Дмитрий Соин: «Развитие межпарламентского диалога могло бы повысить эффективность переговорного процесса между Молдавией и Приднестровьем. Верховный Совет республики открыт для конструктивного диалога с парламентами Молдавии, Украины и России, в том числе относительно аспектов урегулирования молдавско-приднестровского конфликта».
О перспективах решения приднестровского конфликта посредством межпарламентского диалога рассказал “Голосу России” председатель Комиссии по внешней политике парламента Приднестровья Дмитрий Соин.
Вопрос: В каком состоянии сегодня находится процесс нормализации молдавско-приднестровских отношений?
Дмитрий Соин: Сейчас он находится в стадии переговорного процесса. Работает формат “пять плюс два”, где переговаривающимися сторонами являются Молдова и Приднестровье, а страны-гаранты – Россия и Украина. Есть также посредники и наблюдатели в лице ОБСЕ, Евросоюза и США.
Последние 3-4 месяца идет явная активизация переговоров. Было несколько встреч – одна в Дублине, вторая в Вене, – в ходе которых согласовывались регламенты и другие документы, которые могут составить основу переговорного процесса. Сейчас мы ждем дальнейшего движения вперед.
Вопрос: Если следовать информационным сообщениям, есть проблема принципа понимания равноправия: приднестровская сторона по-своему понимает принцип равноправия, а молдавская сторона утверждает, что нет равенства сторон конфликта. В чем на самом деле состоит проблема?
Дмитрий Соин: Проблема в том, что разный статус у гарантов, посредников и наблюдателей. Молдова своим посылом попыталась, уравнять в правах гарантов Россию и Украину, с посредниками и наблюдателями: ОБСЕ, Евросоюзом и США, чей переговорный статус ниже, чем у той же Российской Федерации. В случае, если бы этот принцип был закреплен и принят за основу, тогда методом простого голосования, допустим, блок из ОБСЕ, Евросоюза и США – мог бы “переголосовать” тандем Приднестровье – Россия в решении какого-то жизненно важного вопроса.
Приднестровье, в свою очередь, настаивало на принципе равноправия именно сторон конфликта – Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики, потому что мы исходим из того, что де-факто существуют два государства. Хочет кто-то с этим соглашаться или не хочет, уже не важно, это факт, который является неоспоримым. И чтобы переговоры были взаимовыгодными и продуктивными конечно, должен быть закреплен принцип равноправия переговаривающихся сторон.
Вопрос: Можно сказать, что в случае закрепления этого принципа были бы большие подвижки в переговорном процессе?
Дмитрий Соин: Я думаю, несомненно, было бы более прогрессивное движение переговорного процесса, потому что стороны конфликта находятся под влиянием внешних обстоятельств, которые зачастую вмешиваясь в процесс урегулирования, не позволяют им прийти к взаимовыгодным соглашениям.
Как в свое время говорили и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев, если бы друг напротив друга сидели две конфликтующие стороны и договаривались, а посредники, наблюдатели и гаранты просто обеспечивали диалог сторон, то, может быть, конфликта уже и не было бы.
Я не берусь сказать, в каком формате он в итоге был бы урегулирован, потому что Молдова ограничена в принятии своих решений законом – это закон 2005 года об особом статусе Левобережья Днестра, который гарантирует Приднестровью лишь автономию, на что ПМР никогда не пойдет. А у нас, в свою очередь, есть Конституция, иные правовые акты, которые закрепляют, что Приднестровье – это независимое суверенное государство.
Вопрос: Насколько реально развитие межпарламентского сотрудничества Приднестровья с Молдавией?
Дмитрий Соин: Лично я, как председатель комиссии и как депутат, активно выступаю за этот межпарламентский диалог, потому что исполнительные структуры обременены многими обстоятельствами и обязательствами, а мы, парламентарии, имеем за собой избирателей, нас избирали конкретные люди, чьи интересы мы должны защищать. Верховый Совет, как и парламент Молдовы, – коллегиальный орган, где каждый имеет право на свою точку зрения, на свою позицию, что создает атмосферу демократии. Здесь нельзя решать что-то кулуарно, в каких-то темных кабинетах – все публично, прозрачно и демократично. И поэтому участие в переговорах, в диалоге парламентариев и с той, и с другой стороны, несомненно, пошло бы на пользу как минимум разрядке напряженности и активизировало бы переговорный процесс между Кишиневом и Тирасполем.
Вопрос: В последнее время были ли какие-то сигналы с молдавской стороны о желании выстроить конструктивный диалог для решения проблемы?
Дмитрий Соин: По этому поводу были сигналы со стороны Евросоюза, ОБСЕ, из молдавского парламента. Тот же Мариан Лупу делал заявления о том, что будет создана парламентская комиссия в Молдове, которая предназначена для выстраивания диалога с парламентариями Приднестровья.
К нам приезжал действующий председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы господин Миньон, который озвучивал идеи, связанные с повышением активности межпарламентского диалога. Недавно были представители ОБСЕ, которые тоже поднимали вопрос межпарламентского сотрудничества. Идея не просто витает в воздухе, она приобретает все более четкие контуры.
Вопрос: То есть вскоре можно ожидать реальных решений по этому вопросу?
Дмитрий Соин: Когда у нас была последняя встреча с участием представителей Европарламента и миссии ОБСЕ, речь зашла об этом, я непосредственно участвовал в беседе. С нашей стороны прозвучало несколько пожеланий.
Первое: мы должны четко понимать, в каком формате и по какому регламенту будет идти межпарламентский диалог.
Второе: мы, несомненно, будем настаивать на принципе равенства депутатских групп, которые будут принимать участие в диалоге. Не должно получиться так, что приднестровские депутаты будут “на приставном стуле” сидеть во время разговора, а молдавские депутаты будут нам указывать, что мы, например, парламентарии непризнанной страны.
Если все эти моменты будут правильно настроены, то, я полагаю, межпарламентский диалог будет очень интересным и продуктивным.