Президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов в интервью корреспонденту ИА «Лента ПМР» прокомментировал встречу в Одессе президента ПМР Евгения Шевчука и Премьер-министр Республики Молдова Влада Филата
Встреча президента ПМР и премьер-министра РМ в Одессе не привела ни к одной конкретной договорённости. Это и ожидалось. Между тем, Кишинёв в ответ на одностороннее решение об отмене 100%-й пошлины на товары, ввозимые из Молдовы, мог бы сделать своё «алаверды». Самый реальный ответный шаг – свободный экспорт товаров из ПМР прямиком на Украину. Можно было бы также сделать декларацию о готовности максимально быстро восстановить телефонную связь ПМР-РМ в том виде, как она была до осени 2003 года.
Этого не случилось. Отсюда вывод: руководству ПМР есть смысл постоянно обсуждать вопросы социально-экономического характера, жизненно важные для приднестровцев. Среди таковых: восстановление полноценного железнодорожного сообщения через ПМР, телефонная связь, возврат «Интерднестркому» 1 миллиона долларов за отобранную у компании в 2004 году лицензию на работу в Молдове, упомянутый экспорт на Украину, признание приднестровских документов в РМ (включая акты регистрации гражданского состояния) и т.д.
Но статусные вопросы, и, прежде всего, будущую модель отношений ПМР-РМ, обговаривать ныне смысла нет. Почему? Кишинёв после 1 января занял откровенно недружественную позицию, начав пропагандистскую кампанию за вывод российских миротворческих сил из ПМР. Ясно, что гибель В.Писаря была поводом. На деле имела место попытка изменить соотношение военных сил в зоне безопасности, чтобы в будущем было легче предъявлять ультиматумы Тирасполю, подкреплённые силой. Без российских союзных войск соотношение войск, техники и боеприпасов резко меняется не в пользу Приднестровья.
Поэтому Тирасполь должен на каждом шагу повторять о неизменности миротворческого формата на Днестре вплоть до того момента, пока конфликт не будет целиком и полностью улажен. Как – это иной вопрос.
Сейчас приднестровские руководители и дипломаты говорят, что формат миротворческой операции может быть изменён лишь на основе консенсуса, как и предусматривают ранее подписанные документы. Это верно. Но этого может оказаться недостаточно, потому что Кишинёв предпочитает бить в одну точку – заменить МС на гражданских наблюдателей. Например, вице-премьер РМ по реинтеграции Евгений Карпов даже заявлял после инцидента 1 января, что якобы достигнуто общее согласие по снятию бетонных блоков на постах и КПП, а также по разоружению миротворческих патрулей. На деле это не соответствовало действительности. Просто это была попытка застать врасплох новое руководство ПМР и вынудить его к сдаче позиций в важнейшем вопросе о формате миротворческой операции.
Поэтому, как говорил Мао Цзэдун, следует «бороться остриём против острия». А именно: вслед за напоминанием о консенсусе по формату миротворческой операции постоянно и прямо говорить, что наличие разделительных миротворческих сил РФ-ПМР-РМ весьма эффективно, и менять этот формат приднестровская сторона не видит никакой необходимости.
Соб. корр. ИА «Лента ПМР».