iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Откровенный диалог – Дмитрий Соин: Ч.2 “… Время Игоря Смирнова прошло

Корр.: Вы действительно считаете, что время Смирнова прошло?
Дмитрий Соин: Да, я считаю, что время его прошло. Есть объективные социальные законы развития общества. Как бы ни сопротивлялась команда Игоря Николаевича, она обречена на поражение. Даже если он выиграет предстоящие президентские выборы, на самом деле это не будет означать победы. Это будет лишь небольшая отсрочка в его уходе. Причем это будет уже уход по какой-то сложной схеме, возможно, через  какие-то социальные потрясения. У президента Смирнова есть уникальный шанс поступить, так как в свое время поступил Борис Ельцин, как относительно недавно поступил Владимир Путин. Ведь Владимир Путин в расцвете сил, отбыв два президентских срока, добровольно фактически передал управление приемнику, – Дмитрию Медведеву. Хотя были в России инициативы, предлагавшие снять в Конституции норму об ограничении президентских сроков двумя. В отличие от Игоря Николаевича, Владимир Путин – молодой политик, полный сил и энергии. Но, правила игры есть правила игры. Если мы один раз не будем их соблюдать, потом второй и третий, то  в итоге пойдем по беспределу. Время Игоря Смирнова прошло потому, что каждый политик востребован своей эпохой. Игорь Смирнов был востребован эпохой становления Приднестровья, отстаивания независимости в условиях агрессии, блокад, и других видов давления. Но для того, чтобы Республику признали, она должна быть понятной современным элитам России, стран СНГ и той же Европы. Если наша элита непонятна, то признания никогда не будет.
Тогда возникает вопрос: в принципе те примеры, о которых вы говорили – это Борис Ельцин, Владимир Путин.  Это результат удачного решения кадровых вопросов, кадровых решений. Вы считаете, что Игорь Смирнов в последнее время кадровые вопросы решает верно, или есть проблемы?
Тут я даже хотел бы сослаться на мнение внешних экспертов, потому что наше внутреннее мнение могут обозначить политизированным или ангажированным. Все  внешние эксперты говорят, что в Приднестровье у властных структур нет «скамейки запасных». У нас за 20 лет строительства Республики не выстроена система кадрового резерва.

Корр.: Почему?
Дмитрий Соин: Потому что самые деятельные люди, творческие, активные в итоге покидали Приднестровье. Они оказывались невостребованными властью. Это парадокс Игоря Смирнова. А может быть он и правильно делал с точки зрения укрепления личной власти потому что он никогда не приближал к себе людей, которые в перспективе могли бы ему составить конкуренцию. Это, на мой взгляд, связано с тем, что Игорь Николаевич по своему типу такой человек, который будет за власть бороться до конца. Это, несомненно, вызывает определенное уважение к нему  как к мужчине, как к человеку, который считает: «Это мое и я буду за это биться». Но государство нельзя воспринимать как собственную квартиру, или машину, или дачный участок. Сосед снес забор у тебя и ты с ним конфликтуешь. Государство все-таки это общественный организм и надо подчиняться законам общественных, а не личных интересов. Защищая свои позиции Игорь Николаевич формировал таким образом команду, чтобы из нее не вырос конкурент. Альтернативных центров власти не было. Не было «теневых» партийных структур, партийное строительство подавлялось искусственно. Партии – враги для нынешнего режима. Игорь Николаевич этого не скрывает. Независимые СМИ – это вечная угроза. НПО или какие-то отдельные эксперты – это тоже какие-то  фрондеры, которых надо постоянно держать под «увеличительным стеклом». В итоге мы пришли к тому состоянию, к которому пришли.

Корр.: Гражданское общество необходимо, но в гражданском обществе не должно быть НПО. Это позиция окружения Смирнова. Он не один раз это высказывал. Но все-таки. Общество созрело к переменам вы считаете?
Дмитрий Соин: Несомненно объективная потребность в переменах у большинства социума.

