ИА “ТИРАС” публикует материал эксперта и историка Артема Филиппенко, в котором затрагивается широкий спектр украино-румынских отношений.
Отношения Украины и Румынии едва ли можно назвать безоблачными. Территориальные споры, конкуренция в сфере морских и речных перевозок, громкие и провокационные заявления политиков, которые звучат время от времени, напоминания о досадных фактах недавней истории – все это факторы, которые существенным образом усложняют двусторонние отношения. Достаточно вспомнить судебное решение о делимитации границ в районе острова Змеиный, которое в Румынии восприняли как национальную победу, а в Украине – как национальный позор.
Но при всем том соседи есть соседи, и с ними лучше дружить, чем враждовать. И в том-то и дело, что с учетом соседства уровень украино-румынских отношений едва ли можно назвать удовлетворительным. Отражением этого является их неравномерное развитие.
Во времена Леонида Кучмы контакты между президентами двух стран были довольно регулярными. В июне 1997 года во время визита Главы нашего государства в Румынию был подписан Договор об отношениях добрососедства и сотрудничества, который снял ряд острых разногласий между двумя странами. Нужно вспомнить, что дважды состоялись визиты Президента Румынии на Одесщину.
Период после так называемой оранжевой революции принес определенное оживление в наши отношения. Это во многом было обусловлено евроатлантической ориентацией тогдашнего руководства в Киеве. Румыния рассматривалась как один из «адвокатов» Украины в НАТО. Способствовала и определенная схожесть политических карьер президентов двух стран – Виктора Ющенко и Траяна Бэсеску, предвыборным цветом которых был оранжевый. Румыния принимала участие в учредительном съезде Содружества демократического выбора 2 декабря 2005 года, которое рассматривали как фундамент Балтийско-Черноморской оси. Впрочем, эта организация оказалась недееспособной. Состоялся взаимный обмен визитами глав государств. Однако романтический период закончился в 2009 году, после решения Международного суда ООН в Гааге.
После избрания Президентом Украины В. Януковича произошли определенные изменения в приоритетах украино-румынского сотрудничества. В июле 2010 года был принят Закон Украины «Об основах внутренней и внешней политики», согласно которому было провозглашено, что наше государство проводит политику вне блоковости. В апреле того же года состоялось подписание украино-российского соглашения о пролонгации пребывания Черноморского флота Российской Федерации в Крыму, что вызвало негативную реакцию со стороны Румынии. В частности, в ноябре 2010 года Траян Бэсеску подчеркнул, что Румынию «не устраивает факт пролонгации Россией соглашения о базировании ее флота в Севастополе». Подобную позицию неоднократно высказывали другие румынские политики и эксперты.
Новый этап в украино-румынских отношениях начался в мае 2011 года после визита к соседям нашего министра иностранных дел Константина Грищенко. Это привело к активизации отношений на уровне дипломатических ведомств. 9-10 ноября 2011 года состоялся визит министра иностранных дел Румынии (тогда эту должность занимал Теодор Баконски) в Украину. Позже, 27 сентября 2012 года, состоялась встреча министров иностранных дел двух стран в рамках Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. 21 мая 2012 года Президент Украины Виктор Янукович встретился с Президентом Румынии Траяном Бэсеску в рамках саммита НАТО в Чикаго.
Добавим, что в декабре 2010 года Президент Украины издал Указ «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 17 ноября 2010 года «О вызовах и угрозах национальной безопасности Украины в 2011 году», согласно которому Министерству иностранных дел было поручено разработать вместе с аппаратом Совета национальной безопасности и обороны и представить в установленном порядке проекты указов Президента о концепции отношений с Румынией, а также о программе комплексных мероприятий по решению проблемных вопросов двусторонних отношений и противодействию угрозам национальной безопасности. Однако Указ, который бы касался украино-румынских отношений, так и не увидел свет по неизвестной причине.
