ИА «Лента ПМР», публикует печатную версию видеопрограммы «Разговор начистоту. Без цензуры!». В студии программы работают ее автор и ведущий Дмитрий Соин и эксперт из Молдовы Владимир Цеслюк.
Дмитрий Соин: Уважаемые друзья, Вас приветствует программа «Разговор начистоту. Без цензуры!». Сегодня у нас в гостях эксперт и аналитик из Кишинёва, Владимир Цеслюк. Владимир, как Вам градус политических страстей в Молдове?
Владимир Цеслюк: Знаете, я думаю, что у нас возможно до сих пор всё. Мы живем в такой стране, где можно устроить политический скандал по любому поводу, его можно спровоцировать любым словом или жестом. С другой стороны, я вижу желание конфликтовать у коммунистов – Владимира Воронина и его команды. Недавно прошла информация о том, что якобы по заданию румынских спецслужб правительство Филата намерено арестовать трёх депутатов, один из них, конечно, Марк Ткачук. У коммунистов присутствует желание быть причастными к трагедии, быть молдавскими героями, которые борются за государственность. Они хотят вернуться к власти любым путём. И я надеюсь, что это не случится, так как хватит любыми путями рваться к власти. Нужно начинать поднимать страну – вот уже 20 лет мы идём не тем путем. Пришло время заниматься делом, а не демагогией.
Дмитрий Соин: И вот на этом фоне, если перевести стрелки на Приднестровское направление, у нас сейчас тоже развивается ситуация очень интересно. В постсмирновский период, когда появился новый президент, новое правительство, как автономный институт исполнительной власти, нарастает процесс обострения полемики по поводу того, каким путём идти Приднестровью, какая форма правления будет оптимальной, какова во всём этом будет роль президента, правительства, парламента, гражданского общества, независимых СМИ?! Очень хорошо, что создана комиссия по реформе Избирательного кодекса. Я надеюсь, что следующие выборы у нас будут проходить уже по другой системе – партийной или смешанной. И хотелось бы услышать твой независимый взгляд со стороны, по следующим вопросам: какова могла бы быть оптимальная форма избрания депутатов в парламент и местные Советы Приднестровья? Какова могла бы быть оптимальная модель взаимодействия гражданского общества и государства? Какова функция и положение в этой системе координат независимых СМИ?
Владимир Цеслюк: Что касается избирательной системы… На мой взгляд, когда появляется желание её изменить – это показатель того, что общественно-политическая жизнь страны кипит. Раз появляется желание что-то реформировать вокруг себя и внутри себя – это хорошо. Я так думаю, что приднестровцы за 20 лет «наелись» системы, когда выборы в парламент проходят по одномандатным округам. Я понимаю почему. Я знаю опыт некоторых партий. И что такое подарки – вы все об этом знаете! Наверное, пришло время что-то поменять.
Я бы с учётом положительного и отрицательного опыта вашей жизни резких движений не делал (приднестровцы помнят, что такое резкие движения). Я думаю, резкие движения, вообще, опасны для любой структуры, начиная от человеческого организма и заканчивая государством. Мне кажется, что если есть желание что-то изменить, можно было бы для начала внедрить смешанную систему выборов. То есть, оставить одномандатные округа и позволить политическим партиям претендовать на мандаты в высшем законодательном органе по партийным спискам. Наверное, это может быть в качестве эксперимента. Приднестровье – маленькое государство, которое может быстро перестроится. В большом государстве это сделать гораздо сложнее. Вам, я думаю, будет легко, если не получится, почему бы не вернуться обратно. Система должна быть мобильной.
