Комитет по защите Конституции и демократии в минувшее воскресенье провел в центре молдавской столицы первый митинг с требованием немедленной отставки правящего Альянса «За европейскую интеграцию». Акции заявлены как постоянно действующие до конца апреля текущего года. С одним из основателей КЗКД — бывшим руководителем министерства национальной безопасности Анатолом Плугару беседует корреспондент агентства НИКА-пресс.
— Итак, господин Плугару, создан Комитет, известны инициаторы его создания, обозначены основные цели, в общих чертах ясны приемы протеста, а отсюда легко просматриваются ближайшие перспективы развития событий на площадях и улицах Кишинева. Вы, должно быть, рассчитываете, что сторону Комитета примет заметная часть молдавской общественности. Несомненно также, что и Вы и Ваши соратники задавались вопросом: как быть гражданину страны, который, с одной стороны, никогда не голосовал за партию Юрия Рошки, который сегодня выглядит самым активным членом Комитета, с другой стороны, не меньше Рошки ненавидит нынешнюю власть? Есть еще одно обстоятельство, заставляющее нормального гражданина сомневаться, а то и подозревать подвох. Точно такие же протестные настроения демонстрирует и лидер ПКРМ Владимир Воронин. Точно также и он зовет людей на баррикады, что делает ситуацию еще запутанней и отчасти лукавей. Людей, презрительно относящихся к коммунистам-воронинцам, и никогда не принимавших политику «фронтистов» Рошки, согласитесь, много. Можно, если взять за точку отсчета результаты последних парламентских выборов, с известной точностью определить их численность. Им-то что делать? Оставаться в своих квартирах и со стороны наблюдать, как и когда полетят клочья либо от протестующих, либо от властей ?
— Все просто: надо всем придти на всенародное партийное собрание.
— Партийное?
— Да. Повторюсь – на всенародное партийное собрание, или, если хотите, на всенародное вече. При этом замечу: никто не призывает встать под знамена партии Рошки. Мы предлагаем самую широкую площадку, мы ставим перед собой самые широкие общественные задача. Название нашего Комитета говорит само за себя. О перспективах, конечно, пока рано говорить. Все будет зависеть от первых реакций граждан на наши призывы.
— А как Вы определите реакцию граждан?
— По их числу и по настрою людей, приходящих на наши мероприятия. Для меня, как для публичного и неравнодушного человека, важно, чтобы я выполнил своей общественный долг. Я, как и все мои товарищи по Комитету, себя предлагаю обществу – давайте все вместе выступим против действующей власти со следующими требованиями, предложениями, лозунгами… Дальше уже не мое дело. Откликнутся – хорошо. Нет… Так тому и быть. Более того, я очень рискую. Все активисты Комитета рискуют. Мы же выступаем против власти. Да, мы — легальная организация, да, мы используем допускаемые законом методы борьбы. Но никто не знает, как поведет себя сама власть. Представьте: власть решила провести референдум, а тут какая-то группа граждан намеревается периодически выходить на площадь и говорить, что власть – это идиоты. Здесь же замечу, что действующая в стране власть показала свой низкий уровень не только в вопросе избрания президента. Такая власть, если ей будет больно от подобных выступлений и разоблачений, то она постарается нас наказать, усмирить, нейтрализовать.
— Об этом Вы говорите, чтобы поддерживающие Комитет люди оценили уровень общего риска для участвующих в акциях?
— Я об этом говорю только для того, чтобы всем было ясно: выступления даже против такой беспомощной власти, как Коалиция «За европейскую интеграцию», требует известной смелости и готовности к испытаниям. Теперь к Вашему вопросу. Конечно, намного удобнее тем, кто ни за Рошку, ни за Воронина, сидеть у телевизора в теплых тапочках и ехидно комментировать события. Такое невмешательство не нужно никому. Оно еще хуже, чем быть членами, как считают эти осознанно неравнодушные, «плохих партий». Я же считаю обращения Комитета к гражданской ответственности за судьбу Молдовы всех ее жителей своевременными и по сути состоятельными. Все – на общенародное партийное собрание! Собираемся, обсуждаем, предлагаем и спрашиваем народ, что делать. И никаких силовых действий. Не будет ни вывороченных из мостовых камней, ни поджогов, ни погромов. Затем появится соответствующая резолюция.
