Печатная версия интервью Председателя НДП “ПРОРЫВ!”, депутата Верховного Совета ПМР Дмитрия Соина Интернет каналу “Днестр ТВ”.
Дмитрий Соин: Я с пониманием отношусь ко всему. Была такая эпоха в Приднестровье, когда то война, то блокада. Может быть, даже не каждый в начале 90-х годов хотел руководить чем-то, опасаясь, а вдруг Приднестровье закончится завтра, а я вот буду отвечать за это. Вот такая сложилась команда, какая она и есть. И я бы в отличие от отдельных радикальных высказываний, в первую очередь, президента Смирнова поблагодарил за то, что он 20 лет держал оборону, держал саму республику. Но если он, как лидер страны, не поймет, что пора произвести перезагрузку Приднестровья, то он уже из человека, который способствовал сохранению республики, превратится в ее разрушителя. Причем, для него внутренняя мотивация будет благая: я, пока не признают ПМР, должен быть Президентом. Я никому передоверить это не могу. Звучит это вроде бы даже аргументировано. Если мы посмотрим на выступления общественников, которые его поддерживают, то они говорят, что Смирнов несговорчивый, он, вроде как, не предаст. И, глядя на этих людей, я понимаю, что уж они то точно не коррупционеры, которые поддерживают схемы сверхобогащения и бьются за этот режим из корысти. Это абсолютно наши приднестровские люди – патриоты, как правило, с низким достатком, но которые выходят на экраны и говорят: “Мы за Игоря Николаевича.” Они реально боятся за судьбу Приднестровья. Но ещё раз подчеркну, не будет перемен – не будет республики. Это очевидная вещь. Мы потеряли почти половину населения. Вот как не говорят о кризисе в России,что постсоветский период, распад, население сокращается, но Россия не потеряла же половину граждан. У нас было 740 тысяч населения, сейчас по переписи 500 тысяч, а реально если есть около 400 тысяч, то это хорошо. То есть де-факто мы потеряли половину жителей. Даже в Белоруссии во время войны погиб только каждый четвертый, то есть 25 % населения, а, извините, мы половину потеряли. Это же почти война, это очень серьезные звонки.
Второй момент: что осталось от промышленного потенциала? Что осталось от сельхозпотенциала? Сейчас пытаются развитие агросектора подменить выращиванием рапсовых по сути сорняковых культур. Сорняка, который, убивает почву, позволяя при этом быстро снять какие-то дивиденды. Серьезным сельским хозяйством мало кто занимается. А если и занимаются, то это какие-то отдельные случаи.
Корр.: Ну банками сейчас, насколько я знаю, занимается власть, это наиболее актуальная для власти тема. Напомню, что Игорь Николаевич Смирнов в своё время сказал, что нам не нужно ни сельское хозяйство, ни министерство сельского хозяйства. Что необходимо мы привезем в республику. Вот и завозим. У нас на прилавках масса чужих продуктов: украинских, российских, немецких, турецких, но только не своих.
Дмитрий Соин: В том-то и дело, поэтому, говоря о том, что люди, выступающие за перемены, готовят сдачу республики, нас вводят в заблуждение. Это, по меньшей мере, не серьезно. И это притянутая за уши проблема. Дело в том, что затягивание с переменами погубило Советский Союз. Вовремя проведенные реформы в Китае сохранили страну. Вот вам два простых примера – две сверхдержавы. Одна погибла, пала. Вторая, проведя гибкие, жесткие, при этом контролируемые, с точки зрения правового поля, перемены только выиграла благодаря этому. Китай – сейчас вторая экономика мира. Поэтому я бы вот этот наш разговор, который коснулся почетного звания, больше обратил на социальные проблемы. На самом деле, жизнь, как и честь, принадлежит только самому человеку, отнять это указами президента невозможно. А вот самое важное зерно в нашем разговоре это то, что, люди мыслящие, интеллектуальная прослойка, интеллигенция должны всё-таки найти в себе силы заговорить о проблемах общества, о необходимости перемен и реформ. Просто заговорить. Если этого разговора не будет, последующие 5 лет мы просто-напросто не переживем.
Расшифровано и опубликовано ИА «Лента ПМР» с согласия «Днестр ТВ»