НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Русский мир как Русская цивилизация

Эксперты // 17:22, 19 января 2008 // 3170

Автор: Виталий Журавлёв, к.с.н., заместитель начальника информационно-аналитического центра социологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), эксперт комитета Государственной Думы ФС РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками.


О роли православия и Русской Православной Церкви в сохранении Русского мира как русской цивилизации на VIII Международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, Москва 18-19 декабря 2007 г.


В последние время в России на уровне органов государственной власти и на уровне институтов гражданского общества явно намечается тенденция поиска цивилизационной идентичности, места позиционирования России в мировом глобальном процессе.

Можно отметить такие фундаментальные программы, как Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 гг., Федеральная целевая программа «Русский язык (2006-2010 гг.)» и Государственная программа содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В октябре 2006 г. на Всемирном конгрессе соотечественников, прошедшем в Санкт-Петербурге, было принято решение создать Координационный совет российских соотечественников. Последнее заседание Координационного совета состоялось буквально на днях 3-6 ноября 2007 г. в Москве.

21 июня 2007 г. в целях популяризации русского языка, а также поддержки программ по его изучению за рубежом, Президент РФ подписал Указ о создании фонда «Русский мир».

По словам главы Департамента МИД РФ по работе с соотечественниками за рубежом Александра Чепурина, Россия намерена добиваться присвоения русскому языку статуса государственного в ряде стран бывшего Советского Союза где проживает многочисленная русская община.

Эти и другие факты говорят о том, что Россия перестаёт стесняться называть себя русским государством, вкладывая в это понятие широкий социокультурный смысл.

В этой связи необходимо коцептуализировать понятие «русский мир», выработать современную научную доктрину русской цивилизации, русского пространства.

Принципиальным моментом в концепции «Русского мира» является то, что его необходимо рассматривать как Русскую цивилизацию, то есть использовать цивилизационную парадигму и концепцию многополярного мира.

В отечественной и мировой науке эта концепция разрабатывается, начиная со второй половины XIX века, русскими и зарубежными учёными, такими как Н. Данилевский, К. Леонтьев, Н. Трубецкой, Н. Устрялов, П.Сорокин; О.Шпенглер, А.Тойнби, С. Хатингтон и другие авторы. В настоящее время многополярный цивилизационной подход продолжает оставаться мейнстримом общественно-социальной мысли России и зарубежья.

Принципиальным является то обстоятельство, что цивилизационный подход релевантно объясняет современные и исторические события. Исследования историков, социальных философов, политологов, социологов, экономистов, антропологов и др. специалистов в области социальных и гуманитарных наук в рамках цивилизационного подхода не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, что позволяет целостно описывать исследуемую социальную реальность.

Когда в рамках цивилизационного подхода говорится о Русском мире, то тем самым признаётся, что он обладает русскими культурными кодами, религией, традицией, языком, национальным характером, представлением о добре и зле, отношением к собственной и мировой истории и т.д.

Русский мир как Русская цивилизация означает признание исторической непрерывности русской государственности, начиная со времени Киевской Руси – Московского царства – Российской империи – Советского Союза – и заканчивая нынешней Российской Федерацией и интеграционными процессами постсоветского пространства.

Русский мир как цивилизация, не может развиваться вне определённого пространства, вне определённой территории. У русских есть своё географическое сознание, которое говорит о том, что есть Русская Родина и Русский дом. Русские имеют свою историческую территорию - евразийское постсоветское пространство, на котором развивалась русская политическая история, на котором формировался антропологический и этнографический тип русского человека, особенности его психического характера, которое обеспечивает экономическую основу бытия и воспроизведению русского мира в физическом и духовном смысле.

Из этого следует, что безопасность Русского мира обеспечивается безопасностью его культурных кодов и безопасностью его территории, будь то безопасность военно-политическая, экономическая или экологическая.

Думается, что адекватное описание процессов развития Русского мира можно получить через использование принципов неоинституционализма, который сочетает в себе классический институционализм и сетевой подход.

