, я скажу следующее.
Нужно признать, что с каждым годом количество НПО растет, и если еще десять лет назад их количество составляло 450 (плюс-минус), то теперь они исчисляются уже не сотнями, а тысячами. Однако, из этой тысячи действительно работает максимум сотня (хотя и эта цифра слегка завышена). Нужно отметить, что под словом работает я подразумеваю, не только реализацию конкретных проектов, открытость отчетности не только для доноров, но и простых обывателей, но и освещение своей деятельности на своих блогах, сайтах, страницах… И если применить метод экстраполяции деятельности этой сотни НПО на тысячу (берем условно) существующих организаций, то смело можем говорить о низком КПД третьего сектора гражданского общества в ПМР в целом.
Итак, нужно ли нашему небольшому государству столько организаций? Нет, государство нуждается в сильном гражданском обществе, где неправительственные организации создаются не для отмывания грантов, а для лоббирования интересов народа посредством диалога с политическим истеблишментом, а также для реализации инициатив направленных, на решение общественно-значимых вопросов… У нас же к сожалению, стоит признать тот факт, что те аморфные НПО, которые когда-то были созданы для принесения блага обществу, на самом деле приносят блага себе и своим семьям за счет полученных грантов. Кто-то скажет, этого не может быть, они подотчетны донору и должны отчитаться за каждую копейку. На самом деле, это не сложно сделать, главное знать, где и кому заплатить, чтоб получить нужную бумажку.
Например, вы пишете, что вам нужно оплатить аренду зала и указываете цифру, а на самом деле, арендодатель ваш знакомый, и зал вам достается даром. И таких примеров миллион. При этом я хочу особо отметить, что я имею ввиду не все НПО. Безусловно, нельзя отрицать и вклад тех организаций, которые реально функционируют, пытаются улучшить ситуацию во взятом для себя направлении и поднять имидж НПО в целом. И если решать какие-то вопросы, помогать людям им где-то удается, то с созданием положительной репутации НПО в целом, дело обстоит сложней. Связано это с существующим противоречием между стремлением НПО к реализации своих социально-значимых проектов и настороженным отношением, а если быть точнее, недоверием к ним представителей власти, населения, основанном на сомнении в бескорыстности их деятельности. Следствием этого недоверия является сложность при попытки наладить диалог с властью, СМИ, народом.
Что необходимо сделать НПО для того, чтобы изменить ситуацию? Безусловно, здесь мы можем говорить о необходимости создания целой стратегии, но первым делом стоит стать более открытыми. Что я под этим подразумеваю: если вас игнорируют СМИ, то это не повод опускать руки. СМИ – это не только телевидение, это еще и интернет, который обладает куда большими возможностями. Для начала откройте свою страницу (сайт, блог), выкладывайте там не только информацию о мероприятиях, но и о грантах, которые вы выиграли, пишите, на что они будут израсходованы, и после реализации публикуйте не только отчеты по проведенным мероприятиям, но и финансовые отчеты.
Почему власть должна вам верить на слово? Покажите делом, что вы не проплаченные кем-то подрывники нашей государственности, а люди, которым нечего скрывать, открытые во всем и готовые для сотрудничества. Только в этом случае НПО-фэйки не смогут выжить, и доверие к реально действующим НПО возрастет как со стороны власти, так и со стороны простых граждан”.