iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Грязное дело. К выборам в местные структуры самоуправления

Политологи, наблюдатели, журналисты сбились с ног в поисках более или менее точных оценок поведения всех участников избирательной кампании по формированию местных структур самоуправления Молдовы. Вроде бы нашли слово –  «популизм». Мудреное и для непривычного слуха, оно, конечно же, по-своему  характеризует определенные высоты человеческой деятельности. А по-простому оно обозначает вранье, брехню, треп (нецензурные формы опускаем), вешание лапши на уши, лепить горбатого, гнать туфту… Милая такая  подсказка, что кандидаты от ведущих в стране партий, занимаясь  популизмом,  занимаются трепом, брехней, враньем… Ну, понятно. Возьмем кандидатов на пост кишиневского мэра: один обещает в каждом районе столицы построить бассейн и демонстративно ходит сдавать кровь, хотя раньше никогда не переживал за несчастных людей, у которых нет возможности после трудового дня поплавать в бирюзовой, прохладной водичке, равно как и (по крайней мере демонстративно) не сдавал кровь. Другой обещает хорошие дороги и выходит вместе со всей своей партией прибирать обгаженные пригородные пустыри, хотя до  тех пор, пока не стал кандидатом, о качестве дорог не задумывался (у него было другое партийное задание) и вряд ли когда-нибудь появлялся на людях с веником, призывая граждан: давайте-ка сделаем окружающий нас дворовый мир чище, а то собаки все изгадили, и детям не присесть возле песочка.

Третий обещает снизить в Кишиневе цены на услуги, но зато повысить их качество, хотя всем известно, что эту-то сферу быта никто, кроме безупречно действующих рыночных механизмов и норм,  отрегулировать не сможет. Популизм, научно выражаясь, или, говоря сообразно происходящему сегодня вокруг нас в рамках борьбы за места во власти, – (здесь то самое нецензурное слово). Оно всем известное, – хлесткое и жужжащее – давно, еще с советских времен, клопом пригрелось в нашей памяти и всегда выползало на свет, когда мы видели и слышали наглецов, обещающих нам то коммунизм, то каждой семье по квартире, то победу над  мироедским чиновничьим классом, то счастье в СНГ, то еще большее счастье в Европе. И пусть не обижаются на нас, т.е. на электорат, за грубость и угрюмость, кандидаты, идущие к нам, так сказать, с добрыми делами и лучшими намерениями. Это они, и такие, как они, давно и даже с некоторой печалью в голосе определили: «Политика – грязное дело». И значит тогда мы все – сначала  агитаторы, а потом и агитируемые –  в грязи, чтобы не сказать в дерме. Способ всеобщей отмывки есть. Он тоже всем известен. Надо требовать отчета и ответа за вранье и пустые посулы, надо научиться критически реагировать на агитационные девизы, придуманные партийными белоручками, и научиться голосовать мозгами. Процесс этот обоюдный, и если он не идет, тормозит без повода,  вязнет без причины, то, значит, в нас самих есть что-то такое гаденько-ленивое; тот никчемный человечишка, которому нравится оставаться в грязи.

Молдавские эксперты, да и политики, дружно утверждают: такой грязной кампании по выборам в местные органы власти еще не было. Лукавый народ. Все не так. Грязи было всегда предостаточно. Просто к маю-июню 2011 года ее накопилось за двадцать лет внутриполитической молдавской неразберихи столько, что и кажется, все – край.  Молдавский политический дермоотстойник переполняется. Обилие политических формирований,  никогда и ни за что не отчитавшихся перед избирателем за свое вранье, грозит Молдове моральной катастрофой. Еще неделя-другая избирательной кампании и мы захлебнемся.  Хотя… Фактически узаконенная политическая грязь не может означать неминуемой гибели молдавской партийно-общественной цивилизации: и в самых ядовитых болотах и коллекторах отмечается какая-то своя жизнь. Уж не про нас ли этот анекдот? Навозный червяк  – навозному червяку: это, сынок, наша Родина.

