НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Швеция интересна для Приднестровья, как социальное и демократическое государство

Эксперты // 08:48, 4 апреля 2012 // 1753

Как сообщало ранее  ИА "Лента ПМР",  в адрес Министерства иностранных дел нашего государства поступило письменное обращение от заместителя главы Посольства Швеции в Республике Молдова Бьорна Ковальков-Халварссона с просьбой организовать встречу с председателем Комиссии по внешней политике и международным связям Верховного Совета Приднестровья Дмитрием Соиным. Встреча состоялась 28 марта в стенах парламента. Публикуем выдержки из выступлений сторон.

 


Д.С. Дорогой Бьорн,  мне приятно видеть Вас на нашей приднестровской земле, и я надеюсь, что роль и значение Швеции, как государства, на деле продемонстрировавшего, что такое настоящие принципы демократии и социально ориентированного управления страной будет для нас позитивной и стабилизирующей. Поэтому я с удовольствием отвечу на те вопросы, которые у Вас есть и в порядке дискуссии мы сможем обменяться различными мнениями, по тем актуальным темам, которые волнуют сегодня международное сообщество и граждан Приднестровья.

  


Бьерн:  Спасибо большое. Я действительно заинтересован услышать Ваше видение ситуации и рассказать о наших планах.   Но в первую очередь хочется услышать, какие Вы видите точки соприкосновения в нашей работе.

  


Д.С. Дело в том, что конечно же работа всех органов власти в условиях не признанного государства происходит в очень сложных, не простых условиях. Деятельность депутатского корпуса  не исключение и Комиссии по внешней политике в том числе. Понятное дело, что основной ресурс и  потенциал Приднестровье может получать, на мой взгляд от расширения международных контактов и связей. Причем  это контакты не только политические, но и социо-культурные, экономические, контакты связанные с расширением общего кругозора нашего населения и в первую очередь молодежи. Я имею ввиду тот же молодежный обмен, который мы с огромным  удовольствием развивали, потому что молодежь в непризнанной стране многим обделена. Ведь  из-за того,  что нет признанности наших паспортов,  большие группы молодых людей не имеющих  паспортов других стран просто не выездные из Приднестровья. Я считаю, что в этом имеется элемент грубого нарушения основополагающих прав человека, в частности права на свободу перемещения. Если бы Молдова под  влиянием международного сообщества  легализовала  наши документы, то это  хотя бы частично  решило данную проблему. Ведь в любом случае де-факто Приднестровье существует:  есть наши паспорта, другие документы, есть люди, которые здесь живут, органы власти и если мы говорим о налаживании  диалога, то  он может строиться лишь на том, что мы взаимно идем на уступки друг другу, конечно исходя в первую очередь из интересов населения, которое здесь проживает.

 


Теперь о внутренней ситуации в ПМР. Понятно, что о нашем экономическом кризисе и так много сказано, но повторюсь по основным позициям:  это 70-ти процентный  дефицит госбюджета, промышленный сектор лежит на боку, -  предприятия либо не работают вообще, либо работают не в полную загруженность.  Имеют место большие сокращения трудовых коллективов и связанный с этим рост безработицы, урезание зарплат и ликвидация социальных пакетов.  Аграрный сектор пока подает признаки жизни, но на мой взгляд, это лишь вялые признаки и не более того. Потому что традиционно наш край славился овощами и  фруктами, а на сегодняшний день мы вынуждены делать ставку на технические культуры, которые убивают наши  почвы. Это тот же рапс, который во многих странах вообще запрещен для посева. Там люди смотрят на поколение  вперед, чтобы не убить  собственную землю, а мы с помощью рапса  ради сиюминутной выгоды вытягиваем из нее последние силы. Назвать это каким-то прогрессом в сельском хозяйстве  очень сложно.

  


Сфера обслуживания у нас  за последние годы вроде как ожила, но она все равно не соответствует тем стандартам, которые существуют сегодня в той же Европе. Поэтому приток туристов минимальный, хотя места здесь интересные. У нас мог бы развиваться аграрный, экологический, исторический  туризм. В Приднестровье  есть много исторических мест интересных для зарубежного потребителя.

  


Я считаю, что у нас были бы хорошие перспективы в случае развития  областей связанных с образованием и здравоохранением. В сфере просвещения, уникальность региона заключается в том,  что здесь можно получать образование на русском языке. При этом у нас с Востока Украина с одним государственным языком, а с Запада  Молдова, то же с одним государственным языком. И там и там есть потребность получения образования на русском языке и молодежь могла бы ехать к нам на учебу. Но мы пока, к сожалению,  не можем дать того образовательного качества, которое привлекло бы сюда зарубежного потребителя. И второй момент, -  это все те же пресловутые проблемы с признанием дипломов. Следует совместно добиваться того, чтобы выпускники с нашими документами об образовании без проблем получали работу за границами  Приднестровья.

