НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Ва-банк?

Эксперты // 10:28, 3 октября 2008 // 2817

 

Оружейный скандал, разразившийся в Украине – лишь часть общего сценария борьбы, идущей на двух уровнях: за власть - между премьером и президентом, и за политическую ориентацию страны. Кризис достиг максимума - следующим шагом может стать либо прямое столкновение, с вовлечением в него силовых структур, либо временный компромисс и попытка дотянуть до начала следующего электорального цикла.

В принципе, украинские власти никогда не отрицали факт продажи оружия Тбилиси. Основной аргумент сторонников поставок: Грузия не входит в число стран, которым по решению ООН запрещено продавать вооружения. «Украина и дальше намерена поставлять оружие в Грузию,- заявил генеральный директор «Укрспецэкспорта» Сергей Бондарчук. - Грузия - одна из 80 стран, куда Украина поставляет свое оружие, и я не хотел бы, чтобы здесь прослеживалась политика, здесь больше экономики. Мы не нарушаем ни одной статьи законодательства, мы торгуем с любой страной, которая не находится в списке запрещенных, согласно решению Совета безопасности ООН».

Но 29 сентября депутат Верховной Рады Украины от Партии регионов Виктор

Коновалюк, возглавивший Временную следственную комиссию по выяснению фактов

поставки Украиной вооружения Грузии, заявил о том, что политическое руководство страны знало о времени военной операции Грузии против Южной Осетии. Это уже выводило проблему в явно политическое измерение. Кроме того, Коновалюк утверждал, что по ряду свидетельств поставляемое в Грузию оружие хранилось на военном арсенале в поселке Лозовая Харьковской области, где в конце августа произошел пожар с детонацией боеприпасов и упомянул проблемы с предоставлением комиссии информации, поскольку ряд должностных лиц игнорирует ее приглашения.

Одновременно Коновалюк положительно оценил действия Юлии Тимошенко, которая поручила первому вице-премьер-министру Александру Турчинову обеспечить проведение всех контрольных проверок компании «Укрспецэкспорт». Коновалюк также отметил, что военная техника продавалась в Грузию по заниженным ценам. Для понимания ситуации не лишне отметить: компании «Укрспецэкспорт», через которую проходят все поставки вооружений за рубеж, имеет особый статус – она напрямую подчиняется президенту страны.

Что касается количества и номенклатуры поставок, то, по словам Коновалюка, склады подожгли, чтобы замести следы контрабанды - огонь не мог перенестись от подсобных помещений до самого арсенала, на расстояние более пятисот метров.

Далее, события развивались стремительно. 1 октября премьер-министр Юлия Тимошенко заявила на пресс-конференции, что Следственная комиссия обвинила президента Украины Виктора Ющенко в незаконной торговле оружием с Грузией и что по данным главы комиссии, Ющенко лично координировал поставки и продавал вооружение по ценам, заниженным в 3-7 раз, а общий размер скидки, сделанной Ющенко для Михаила Саакашвили, - около ста миллионов долларов. В тот же день появилась публикация в газете «Известия», в которой редакция, со ссылкой на имеющиеся в ее распоряжении документы ВР, обнародовала следующие факты.

Согласно «Известиям», специальная комиссия ВР, составив полный перечень техники, поставленной Тбилиси за последние 10 лет, констатировала, что военно-техническое сотрудничество активизировалось после 2004 года - когда к власти в Грузии пришел Михаил Саакашвили. Судя по перечню поставок, Саакашвили интересовали в первую очередь наступательные вооружения. Среди документов, которые, по утверждению «Извсетий», попали в их распоряжение, есть и докладная записка главы «Укрспецэкспорта» Сергея Бондарчука. Речь вней идет о продаже Грузии одного дивизиона зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Бук-М1» - того самого ЗРК, которым в августе в небе над Южной Осетией были сбиты российские военные самолеты. Сергей Бондарчук сообщает Виктору Ющенко, что поставка «Бука» в Грузию возможна, но чревата целым рядом серьезных последствий. «В боевом составе Вооруженных сил Украины находится 15 дивизионов «Бук-М1», - пишет Сергей Бондарчук, - они должны обеспечивать прикрытие установленного перечня важных государственных объектов. Выведение из боевого дежурства дивизиона ЗРК ослабит готовность противовоздушных сил по прикрытию этих объектов».

Записка датирована 30 сентября 2005 года. Через три дня Виктор Ющенко накладывает резолюцию: начать выполнение комплекса необходимых процедур с целью передачи ЗРК «Бук-М1» Грузии. А всего к августу 2008 года Украина поставила в Грузию в общей сложности 7 дивизионов «Буков» - из 15, имевшихся у нее ранее. В 2008 году – если верить «Известиям», ссылавшимся на документы Следственной комиссии ВР, в Грузию были поставлены боевые модули систем «Шквал» и «Град».