Что касается вопроса власти и средств массовой информации, я наблюдал, как у вас эта система выстраивалась все эти годы, и что происходит сейчас. Мне кажется, новым властям надо немножко успокоится. Если я слышу по приднестровскому телевидению фразы, в которых благодарят правительство, в которых высказывается благодарность высшему руководству, президенту, то это как-то уже не привычно, не современно так восхвалять власть имущих. Я думаю, что средствам массовой информации нужно дать больше свободы, если есть возможность начать их разгосударствление, то надо это делать быстро. Максимальная свобода СМИ должна быть, я повторюсь, это мой любимый тезис, опереться можно на то, что сопротивляется. Пусть средства массовой информации критикуют, указывают на недостатки, бьют по рукам бездельников, ворюг и прочих лоботрясов. Это полезно будет, прежде всего, для самой власти. Поэтому власть должна спокойно относиться к тому, что происходит внутри средств массовой информации и не заниматься попытками их цензурировать. Вы территориально маленькие, вы же друг друга знаете. Вот давайте попробуем на полгода ввести мораторий на цензуру. Посмотрим, что будет через полгода, и я убеждён, что уже тогда скажут: «Смотрите, какие мы замечательные, как мы умеем хорошо, красиво и достойно жить, дискутировать и быть толерантными друг к другу!».
Дмитрий Соин: Да, прославление правителей является своеобразным дуновением северокорейского политического ветра.
Владимир Цеслюк: Прошу прощения, Дмитрий, но я сегодня слышал репортаж вашего местного радио на тему георгиевских ленточек. И хочу привести цитату, услышанную из данного репортажа, произнесённую юной особой: «Отрадно, что в этом мероприятии принимает участие и содействие президент республики Евгений Васильевич Шевчук». Ну, ребята, вот после таких фраз, как правило, следует «наш генеральный – самый гениальный», про Брежнева были такие анекдоты.
Не надо уподобляться, будьте вы выше этого! Я не думаю, что это какой-то заказ, но это какое-то желание подчеркнуть президентское присутствие и поблагодарить высочайшую особу за это. Во-первых, это власти должно быть неприятно, а во-вторых, им должны сказать: «Мужики не прогибайтесь, не надо, это – не прилично».
Дмитрий Соин: Мне бы хотелось обсудить проблему взаимоотношения между властью, и допустим оппозиционными политическим партиями, а так же между различными ветвями власти. Здесь идёт полемика, суть которой сводится к тому, что нужно ли считать врагом человека, если он высказывает альтернативную точку зрения или даже критикует ту или иную ветвь власти. Сейчас абсолютно серьёзно это рассматривается. Потому что объективности ради нужно признать, что несмотря на смену режима, по сей день можно угодить в какие-то чёрные списки если ты недостаточно благонадёжен и если ты не козыряешь при каждом кивке представителей правящей элиты.
Владимир Цеслюк: Дмитрий, если это так, я думаю – это скверно и вообще никуда не годится. Поскольку есть человеческий опыт. Я приведу пример страны, в которой я живу и гражданином которой я являюсь – это Молдова. Когда пришёл к власти товарищ Воронин, было так, как говоришь ты. Я видел газету, на всех полосах которой, был один президент, то есть портреты Воронина. Судя по всему, ему это нравилось, коль буквально на следующий день мы видели то же самое. Он был в разных ракурсах, его цитировали кругом. Естественно, абсолютная власть развращает. Затем начался второй этап, который ознаменовался закрытием независимых СМИ. Есть конкретные примеры, как газеты и радио закрывались при Воронине, и что при этом говорилось и делалось по отношению к журналистам. Закончилось это всё следующим. Приведу пример, в апреле 2009 года автобус с телевизионщиками, на борту которого был изображён логотип телеканала, который наиболее пропагандировал коммунистический, в кавычках, образ жизни, скорее воронинский, просто перевернули. Это сделали демонстранты после того, как бросили камень в здание администрации президента. Пожалуйста, эти два символа – говорят об очень многом. Говорят о том, что общество холуйство вообще не принимает и народ нужно уважать. А если власть общество не уважает, значит, общество должно сказать: «Вы, пожалуйста, уважайте нас, потому что мы ведь вас выбирали, вы, фактически, наёмные работники. Нужно друг другу помогать».