 


Я думаю, что если бы мы подняли уровень сферы услуг, то конечно, к нам бы поехало больше иностранцев. В итоге, стала бы поступать живая валюта и появились  новые рабочие места.

  


Ну и конечно стоит вопрос о развитии новых технологий. Одна из крупнейших  экономических проблем Приднестровья заключается в том,  что наши предприятия в основном строились под нужды военно-промышленного комплекса СССР и сейчас просто потребности в них  нет. Альтернативу этому я вижу в  развитии  отношений с крупными Западно-Европейскими и Российскими производителями. Тут могли бы работать  филиалы их промышленных производств, например конвейерные сборки, как это практикуют некоторые автоконцерны и производители компьютерной техники. В этом отношении Приднестровье идеально, так как у нас пока еще есть квалифицированная рабочая сила, интеллектуальный потенциал и благоприятный климат.  При этом уровень зарплат и соцобеспечения в регионе  ниже чем в странах производителях и  это было бы им интересно. Кризис в экономике порождает массовый  отток из Приднестровья трудоспособных  молодых жителей  и общее старение нашего населения. Процентное соотношение  в демографической  карте ПМР явно уходит в сторону людей пенсионного возраста, что порождает тяжелые экономические и социальные последствия. 

 


Блок экономических проблем соответственно отражается на политической надстройке, в которой происходит стагнация и регрессия. Мы ожидали, что после смены власти в Приднестровье произойдут серьезные политические реформы. Во всяком случае, что касается лично меня и как депутата и как председателя партии «ПРОРЫВ!», я рассчитывал, что будут внесены изменения в избирательный кодекс и мы наконец перейдем хотя бы к смешанной избирательной системе, что повысит позитивную роль партий и усилит демократичность политической системы. Так же я рассчитывал, что на государственных теле- радиоканалах появятся новые лица, новые эксперты, представители оппозиции, те, кто тоже боролся в свое время с режимом Смирнова. Я полагал, что они получат площадку для высказывания своего мнения пусть даже критического. К сожалению этого я пока не увидел. Не происходит пока либерализации законодательства по общественным организациям и независимым СМИ. Возможно это грядет в какой-то перспективе, но дни, недели и месяцы уходят, а этого все нет. Была даже попытка уже в новой политической реальности провести через парламент законопроекты разработанные в период Смирнова – Антюфеева, которые устанавливали жесткий контроль над общественными организациями и политическими партиями фактически нарушая демократические принципы и конституционные права граждан. Слава Богу их удалось торпедировать на пленарном заседании Верховного Совета. Эти законы максимально затрудняли деятельность общественных организаций, которые работают с грантами зарубежных стран, в первую очередь России и Евросоюза.  Законопроекты создавали такую отчетность гражданского общества перед государством, что даже в сталинские времена такого не было.  Так же была попытка затруднить деятельность в Приднестровье филиалов иностранных организаций типа «Красного креста», в которых нуждается наше население. Ну и по политическим партиям  наносился серьезный удар. От них требовалась отчетность о поступающих средствах, вводилось требование допускать на все свои мероприятия сотрудников исполнительной власти. В общем это были тоталитарные законопроекты. Но я могу Вам сказать, что общими усилиями депутаты отклонили все эти законодательные инициативы. У меня есть любимая поговорка: «Ленин умер, но дело его живо». Это значит, что ментальность управленческую придется переделывать еще годами. Просто смена президентов, министров и депутатов, ничего еще не значит, абсолютно ничего! Могут быть лишь какие-то колебания общей линии, а мы должны переделать управленческую ментальность. Это подразумевает, что президент, премьер, министры, депутаты, чиновники разных рангов должны научиться нормально относиться к тому, что их допустим критикуют, что не все их решения позитивно воспринимаются обществом, ни везде им аплодируют и стоят перед ними по стойке смирно. Правящий класс обязан понять, что гражданское общество должно иметь право высказывать те или иные свои позиции, включая критические, а власть обязана прислушиваться к этим высказываниям. Если мы не сможем добиться этого, то мой прогноз такой, что политическая система начнет стагнировать и мы вернемся в смирновско-антюфеевские времена.
Касаясь политических реформ скажу, что у меня на этом направлении есть несколько концептуальных позиций. Первая касается реформы государственных СМИ. Необходимо допустить на телевидение, радио и в официальные газеты все политические силы, включая оппозиционные. Возможно следует отказаться от гостелевидения и ввести такой институт, как общественное телевидение. Это более демократичное и удаленное от органов власти телевещание. Вторая позиция касается реформы избирательной системы, - она должна стать партийной, как в России и большинстве успешных стран Европы. Либо на переходный период смешанной. Сегодня Россия дает нам мощный пример того какое внимание там уделяют партийному строительству и привлечению партий к управлению государством. Если не будет сильных партий, то не будет демократии, - это однозначно. Может быть где-то в Великобритании или в США мажоритарная система выборов и хороша, потому что там столетняя демократия, а в наших условиях это во-первых коррупционная система, а во-вторых она тормозит развитие политических партий. Зачем развивать партию если проще раз в пять лет прийти на избирательный округ, раздать какую-нибудь подачку избирателям, стать депутатом и потом спокойно решать собственные бизнес-проекты. И кстати сказать в мажоритарной системе коренится одна из причин почему до сих пор в Приднестровье практически нет масштабных партийных программ, почему не формируются теневые правительства, как в Европе, нет скамейки запасных для исполнительных и законодательных структур. 