Весомым событием 2012 года стало проведение в Киеве первого заседания Украинско-румынской совместной комиссии по вопросам экономического, промышленного, научного и технического сотрудничества, которая, кстати, была создана еще в 2007 году и до тех пор не заседала. Это дало импульс межгосударственным взаимоотношениям.
Однако, несмотря на определенное оживление отношений в минувшие годы, в целом уровень контактов на высшем уровне является недостаточным, особенно на межправительственном и межпарламентском уровне. Так, последний визит нашего премьер-министра к соседям состоялся в январе 2002 года, а их премьер-министра к нам – в марте 1996 года. Незначительным уровнем интенсивности характеризуются и межпарламентские контакты. Всего состоялось лишь три визита на уровне руководителей парламентов, последний – десять лет назад. Депутатская группа Верховной Рады Украины по межпарламентским связям с Румынией была создана слишком поздно – 13 марта 2009 года. В том же году состоялся визит в Бухарест делегации Верховной Рады Украины во главе с председателем Комитета по вопросам европейской интеграции и депутатской группы ВРУ по межпарламентским связям с Румынией Борисом Тарасюком.
Активизация двусторонних связей приобретает особую актуальность в свете ожидаемого подписания соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. В целом Румыния поддерживает курс на европейскую интеграцию нашего государства. В подписанной в 2009 году Декларации о стратегическом партнерстве между Румынией и Польшей (которая, кстати, явлется и нашим стратегическим партнером) содержится пункт о поддержке евроинтеграционных стремлений Молдовы и Украины.
Однако если взять практическую сторону украино-румынских отношений, придется отметить, что в торгово-экономическом аспекте их также трудно назвать стабильными. По данным Государственной службы статистики Украины, в 2012 году общий объем товарооборота между двумя странами составлял 1481,35 млн дол. США (в 2011 г. – 2076,43 млн дол.), из которого экспорт – 551,6 млн дол. (в 2011 г. – 950,43 млн дол.), импорт – 929,75 млн дол. (в 2011 г. – 1125,72 млн дол.). По сравнению с 2011 годом в целом товарооборот уменьшился на 28,7%; экспорт – на 42,0%, импорт – на 17,4%. Торговое сальдо составило 387,15 млн дол. в пользу Румынии (в 2011 г. – сальдо 175,01 млн дол. в ее же пользу).
Основными статьями украинского экспорта в Румынию в 2012 году были черные металлы (27,2% от общего объема экспорта), руды, шлаки и зола (13,0%), древесина и изделия из нее (12,1%), обувь (8,4%), электрические машины (6,4%), топлива минеральные, нефть и продукты ее перегонки (6,4%).
Уменьшение украинского экспорта в Румынию в 2012 году состоялось главным образом из-за радикального снижения объемов поставок черных металлов, а также из-за значительного уменьшения объемов других важных статей украинского экспорта. Правда, наблюдается увеличение объемов экспорта электрических машин, судов, а также древесины и изделий из нее.
Основными статьями импорта товаров из Румынии в Украину в 2012 году были: топлива минеральные, нефть и продукты ее перегонки (39,0% от общего объема импорта, основная группа товаров – нефтепродукты), средства наземного транспорта (8,6%, основная группа товаров – легковые автомобили, известная «Dacia»), суда (7,0%), зерновые культуры (6,8%, главным образом кукуруза) и другое.
Незначительным остается и уровень инвестиционного сотрудничества. По информации Государственной службы статистики Украины, по состоянию на 1 июля 2012 года инвестиции из Румынии в экономику Украины составляли 21,7 млн дол. США (0,04% от общего объема инвестиций в Украину). По данным Румынского центра содействия торговле и иностранным инвестициям, по состоянию на 31 августа 2012 года в Румынии зарегистрировано 430 совместных украинско-румынских предприятий, объем украинских инвестиций составляет 12,4 млн дол. США (54-е место в списке иностранных инвесторов). Это обусловлено тем, что и Румыния, и Украина не принадлежат к странам – донорам капитала и сами нуждаются в значительных внешних инвестициях для модернизации экономики.