Если Приднестровье вдруг решит развиваться по пути восхваления власти, то можете сразу забыть про все свои лозунги, про приднестровские идеи. Они сегодня выглядят таким образом, что Приднестровье не утратило ощущение того, что приднестровцы могут сами что-то сделать. Ещё в 90-е годы они сами своими руками создали своё государство! Я не говорю сейчас про военные дела 1992 года, – это отдельный разговор. Референдум, кстати, тоже сделан своими руками. Я не думаю, что вот это всё куплено и заказано. Но и выборы прошлого года также показали способность населения Приднестровья быть хозяевами в своей стране. И поэтому если приднестровцы хотят быть хозяевами своей жизни и своей судьбы, то они должны понимать, что и на них лежит ответственность тоже. Нельзя жить в полусогнутом состоянии с одной стороны, а с другой, говорить какие мы гордые, – стремимся к независимости. Это же нонсенс!
Дмитрий Соин: Я скажу честно, почему являюсь сторонником реформы избирательного законодательства? Потому что я считаю, что нам не хватает конкуренции партий. Ведь именно партийная конкуренция порождает идеологические, экономические и социальные программы, которые презентуются гражданам, и уже сами люди выбирают, за какую партию проголосовать. И эта партия несёт в себе ответственность за программу и лозунги, которые в ходе выборов предлагались избирателям. Этого у нас, к сожалению, пока нет.
В нормальном обществе с партийной системой выборов, есть партия власти, есть оппозиционные партии, которые наряду с независимыми СМИ, контролируют партию власти и не позволяют ей развращаться. Потому что там развращение политической элиты мгновенно становится достоянием гласности, может быть поводом и причиной к какому-то политическому скандалу, кризису. Я всегда привожу европейские примеры, когда вытаскиваются какие-то негативные факты о президентах и министрах, даже многолетней давности и люди уходят в отставку, причём с позором. Это ещё один дополнительный мотив в пользу политической реформы. Я всегда говорю, что политические реформы связаны с экономикой. Экономика не может двигаться вперёд без динамичной политики и демократического устройства общества. В частности, если сравнить тоталитарную Северную Корею и демократическую Южную Корею по экономическому потенциалу, то разница становится очевидной. Там живут корейцы и здесь живут корейцы, но живут они по-разному.
Владимир Цеслюк: Хотелось бы отметить, что при всем моём отношении не к коммунистам, а к самой партии Воронина, они сегодня, находясь в оппозиции, вольно – невольно заставляют нашу власть действовать с оглядкой. И в этом смысле коммунисты на месте. Чуть что, где-то, какой-то чиновник приобрёл машину за большую сумму денег, они тут же об этом говорят. Как видно структуры власти и оппозиции взаимодействуют, они должны рядом жить, иначе действительно никакого прогресса для вас не будет, не нужно учиться на своих ошибках, посмотрите кругом. В этом смысле Молдова во всех отношениях очень хороший пример: три последних года доказали, что СМИ, партийная конкуренция, абсолютная открытость общества – двигают республику вперед.
Дмитрий Соин: Конечно, я считаю, что конкуренции бояться не надо. И конкуренция не раскачивает, а наоборот стабилизирует общество. Однако абсолютный политический монополизм, создаёт застой и последующее саморазрушение любой государственной системы, как показала практика 20-го века и судьба СССР.
Владимир Цеслюк: Затем появляются брежневские анекдоты. Поэтому не надо доживать до того, когда о тебе будут рассказывать смешные и очень точные анекдоты. Надо жить другой жизнью.
Дмитрий Соин: Первый признак того, что политик выходит в тираж, это когда над ним начинают смеяться и рассказывать, анекдоты в стиле, как про Петьку и Чапаева или Брежнева.
Сегодня у нас был очень интересный и полезный разговор. Надеюсь, мы продолжим наши дискуссии на общественно-политические темы. Огромное всем спасибо за внимание, до новых встреч в программе «Разговор начистоту. Без цензуры!».