— А если найдутся в ваших рядах желающие повторить апрельские события 2009 года?
— Мы не исключаем, что появятся в наших рядах провокаторы. Это уже наша забота. По части сохранения мирного характера протеста нас, я думаю, поддержат все правоохранительные органы страны. Мы обладаем и различными источниками информации, что даст нам возможность контролировать развитие событий на площади и избежать нежелательных инцидентов. Мы обратимся к участникам акции – будьте внимательными, берегите друг друга и саму идею, позвавшую вас на акции. Но по большому счету власть несет главную ответственность за то, чтобы протест не превратился в хаос, за которым, как правило, следует длительная политическая неопределенность. Это сама власть своим отношением к гражданам и к стране вынудила к протестам. Так будь добра терпеливо и с пониманием отнестись к праву народа на протест.
— Представим, господин Плугару, такое: Комитет принимает резолюцию «власть – долой и никаких вариантов». Представители комитета являются в кабинеты высшего руководства Молдовы, знакомят их с содержанием грозных текстов «кончилось ваше время». Представим также, что они уходят, печально или злобно понурив головы. Разве это не силовая акция?
— Нет, не силовая. Они уходят добровольно и, понимая, что их политика пришла в противоречия с чаяниями заметной части народа. Чем больше на площадь будет приходить людей, тем убедительнее будет требование покинуть руководящие посты.
— Сколько же должно быть народу, чтобы действия Комитета становились все убедительнее?
— Во-первых, Комитет – это неоднородная группа. Во-вторых, в нем нет никаких начальников и быть не может. Общее руководство, общие решения…Низшие и высшие пределы участвующих в акциях, конечно же, никто не устанавливал. Что касается отставки лидеров Альянса. Я, например, не торопился бы адресовать требования уйти премьеру Филату. Они, безусловно, все хороши – эти командиры трехпартийного союза. Однако, с моей точки зрения, более или менее добросовестно и хорошо действует глава кабинета министров. Его никак не сравнишь ни с балагуром Гимпу, ни с бездельником Лупу и бездельником в квадрате Дьяковым. Ответьте мне: что делает полезного для страны и Лупу, и Дьяков? Когда найдем лучшего премьера, тогда и будем говорить об отставке Филата. Но что здесь важно. Филат как премьер особых претензий не вызывает. А вот к Филату — лидеру Либерально-демократической партии есть претензии серьезные, и их много. Например, он, руководитель организации, должен был быть первым, кто собрал бы партийную фракцию и предостерег бы депутатов от заведомого нарушения закона во время выборов президента 16 декабря. Филат должен был бы, пользуясь своим статусом партийного лидера, сказать: ни в коем случае не показываете свои бюллетени перед тем, как опускать их в урну.
— Вы считаете, что все-таки были договоренности лидеров Альянса о демонстрации бюллетеней?
— Меня данное обстоятельство не волнует вообще. Важнее, что был нарушен закон. Так вот – Филат пошел на поводу и автором провокации. А зря. Поступи он как настоящий партийный лидер, то и отношение к нему было бы сегодня иным. По крайней мере, он предстал бы перед общественностью тем деятелем, для которых важнее законы, нежели какие-то партийные или межпартийные интересы. Вообще, у меня по факту демонстрации бюллетеней сформировалось мнение, что все, происходившее тогда в парламенте, плюс к тому широкие улыбки депутатов, принявших участие в позорном для всей страны действе, было осознанно подготовлено, чтобы окончательно унизить страну, ее законы, всех ее граждан. По закону – выборы президента проводятся секретным голосованием. Как еще проще определять поведение депутатов! А они нарушали и при этом улыбались. Кошмар. Стыдно. Так ведут себя либо провокаторы, либо политические дебилы. Если они не знали закона, то тем более гнать их надо из парламента. Незнание закона не освобождает от ответственности любого гражданина. Если законов не знает чиновник или депутат высшего законодательного органа государства, то с таким деятелем следует поступать соответствующим образом – гнать в шею. Вообще, если бы мы все жили в цивилизованном государстве, то после этого срама с показом бюллетеней многие бы наши государственные чиновники и депутаты парламента должны были бы добровольно сложить полномочия.