Поэтому мы работаем и надеемся на то, что борьба с прошлым принесёт всё таки свои плоды и лицо Приднестровья начнёт  меняться. Без многопартийности и независимых СМИ невозможна борьба с коррупцией и построение эффективной экономики. Об этом говорит опыт самых успешных европейских государств. Этим путем следует двигаться вперед.
Меня встревожило, что в послании президента Евгения Шевчука, многое говорилось об экономике и скорее всего правильные вещи, но, ни одного слова не было сказано о политической реформе. Я понимаю обеспокоенность главы государства экономическим положением республики. Но как было сказано ранее без политических реформ не возможен экономический прогресс и борьба с коррупцией. Кто-то должен подсказать это президенту. Неужели нам снова пытаются протолкнуть рецепт госуправления от Игоря Смирнова: «главное, чтобы в холодильнике всё было, а демократия подождёт»,  - не подождёт потому что, как показывает практика, политические свободы являются мощным стимулом для конкуренции, роста качества и по сути развития всего экономического сектора. И везде, где политические свободы минимальны, как правило, экономика находится в стагнации. Это объективная закономерность, которую следует понять правящему в ПМР классу.


А наша экономика конечно шалит. Когда я смотрю международные новости, и вижу тревогу на лицах дикторов и экспертов, которые говорят, что в Португалии или в Испании, или Италии, преодолен 5-6 процентный дефицит госбюджета и страна на грани паники, принимаются экстренные меры, я смотрю на них и посмеиваясь, говорю, наивные люди, если бы они жили при 70-ти процентном дефиците госбюджета, как мы.

 


Бьерн: После этой встречи я проведу встречу в торгово-промышленной палате, и с ними буду обсуждать программы по развитию нового предпринимательства, но предприниматель не будет заниматься деятельностью, если не верит в то, что будет защищён от произвола властей и экстренных внешних шоков. Стабильность нужна и я думаю, что Конкурентная Демократия её создаёт. По поводу репутации ПМР, мне кажется необходимо больше приезжих из стран Европы.


Д.С. Критика ещё ни кому не вредила, но необходимо, чтобы она была объективной. У нас, признаюсь, еще осталась советская ментальность: если покритиковали то это катастрофа, и человек, который тебя критикует становиться твоим врагом. Меня, например, всегда подбадривают европейские примеры, когда с министерских постов снимают людей, которые в студенческие годы совершили плагиат при написании диссертации. Это был министр обороны Германии, сейчас президент Венгрии обвиняется в этом же. Или вот президент той же Германии покинул пост из-за того, что ему частный перелет оплатил друг бизнесмен. В Израиле осудили на 7 лет бывшего президента, за то, что он домогался своей секретарши и сидит он в одной камере с бывшим министром здравоохранения осужденном за коррупцию. Уверен, что во многом в этом причина высокого уровня жизни и свобод в этих странах. Для нас всё это звучит дико и не привычно. А почему?, потому что надо вернуться к тому,  с чего мы начинали: необходимо чтобы сменилась наша ментальность, должны появиться те центры, которые регулярно критикуют действия власти. Иначе не сформируется сам институт гражданского общества, где власть имеет контролёра в лице граждан страны. А ведь если контролёр не критикует того, кого контролирует, это не контролер. Для меня, как депутата и лидера НДП «ПРОРЫВ!» в этом заключается суть и смысл дальнейшего развития свободного и процветающего Приднестровья.