Через Приднестровье пошел первый грузовой поезд
В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.
Прибытие поезда
Может быть, первый за шесть лет товарняк – это еще и не событие уровня первого в истории человечества видео от братьев Люмьер. Но это тоже прибытие поезда. И это не кино. Это реальное восстановление полноценного железнодорожного сообщения через Приднестровье.
Поэтому 26 апреля в Рыбнице торжество с размахом. Опять же первое совместное молдавско-приднестровское. Последний раз что-либо приветствовали сообща, пожалуй, еще в Советском Союзе, когда были одной страной, а не двумя противоположными берегами Днестра.
Но сейчас все сошлось. Здесь и премьер Молдавии Филат, и президент Приднестровья Шевчук. Это они 30 марта договорились возобновить железнодорожные отношения. Тогда же решили создать две совместные таможни в Бендерах и Рыбнице. Причем посты предполагается разместить на паритетной основе на территориях, контролируемых приднестровскими и молдавскими властями.
Движение через Приднестровье было прервано в 2006 году. Это назвали “войной экономических санкций”. Тогда Тирасполь объявил участок молдавской железной дороги и его филиалы на территории непризнанной республики своей собственностью и потребовал плату за проезд молдавских поездов. Это вынудило Кишинев направить все составы в обход.
Впоследствии, согласно договоренностям руководителей железных дорог Молдавии, России и Украины, привычный путь восстановили для пассажирских поездов Москва-Кишинев и Одесса-Кишинев. Пустили через Приднестровье и летний маршрут Саратов-Варна. Остальные так и шли на север Молдавии, в объезд. Что же касается грузового сообщения, то Приднестровской Молдавской Республике оставили лишь транзит.
Рыбница сегодня выбрана точкой нового отсчета, во-первых, потому, что это родной город Шевчука, а во-вторых, именно здесь находится Молдавский металлургический завод – системообразующее приднестровское предприятие, наиболее пострадавшее от отсутствия прямого железнодорожного сообщения с Украиной. Продукция шла по маршруту примерно в 3 раза длиннее. Теперь все будет гораздо проще, удобнее, экономичнее.
Эксперты предлагают без лишнего политического пафоса рассматривать это событие исключительно в таком прагматичном контексте. Вместе с тем железнодорожное сообщение на самом деле возвращает Приднестровье к активной жизни. Инкорпорирует республику в единую систему транспортных координат с сохранением собственной индивидуальности. Чем не пример для политического урегулирования?
В Кишиневе, кстати, уже шутят, что со сквозным движением смогут уже буквально сказать, что они Приднестровье насквозь видят. Хотя в политическом смысле непризнанная республика никогда и не скрывала своих желаний избавиться от уязвляющей самолюбие приставки. И в каком-то смысле Тирасполю это удается.
Неделю назад в ходе очередного раунда консультаций в формате “пять плюс два” он впервые был официально признан полноценной и равной Молдавии стороной переговорного процесса. А 26 апреля этот процесс уже стал на рельсы. Причем на рельсы, которые Приднестровье может считать своими.
Приднестровский узел. Даже тот, кто по-прежнему хочет его разрубить, как узел гордиев, теперь вынужден признать в этом сочетании позитив. Ведь теперь это узел железнодорожный. Тот, что связывает. Политический пафос пока считают неуместным, поскольку общие рельсы еще совсем не значат общий пункт назначения. И Тирасполь по-прежнему сохраняет за собой право на выход.
Вообще, железная дорога сверху очень похожа на швы. В них можно увидеть и шрамы. И на всякий случай вспомнить медицину. Ведь если неправильно себя вести, швы могут и разойтись.
Продолжит депутат парламента Приднестровской Молдавской Республики, председатель комитета по внешней политике Дмитрий Соин.
Шейнкман: Восстановление железнодорожного движения через Приднестровье – это прежде всего экономическое событие, либо в этом есть и политика тоже?
Соин: Здесь имеет место своеобразный симбиоз политики и экономики. С точки зрения экономики несомненен огромный выигрыш приднестровских предприятий, которые теряли десятки миллионов долларов на достаточно продолжительном объездном отрезке пути для своих товаров и грузов.
С другой стороны, в этом есть и несомненный элемент политики, потому что речь идет о договоренностях Шевчука и Филата, которые предполагают процесс дальнейшего сближения Приднестровья и Молдавии. Поэтому мы можем рассуждать о некоем миксе политики и экономики.
Наши предприятия очень сильно страдали из-за того, что им приходилось проходить сложнейший путь от производства своей продукции до ее доставки потребителю. Особенно от этого страдали металлурги, цементники, да и, собственно говоря, другие производители тоже.
Шейнкман: Вы говорите о дальнейшем сближении Приднестровья и Молдавии. У этого сближения есть какой-то ориентир, какой-то предел?
Соин: Эти пределы заложены конституциями двух стран. По Конституции Молдова является унитарным государством. В свою очередь Приднестровье по действующей Конституции является суверенным, независимым демократическим государством. И правовых оснований для объединения с Кишиневом у Тирасполя нет.
Поэтому если мы и говорим о сближении, то я бы это назвал скорее какой-то разрядкой напряженности в отношениях. Был достаточно длительный период холодной войны, которая сопровождалась в том числе и нанесением экономического ущерба Приднестровью. Сейчас эти завалы, эти боевые редуты начинают постепенно демонтироваться.
Мы надеемся, что наши отношения будут ровными, конструктивными и направленными в первую очередь на повышение уровня жизни и в Молдове, и в Приднестровье. Ведь нам нельзя забывать о том, что и Молдова, и Приднестровье являются беднейшими странами Европы с крайне низким уровнем жизни.