Суть его состоит в том, что в обществе как социальной системе существуют определённые системы ценностей, формальные и неформальные правила, в рамках которых функционируют социальные структуры, в том числе те, которые сформировались по горизонтальному сетевому принципу. За счёт единства и определённой иерархии ценностей достигается координация социальных действий, и возникают устойчивые формы социальных связей.

Другим важным моментом в построении Русского мира являются такие основополагающие категории как «центр», «полуперифирия» и «периферия».

Применительно к Русскому миру, под «центром» должно подразумеваться то объективное историческое обстоятельство, что Русский мир имеет своё территориальное, духовное и политическое ядро. Всё это соответствует цивилизационной модели Русского мира, духовным ядром которой является Православие.

Речь не идёт о том, что Русский мир должен состоять исключительно из глубоко воцерковлённых в Православной вере людей. Речь идёт о том, что Русский мир как цивилизация исторически сформировался на духовно-нравственных основах Русской Православной Церкви.

Православие, как и иные религии, это мировоззрение, обладающее определёнными характеристиками. Оно имеет или имело в историческом прошлом своих носителей, которые вступают между собой в определённые социально организованные отношения.

Русская Православная Церковь осуществляет свою деятельность на основе: а) Священного Писания и Священного Предания; б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси; г) Устава.

Для РПЦ и вообще для православия характерна строгая приверженность совокупность догматов — неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения. Основные из этих догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения и догмат искупления.

Отличительной особенностью Русской Православной Церкви является то, что она со времени первых семи вселенских соборов не добавила ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католической церкви, и не отказалась ни от одного их них, как это имело место в протестантизме.

В христианстве основным формализованным институтом является Церковь - объединение людей, которые придерживаются одного вероисповедания.

Русская Православная Церковь (РПЦ) включает в себя самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья.
Как развитый формализованный институт РПЦ имеет централизованную (иерархическую) систему управления, в которой высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

Законность и легитимности в иерархическом организационном строении и управлении в православии получило название принципа каноничности.

Важнейшей характеристикой каноничности является установление эффективного управления каноническими церковными подразделениями в соответствии с территориальным принципом организации управления.
После прекращения существования СССР РПЦ удалось сохраниться как международной организации. В настоящее время к канонической территорией Русской Православной Церкви относятся: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Эстония.

В организационном плане в состав Московского Патриархата входят автономные и самоуправляемые Церкви. Их создание и определение границ входит в компетенцию Поместного или Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Самоуправляемые Церкви осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. В настоящее время самоуправляемыми являются: Латвийская Православная Церковь (Предстоятель - митрополит Рижский и всея Латвии Александр), Православная Церковь Молдовы (Предстоятель - митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир), Эстонская Православная Церковь (Предстоятель - митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий).

Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. Ее Предстоятелем является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.


Также в состав Московского Патриархата входит Белорусский Экзархат, находящийся на территории Республики Беларусь. Возглавляет Белорусский Экзархат митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. В основу Экзархата полагается объединения епархий по национально-региональному принципу в соответствии с решениями Архиерейского Собора. "Белорусская Православная Церковь" - другое официальное наименование Белорусского Экзархата

В настоящее время количество епархий Русской Православной Церкви – 136, в том числе в России – 68, на Украине – 36, в Белоруссии – 11, Молдавии – 6, Казахстане – 3, Прибалтике – 3, Средней Азии – 1, имеется также Бакинско-Прикаспийская епархия.

Из приведённой статистики видно, что половина епархий РПЦ находится за пределами Российской Федерации, то есть в ближнем зарубежье. Это делает РПЦ влиятельной интегрирующей духовной силой на постсоветском пространстве, но в тоже время создаёт дополнительную специфику в деятельности за рубежом, в целом в функционировании институтов РПЦ.

Тем не менее, можно говорить о существующих трендах сокращения канонической территории и появлением на ней параллельных структур других поместных церквей. Прежде всего, речь здесь идёт о религиозной ситуации на Украине, в Молдове, в Эстонии и на других территориях.