Снятие комплексов ЗРК с боевого дежурства – без замены их чем-либо аналогичным, и последующая продажа Тбилиси – это уже политика. Никакой экономикой тут и не пахнет. Но и «попадание в распоряжение редакции» документов Следственной комиссии ВР – тоже политика. Такие документы не валяются, где ни попадя. А коли так, нельзя исключить и возможность того, что версия, озвученная посредством «Известий», содержит и некоторые передержки. Иными словами, что она соответствует действительности не на все 100%, а к примеру на 90. Или на 80. Так что не стоит торопится с выводами – лучше разобраться в том, кому выгоден сейчас оружейный скандал.

Очевидно, что политическая ситуация в Украине сегодня неустойчива. Очевидно, что страна балансирует на грани роспуска Рады и объявления очередных-внеочередных выборов. Очевидно и то, что позиции президента и его фракции в Раде слабы, а перспективы представительства в новой Раде – более чем туманны. Фактически, Виктор Ющенко может опереться сегодня только на чрезвычайное положение и поддержку силовиков, а политически, у избирательной урны, он уже проиграл. Политически сегодня победила премьер – министр Юлия Тимошенко.

Но положение Тимошенко тоже сложно. Она и БЮТ лидируют – но они еще не готовы одержать чистую победу. Новая Рада все равно будет лоскутной, не имеющей внятного большинства. Коалиция между БЮТ и ПР складывается неважно уже сегодня и есть все основания полагать, что в новой Раде она будет складываться еще сложней. Иными словами БЮТ, формально выиграв выборы, рискует оказаться в новой Раде в меньшинстве. Однако рейтинг БЮТ растет. Симпатии избирателей склоняются на его сторону. Перетянув к себе все, что было возможно от НУ-НС, БЮТ в настоящее время перетягивает к себе часть электората ПР – и это одна из причин, по которой Тимошенко избегает союза с Регионами.

В активе премьера – продление Большого договора между Россией и Украиной и относительно удачные предварительные газовые переговоры. Также в ее активе – осторожная позиция, занятая по отношению к действиям России в Грузии. Иными словами, продержавшись еще немного, не допустив роспуска Рады или хотя бы оттянув его, Тимошенко поднимет свой рейтинг, и с большей вероятностью получит в новом парламенте прочные позиции. С другой стороны, Виктор Ющенко не получит особой поддержки в новой Раде в любом случае – это верно и для досрочных, и для срочных выборов. Туманными представляются и перспективы Ющенко на ближайших президентских выборах. По сути, в распоряжении президента уже нет вариантов действий, сулящих ему долговременные стратегические преимущества. Но тактические выигрыши возможны. Один из них – роспуск Рады, что означает де-факто практически неограниченные полномочия президента до выборов 2010 года и сильно подрезанные возможности БЮТ.

Таким образом, борьба фактически идет вокруг роспуска-нероспуска Рады. Напомню, что по украинским законам президент вправе распустить Раду, если в ней в течение 30 дней нет коалиционного большинства. Срок истекает сегодня, 3 октября – и как раз к 3 октября президенту преподносят оружейный скандал. Скандал такого масштаба, который, в ответ на попытку распустить Раду, дает возможность обвинить в государственной измене самого президента – как он ранее обвинил в ней премьер-министра, и начать процедуру импичмента. Либо – в качестве компромисса – отложить на неопределенный срок роспуск Рады, поскольку в сложившихся обстоятельствах президент хотя и вправе ее распустить – но не обязан это делать.

Ситуация, что и говорить, сложная и прогнозированию поддается плохо. Тем не менее, я рискну на осторожный прогноз. По моему убеждению, ни президент, ни его окружение не обладают ни достаточной решимостью, ни достаточной уверенностью в своих возможностях, чтобы пойти на крайние меры. Зато Юлия Тимошенко вполне способна пойти на них, и президент это понимает. А следовательно, ни досрочного роспуска Рады, ни ответной попытки импичмента не будет. Ситуация же «за пять минут до роспуска» может длиться очень долго – месяцами и даже годами.

Конечно, Виктора Ющенко будут всячески толкать к силовому сценарию. Но президент, по свойству характера не склонен к подобным авантюрам. Единственным способом подтолкнуть его к ним могла бы стать демонстрация «раскрытого российского заговора» по дестабилизации обстановки в Украине. Определенные силы в Украине, притом, с хорошей поддержкой в ведомствах, именуемых «компетентными», сегодня ведут работу в этом направлении. Тема «российского заговора» усиленно педалируется – но пока не находит подтверждения фактами. Если факты – или их имитация – все же будут найдены и представлены президенту, остановка в Украине резко обострится. В этом случае роспуск Рады и прямое правление президента с опорой на силовиков может стать реальностью. Такой сценарий возможен – но, повторяю, пока – маловероятен. Вместе с тем, любые неразумные действия или комментарии со стороны могут быть использованыкак горючее для его запуска. А потому, наилучшим методом недопущения такого развития событий является предельная сдержанность и осторожность в оценках происходящего сегодня в Украине. Все очень сложно. Все очень напряженно. Но если не подливать керосина на тлеющие угли, ни одна из сторон, скорее всего, так и не сыграет ва-банк.


Сергей Ильченко