— Допустим, что вскоре все они, в ответ на проснувшуюся совесть и вняв требованиям Комитета, уходят в отставку. Потом-то что?
— Начнем с господина Лупу – председателя парламента. Следовательно, в повестку дня заседания парламента стоит вопрос избрания нового спикера. Собираются депутаты, и здоровая часть фракции ЛДПМ вместе со здоровой частью фракции ПКРМ и с не менее здоровыми представителями партий Плахотнюка и Гимпу выберут здорового руководителя высшего законодательного органа.
— Вы не оговорились – партии Плахотнюка?
— Я не оговорился.
— Комитет за спасение… будет удовлетворен таким началом процесса «по оздоровлению высшей молдавской власти»?
— Разумеется. Далее. Вносится в повестку дня работы парламента избрание и премьера, и президента. Давайте, господа, избирайте, формируйте работоспособные органы власти… Опять не сможете справиться с простым, в общем-то делом, уходите. И при чем тут какой-то референдум! Есть законом предусмотренные обстоятельства и сроки проведения плебисцита. Они-то и диктуют дальнейшее поведение властей. Только в воспаленном мозгу могла родиться идея проведения референдума. Ищут способы задержаться во власти хоть на несколько месяцев? Фокус не пройдет. Ладно, отбросим все нюансы. Но нельзя менять Основной законно страны, если за это не проголосовало хотя бы половины избирателей, а нам предлагают условия, по которым всего одна треть избирателей должна участвовать в референдуме. Ну, хотя бы пятьдесят процентов плюс один избиратель. А предложения вообще убрать порог явки! Так нас далеко заведут. И как, скажите, после этого не выходить на площадь. Что с ними прикажете делать, с такими управителями!
— Но если все так понятно, возникает вопрос: на что лидеры Альянса надеются?
— Как мне кажется, они надеются на то, что молдаване такой народ, над которым можно издеваться бесконечно. Еще раз повторюсь: если не учитываются мнения большинства народа, то это что-то другое, но никак не референдум, никак не совет с народом.
— Господин Плугару, Вы говорите о людях, которые стремятся удержаться во власти. Зачем им такая власть? Неужели так уж сладко и комфортно восседать в высоких кабинетах, когда все вокруг рушится, народ бедствует, бежит из страны семьями?
— Я думаю, что, к примеру, основная масса депутатов парламента – это эдакое политическое мясо, обеспечивающее право и возможность группе кишиневских небожителей делать деньги.
— В Молдове есть возможности делать большие деньги?
— Такие вопросы задают обычно люди, не имеющие представления, что у нас на самом деле происходит. Имея хорошие связи и доступ к определенным потокам и механизмам, можно стать долларовым миллионером, находясь и в молдавской провинции. Основной источник это, конечно, контрабанда. Медикаменты, спиртное, табак, бытовая электротехника…
— Предел терпения молдавского общества существует или мы согласимся с расхожим мнением, что над нашим народом можно бесконечно издеваться?
— Давайте сегодня не будет повторять полушутливый и полуиздевательский тезис о том, что мамалыга не взрывается. Насколько я знаю и понимаю состояние и душу народа, к которому я принадлежу, между мамалыгой и пластитом нет никакой разницы. Нужен соответствующий запал, детонатор. Направление его поиска, как мне кажется, определено верно. Те, кто неравнодушно оценивают общую обстановку в стране, именно об этом думают — о соответствующем запале, то есть о том, как привести всех нас к нормальным нормам жизни, к эффективному строительству государства по имени Республика Молдова.