Так, на Украине сейчас существует несколько православных церквей, из которых, строго говоря, канонической является только Украинская Православная Церковь, входящая в Русскую Православную Церковь.

Румынский патриархат в 1990 году создал Бессарабскую митрополию, хотя на территории Бессарабии действует каноническая Молдавская Православная Церковь, входящая в качестве самоуправляемой Церкви в Русскую Православную Церковь.

На территории Эстонии, усилиями Константинопольского Патриархата и эстонских властей, помимо традиционной для этой территории канонической Эстонской Православной Церкви, входящей в качестве самоуправляемой Церкви в состав Русской Православной Церкви, была образована Автономная Церковь константинопольской юрисдикции.
Эти и другие примеры показывают, что Церковь в своём развитии сталкивается с двумя противоположностями.

С одной стороны, это ориентация на сакральный мир неизменных истин, на догматы божественного откровения, которые предполагают Церковное единство, в том числе в организационном и территориальном плане.

С другой стороны, это практическое функционирование в профаном мире, где Церковь тесно связана с политическими и экономическими структурами, где корпоративные интересы имеют серьёзное влияние.
С точки зрения современной теории глобальных процессов, территориально мотивированные в своих политических интересах государства рассматриваются как унитаристские и рациональные эгоисты, предрасположенные к конкуренции и конфликту" .

Хотя подобная позиция в определённом смысле направлена на ограничение или, по крайней мере, на осуждение полного и бесконтрольного суверенитета независимых государств, она объясняет многие политические процессы на постсоветском пространстве, в том числе и связанные с процессом создания поместных церквей на канонической территории РПЦ.

Так, украинский президент Виктор Ющенко в своих выступлениях, посланиях в Верховную Раду напрямую связывает государственную политику повсеместного распространения украинского языка, изучение курса украинской истории и создание Поместной Украинской Православной Церкви с формированием украинской национальной идентичности от Закарпатья до Крыма.

Аналогично румынские власти активно поощряют распространение румынского языка и образования на территории Молдовы. Священный Синод Румынской Православной Церкви создаёт в Молдове, несмотря на нарушение принципа канонической территории, новые епархии, что готовит собой почву политического объединения Румынии и Молдовы как «двух румынских государств», а фактически для полного поглощения последней.

Современное Православие существует в условиях многонационального, поликонфессионального и мультикультурного общества, и в этих условиях происходит сложный процесс межкультурного, межнационального взаимодействия и наложения различного рода идентичностей, вызванных происходит посредством сохранения и переноса идентичности.

Можно говорить о том, на канонической территории РПЦ среди православного населения существуют разные типы идентичности, обусловленные не только уровнем свой воцерковлённости, но и местными территориальными условиями, связанными с географической, экономической, культурной, политической и конфессиональной средой. Необходимо учитывать, что если на части этой территории (России, Белоруссии, Украине, Молдавии) православие по факту в силу традиционной распространённости является господствующей религией, то на значительной части её территории, например, в Средней Азии, на Кавказе и в Прибалтике, а так же в странах дальнего зарубежья, православные составляют меньшинство.

Рассматривая религиозную ситуацию на канонической территории РПЦ, прежде всего, следует отметить её динамичность и противоречивость тенденций.

С одной стороны, речь идёт о постоянно увеличивающемся количестве приходов РПЦ, её высоком авторитете в российском обществе и за рубежом, с другой стороны - существуют тенденции усиления вмешательства на её канонической территории внешних сил самой разной природы. Это усиление либерально-атеистической пропаганды, прозелитизм со стороны протестантских и католических церквей, возрастание роли и значения ислама, распространение деструктивных духовных культов .

РПЦ не только в историческом прошлом, но и в современном мире остаётся ключевым фактором, который играет особенную роль в сохранении Русского мира. Русская церковь в течении десятилетий несла и несёт заботу о духовной, лингвистической, культурной идентичности, самобытности русских соотечественников на канонической территории в ближнем и дальнем зарубежье.