Корр.: Наверняка будет не один кандидат в президенты, а их например,  будет  много. В таком случае, Вы примите решение баллотироваться?
Дмитрий Соин: Решение это очень сложное, потому что для меня это не игрушки какие-то, чтобы пойти побаллотироваться лишь бы помелькать где-то в качестве кандидата. У нас следующая позиция: 17 июня был партийный съезд, где прозвучали выступления, в которых моя кандидатура предлагалась для баллотирования на эту высокую должность. Я взял слово и сказал буквально следующее: «В интересах дела, в интересах реформ и позитивных перемен, –  формирование мощной межпартийной реформаторской коалиции. Если эта мощная реформаторская коалиция выдвинет единого кандидата, то партия «ПРОРЫВ!» и лично я, предложу поддержать этого кандидата во имя ПОБЕДЫ». Подчеркну: ОБЩЕЙ ПОБЕДЫ. Потому  что этот переходный внутриполитический этап, на самом деле, будет очень сложный. То, что уже сейчас началось: нападение на нашу палатку «ПРОРЫВ! – ЗА ПЕРЕМЫНЫ!» в Тирасполе, нападение на офис ММК-НДП «ПРОРЫВ!» в Бендерах, задержание там же нашего активиста и суд над ним, разгром офиса «Обновления» в Рыбнице, милицейский рейд против молодёжного лагеря «Обновления»  в Кицканском лесу, все это говорит о том, что произойдет реальная и серьёзная схватка. Если оппозиция будет раздроблена, то  конечно её легко сломают.

Корр.: Вся оппозиция считает себя реформаторским течением. В таком случае речь идёт не о реформаторских позициях, а скорее всего о том, смогут ли они объединиться в одно целое. Например, коммунисты. Вы будете объединяться с ними в одно целое?
Дмитрий Соин: Если будет создаваться широкая коалиция, то те разногласия, которые у нас объективно были и есть, должны остаться на заднем плане. Ведь мы прекрасно понимаем, что если не будет позитивных изменений: уже в этом году – политических, а в следующем – экономических., отсюда уедут остатки трудоспособного населения и молодёжь. Тут вообще никого не останется. Люди просто начнут массово уезжать.

Корр.: Призыв Соина: Старая песня, Требуем «ПЕРЕМЕН!»  –  это актуально сейчас, как никогда. Всё-таки есть у Игоря Смирнова достаточно значительное число своих сторонников. У оппозиционеров протестный электорат. Также растёт доля противников ныне действующего Президента  Смирнова требующих, чтобы он не баллотировался на этот срок. Можно сказать, что расклад сил примерно 50/50. Это моя точка зрения. В этом случае Вы считаете, что оппозиции нужен единый кандидат? Или всё-таки произойдет ее дробление? Каминский идёт отдельно – от «Обновления», Шевчук пойдёт самостоятельно, наверняка будет ещё несколько кандидатов. Говорить о едином коалиционном фронте сомнительно. Ваше мнение.
Дмитрий Соин: Власть всегда была заинтересована в раздробленной оппозиции. Я думаю, что ею будут подпитываться не имеющие шансов на прохождение, но тем не менее разрывающие электорат кандидаты. Чтоб раздробить протестное поле. Но я, как социолог, могу предположить, что будет второй тур на этих выборах. Потому что кандидатам, включая действующего Президента, будет сложно проскочить 50-ти процентный барьер, – 50 процентов плюс 1 голос, чтоб сразу победить. И если будет второй тур, то консолидированный протестный электорат скорее всего объединиться, а это на мой взгляд, не менее 60 % нашего общества. Соответственно для действующего Президента, второй тур политически смертелен. По большому счёту, ему нужно выигрывать с первого тура. С кем бы Игорь Смирнов не вышел во второй тур, он может проиграть.
 
 
Материал расшифрован и опубликован с согласия редакции «Днестр ТВ» журналистом ИА «Лента ПМР».