Генеральный директор российской Издательской и консалтинговой группы «Праксис», шеф-редактор журнала «Сократ» Иван Фомин прокомментировал ИА «Лента ПМР» насколько сегодня руководство Молдовы заинтересовано в смене лидера в ПМР:
«Мне кажется, Молдавия сегодня заинтересована в любой дестабилизации ситуации в ПМР, чем более глубокой, тем для них, конечно, будет интереснее. Вы лучше меня знаете, кто сегодня находится у власти в Молдавии – это оголтелые националисты, главной целью которых является поглощение ПМР и дальнейший слив всей этой конструкции в Румынию. Все, точка. И что бы они ни говорили, кроме этого, все остальное вторично по отношению к этой главной цели их политики. Поэтому, конечно, для ПМР никакой позитивный диалог с этими людьми невозможен. Имеет смысл, скорее, искать в Молдавии, среди ее политического спектра те более реалистичные и, менее националистически настроенные силы и группы, которые готовы взаимодействовать и сотрудничать в дальнейшем с ПМР на равноправной основе.
Смена элит в ПМР, особенно не эволюционная, а конфликтная, с непредсказуемыми последствиями, с долгим периодом нестабильности конечно крайне желательна для нынешних молдавских элит. Ведь консолидированное сообщество людей, с твердой центральной властью, гораздо сложнее «раскачать», склонить к принятию каких-то невыгодных условий, чем общество, находящееся в состоянии конфликта, или в неустойчивой постконфликтной стадии. А ведь всякая революционная смена власти – это конфликт и нестабильность, как до самого момента смены властных элит, так и после, в тот период, который уйдет у новой власти на оценку ситуации, расстановку своих людей на ключевые позиции, успокоение и стабилизацию общественной жизни, стабилизацию внешних связей и пр. На стабилизацию ситуации потом могут уйти годы, а именно это и нужно всем врагам независимости ПМР.
Поэтому повторюсь, революционная смена власти в ПМР, разрыв традиции сохранения и укрепления независимости республики, вообще дестабилизация в ПМР – это, конечно, «голубая мечта» как молдавских «евроинтеграторов», так и их кураторов из ЕС и США, так, к сожалению, и их вольных или невольных «симпатизантов» из некоторых кругов и групп российских элит, стремящихся заслужить дополнительные очки в глазах своих западных «целевых аудиторий».
Поэтому, мне кажется, что конечно, в интересах ПМР и ее народа – эволюционная модель смены власти, и сохранение традиции, политой кровью, традиции сохранения и укрепления независимости республики.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о «сигналах из Москвы» — мне кажется, главным сигналом, которого действительно ждут народ и элиты ПМР, является не назойливое подталкивание под локоть избирателей, не советы, за кого голосовать, а скорейшее и безотлагательное признание государственной независимости Приднестровской Молдавской Республики со стороны Российской Федерации. Вот тот единственный и неповторимый сигнал, которого все давно ждут, и который сегодня должна подать Россия и народу ПМР и всему остальному миру.
И действительно, если последует признание ПМР со стороны России, тогда все предвыборные баталии сразу потеряют нынешнюю остроту, т.к. вопрос статуса ПМР уже не будет стоять на повестке дня, и любой избранный лидер ПМР уже просто не сможет повернуть вспять это довольно трудно проворачиваемое «колесо истории».
Поэтому, если действительно в ходе этих выборов не стоит вопрос о статусе ПМР, как уверяют нас многие наблюдатели и советчики, то тогда возникает вопрос к российским элитам – почему вы не идете на признание государственности ПМР? Ведь это сразу сняло бы все вопросы, и выборный процесс стал бы действительно внутренним делом Приднестровья, не угрожающим, как сейчас, его существованию. Пока, к сожалению, этот вопрос остается без ответа.
Поэтому, конечно, всем сторонникам независимости и друзьям ПМР, да и всем тем, кто заинтересован в укреплении суверенитета самой России, сегодня, нужно ставить со всей прямотой этот главный и самый актуальный вопрос всей приднестровской политики, и всей российской политики на этом направлении – вопрос безотлагательного признания государственного статуса ПМР со стороны России. Остальное – вторично, ненужно, или невыгодно ни России, ни ПМР.»
Соб. корр. ИА «Лента ПМР»