Грязными приемами борьбы за власть, а потом и за удержание ее в руках, особо отличались товарищами из ПКРМ.  Впервые они, начинающие оперяться после потерь в  90-х, применили полюбившиеся им потом политтехнологии зимой 1996 года – во время президентской кампании. Бросив кличь, – коммунисты и сочувствующие должны во втором туре голосовать не за Лучинского, а против Снегура, воронинцы пустили слух в партии, что последний, если останется у власти, намерен начать второй срок правления с разгрома ПКРМ. Для пущей убедительности всему корпусу районного   руководства ПКРМ было приказано эвакуировать в потайные места партийные архивы и позаботиться о личной безопасности и безопасности своих семей. Сработало. Прятали хорошо. Перепугались сильно. А им из Кишинева слали: ой, смотрите, в Молдове пока еще больше фонарей, чем коммунистов. Можно себе представить,  с какой надеждой они и их близкие голосовали за Лучинского.

Воронинцы, как это принято у экспериментаторов, испытали свои идеи  на сереньких и послушных партийных мышах. Опыт дал потрясающие результаты.

Потом понеслось – лучше не придумать. Кто-то удачно и ко времени стрелял по окнам президента Воронина и взрывал двери редакции газеты «Коммунист». Объяснение нашлось мгновенно: враги перемен в стране, намеченных коммунистами, целят в светлое будущее Молдовы из стволов, купленных у приднестровских сепаратистов. Было дело – и подпольная печатная продукция появлялась опять же ко времени, чтобы «разоблачить» критиков Воронина… Много чего было. Два примера коммунистических приемов борьбы за возвращение к власти заслуживают особого отношения.

Печатные рассказы и телевизионные картинки о том, как либерально-демократические власти взорвали дамбу, чтобы спасти от затопления населенные пункты Румынии, и, как следствие, погубили (умышленно, осознанно и безжалостно) молдавские земли, а с ними и двух-трех молдаван, а также о том, как кто-то (ха, ясно кто) похитил бывшего директора СИБа Решетникова, пытал его иголками и ядом, обошли в прошлом году всю предвыборную, напуганную Молдову.  Официальные расследования показали, что похищение – инсценировка, взрывы дамбы – вообще бред. Здесь-то и должно было начаться самое интересное. Следственно-судебные институты страны отвечают на вопросы, кто инсценировал, по чьей инициативе, с какой целью во время предвыборной кампании появились идеи распространить ложную информацию о зловещих взрывах и гестаповских пытках; политическое руководство РМ дает свои оценки, как сейчас представляется, действиям провокационного характера и принимает соответствующие решения. Гражданское общество Молдовы высказывает в этой связи консолидированное мнение и, скажем, объявляет общественные слушания, чтобы…

А чтобы что? Власти не пожелали, видите ли, утруждать себя трудной работой думать и принимать ответственные решения – дескать, и так ясно, что все грязный пиар, но даже он, сами убедитесь, не спас коммунистов от поражения на ноябрьских выборах. И в итоге вместо достойного отпора красным провокаторам либерально-демократические власти вольно или невольно приняли от воронинцев предложение-вызов: а кто вам мешает придумать  что-нибудь такое или эдакое, что результативно и в вашу пользу подействует на избирателей.

Ужас весь в том, что коммунисты дошли до пределов грязных действий и фантазий. За ними – окончательная темень и пренебрежение к здравому смыслу и к нервам электората. Дальше мрак. Потому что, если не дали по рукам коммунистам за их  предвыборные изуверства, то придется играть в их  игры и по тем же выдуманным в ПКРМ правилам.  И сейчас властям на предложения воронинцев потягаться в омерзительных выдумках остается обвинить лидеров ПКРМ, ну, скажем, в том, что они жарят пирожки с фаршем из бродячих собак и бомжей и скармливают их сиротам в детских домах и постояльцам в приютах для престарелых. Видеоряд, по примеру  коммунистических рассказов, о «взрывах и похищениях», как «либеральные демократы»  топили молдаван и пытали чиновника, можно найти без труда. Вот коммунисты голосуют за то, чтобы начать выпекать очередную порцию пирожков, вот они вышли на пустырь с лопатами и красными знаменами, чтобы убивать бродячих собак и бомжей; за тестомешалку сойдет бетономешалка (объемы-то большие, размах-то производства и торговли коммунистический), а кучи мяса можно снять на рынке.  И текст за кадром, примерно такой: «Если хочешь, чтобы не повторились ужасы воронинского коммунизма, – голосуй за либералов».  При таких сценариях ведения борьбы за избирателей мы точно скоро все опустимся  сначала до  партбилетов ПКРМ, а потом и вовсе оскотинимся.