iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Михаил Кендигелян: «Сегодняшней Гагаузии как никогда нужна политическая стабильность»

О некоторых итогах башканских выборов в АТО Гагауз Ери и о перспективах развития общественно-политической ситуации на Юге корреспондент НИКА-пресс беседует с бывшим спикером Народного Собрания, советником главы автономии по политическим вопросам Михаилом Кендигеляном.

– Михаил Васильевич, сейчас, когда победа на башканских выборах действующего главы автономии Формузала поставлена под сомнение, а итоги выборов оспариваются его соперниками в судебных инстанциях, в гагаузском обществе легко можно обнаружить критические настроения ко всему происходящему. В частности, существует и мнение, что очередную внутреннюю гагаузскую неразбериху следовало бы прекратить, хотябы по причине сохранения прежнего имиджа Гагаузии, показавшей однажды свои способности решать и более сложные, например, внутренние территориально-этнические  проблемы.

– Это так. Думаю, гагаузы правы, выражая свою озабоченность, в том числе и за облик своей Родины, который в очередной раз представляется не в лучшем свете. Скажу больше: у них сегодня есть основания беспокоиться и за будущность автономии. Я лишь напомню, как 2001-2002 годах у нас все начиналось с постыдных выяснений, сколько украдено денег во время строительства общественного туалета и кто украл гуманитарную турецкую солярку, а закончилось грандиозным скандалом в высшем законодательном органе автономии и вынужденной отставкой всенародно избранного башкана Дмитрия Кройтора. Конечно, нам важно сегодня сохранить лицо и власти, и оппозиции, и в целом Гагаузии, т.е. то, что входит в общее понятие имиджа края. Не маловажным является создание и сохранение такой обстановки, которая бы способствовала продолжению привлечения местных и зарубежных инвестиций в народно-хозяйственный комплекс автономии. Для нас сегодня, когда один из этапов развития Гагаузии проходит довольно успешно, особенно актуальным становится классический тезис «Деньги любят тишину». А ее-то пока не видно. Слышны лишь голоса «Долой!», «Не верим!», «Даешь новый тур выборов башкана!».

– Неужели же так все серьезно? Экономические достижения и перспективы – это одно, а политические страсти и амбиции, без которых в политике никуда не денешься, – совсем другое. Может, все само собой уляжется?

– Хороши бы, если так… В условиях Гагаузии случались события, казалось бы, лишенные какой-либо логики и провоцируемые с виду невинными обстоятельствами. Например, в 2002 году, когда в Гагаузии отмечался пик конфликта между Комратом и Кишиневом (те дни у нас до сих пор называют коммунистическим переворотом), вынужден был свернуть свою деятельность в регионе филиал известного швейного турецкого холдинга «Ешим». И  я не припомню случая, когда какая-либо экономически успешная и демонстрирующая тенденции к расширению производства фирма на территории  РМ так поступала по причине, как было сформулировано в заявлении ее руководства, крайне неблагоприятной и непредсказуемой обстановки.    

– Для Вас, Михаил Васильевич, должно быть, не новость мнение сторонников Формузала, что упорные акции протеста «команды Дудогло» являются результатом деятельности кишиневских политиков. Правда, никто не может (или не хочет) ответить на вопрос, какие это политики, и чего же они в итоге добиваются, подогревая таким образом постэлекторальные страсти.

– Есть и такие мнения. Люди вправе думать все, о чем им сегодня думается, гладя на непонятное им до сих пор желание смириться с победой действующего башкана Формузала. Мне, например, не интересно знать или догадываться о том, кто на самом деле стоит за спиной Дудогло и его команды. Мне было бы спокойнее думать о том, что он, будучи не самым последним в Гагаузии чиновником и политиком, самостоятельно и без чьей-то помощи фактически выступает  с приглашением Формузала на участие в еще одной, не предусмотренной регламентом состязания схватке. При таком варианте нам, в конце концов,  будет легче найти общий язык.

– Николая Дудогло можно понять. Во-первых, показанный им результат на выборах – на две тысячи голосов меньше, чем получил Формузал – говорит, что он был близок к победе, и подзадоривает его. Во-вторых, он, насколько можно судить по его предвыборной кампании, человек азартный и эмоциональный…

– Все это так. Если бы не одно «но». В ходе избирательной кампании, как мне кажется, и он сам, и его команда настолько поверили в неизбежную победу, что им до сих пор трудно смириться с неудачей, которые в политической жизни встречаются гораздо чаще, чем в спорте. Думаю, агрессивные лозунги «Дудогло – наш башкан» и «Дудогло – победитель» сыграли с ним  злую шутку. Не помогли Дудогло, а наоборот, думаю, помешали публичные заявления председателя Социал-демократической партии Молдовы Шелина, в которых он широко вещал о поддержке со стороны эсдеков Дудогло-кандидата. В Гагаузии, где уже давно устали от участия чиновников Молдовы и лидеров политических партий в формировании высших властей автономии, позиция Шелина лишь отпугнула избирателей от программы Дудогло.

НИКА-пресс