НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Анатолий Каминский: Работа приднестровского парламента была плодотворной

Эксперты // 12:28, 16 сентября 2010 // 1923
altПозади четыре с половиной года работы, которая была насыщенной, плодотворной и непростой. За этот период проведено 9 сессий, 117 пленарных заседаний.

На рассмотрение поступило более двух тысяч законопроектов от субъектов права законодательной инициативы. Верховный Совет рассмотрел и принял около тысячи шестисот законов и постановлений.

Председателем Верховного Совета и его заместителем здесь, в стенах Верховного Совета, было проведено более 270 приемов граждан. Кроме этого, через соответствующие структурные подразделения Аппарата прошло более семи с половиной тысяч обращений. Проводилась активная работа по линии межпарламентского сотрудничества с коллегами из России, Украины, Южной Осетии, Абхазии, Нагорного Карабаха. Организовывались и проводись встречи с представителями посольств, мирогарантийных миссий, иностранных общественных организаций, а также научно-образовательных сообществ.

Принятые законы и постановления были направлены на создание и обеспечение правовых условий развития республики – в сферах экономики, социальной политики, государственной безопасности, правопорядка, образования и культуры.

С уверенностью можно сказать, что совместными усилиями всех ветвей государственной власти, несмотря на порой непримиримые противоречия и дискуссии, во главу угла всегда ставились интересы  граждан Приднестровья и сохранение внутриполитической стабильности.

Впереди десятая, осенняя,  сессия, которой будет завершена работа Верховного Совета четвертого созыва. В законопроектном портфеле на сегодняшний день в Верховном Совете 247 законодательных инициатив. Хочу остановиться на приоритетных направлениях нашей с Вами работы в рамках осенней сессии.

Первоочередная задача – это своевременное рассмотрение и принятие блока законодательных решений, которые в 2011 году определят бюджетные отношения, функционирование налоговой системы, денежно-кредитной сферы, а также тарифную политику государства. Это прогноз социально-экономического развития, основные направления денежно-кредитной политики, пакет налоговых законов, и, безусловно, законы о республиканском бюджете и бюджетах внебюджетных фондов. Основная часть законопроектов уже поступила и находится на рассмотрении в комитетах.

В осенней сессии нам предстоит рассмотреть и утвердить самый сложный бюджет за последние 10 лет. Запланированные доходы в долларовом эквиваленте снизились до уровня 2005 года и составляют около 176 миллионов долларов по консолидированному бюджету и 106 миллионов по республиканскому. При этом расходы в сравнении с тем же 2005 годом выросли вдвое. «Стоимость» финансовых обязательств государства – 364 миллиона долларов в консолидированном бюджете и 265 миллионов – в республиканском. То есть планируемые расходы по республиканскому бюджету будут обеспечены реальными источниками финансирования лишь на треть. Расходы, которые мы планируем, но фактически не можем себе позволить, составляют более 160 миллионов долларов. Таким образом, социально защищенные статьи расходов остаются не подкрепленными собственными ресурсами в полном объеме. Эти обстоятельства должны вызвать тревогу и озабоченность у исполнительных органов власти, особенно министерств экономического блока, глав государственных администраций городов и районов.

В рамках работы над бюджетом Верховный Совет совместно с республиканскими и местными органами власти еще раз проведет тщательный анализ приоритетности, рациональности и эффективности планируемого в 2011 году расходования бюджетных средств. Только выстраивание четкого механизма управления бюджетными расходами в условиях ограниченности ресурсных источников позволит обеспечить своевременность осуществления, прежде всего, социальных выплат и бесперебойность функционирования жизнеобеспечивающих сфер – здравоохранения и образования. Необходимо установить жесткие рамки очередности исполнения бюджетных обязательств, определив основным критерием социальную ориентированность тех или иных расходов. Необходимо отказаться от «распыления» бюджетных средств, необоснованных расходов, сократить или вообще прекратить финансирование второстепенных расходов. При этом не прекращать работу по созданию условий для увеличения поступлений доходов за счет наращивания объемов и темпов промышленного производства, расширения видов услуг и ассортимента товаров, особенно в сфере малого бизнеса, а также максимально использовать потенциал агропромышленного комплекса и переработки сырья. Обязательно провести глубокий анализ исполнения инвестиционных условий приватизированными предприятиями с принятием соответствующих мер.

На мой взгляд, сложившаяся система управления на всех уровнях требует оптимизации, иных подходов в регулировании и глубокой перестройки. Не совсем понятна ситуация, когда на фоне многолетнего снижения численности населения, в том числе граждан, занятых в сфере материального производства,  сокращения численности  детей дошкольного и школьного возраста, чиновничий аппарат динамично из года в год растет и, соответственно, увеличиваются расходы государства на его содержание.

Завершая обзор по данному направлению работы, призываю все комитеты, каждого депутата как субъекта законодательной инициативы, органы государственной власти и местного самоуправления активно участвовать в работе над одним из важнейших законов именно в этом ключе.

Параллельно с законом о бюджете мы должны утвердить прогноз социально-экономического развития на 2011 год. В рамках работы над данным концептуальным документом считаю необходимым особое внимание уделить ценовой и тарифной политике. Рост тарифов на услуги, оказываемые в сфере естественных монополий, услуги государственных и муниципальных учреждений, а также государственное регулирование цен на социально значимые товары, работы и услуги должны быть взаимоувязаны с ростом реальных доходов граждан. Поэтапное повышение заработной платы работников бюджетной сферы, на 6% с 1 января и еще на 6% с 1 июля, нивелируется увеличением регулируемых государством цен и тарифов на 12% с начала года. Минимальный размер оплаты труда также подлежит ежеквартальной корректировке и лишь к  концу года планируется доведение его величины до уровня прогнозируемой инфляции.
 
Полагаю необходимым в целях защиты реальных доходов граждан, сохранения уровня покупательской способности, создания условий для минимизации издержек реального сектора экономики, в рамках утверждения прогноза еще раз совместно с исполнительными органами власти просчитать экономическую обоснованность сформированных тарифов.
 
Экономика, бюджетная система и финансовая сфера государства продолжают испытывать влияние как общемировых негативных тенденций в экономике, так и ряда внутренних факторов: политической непризнанности, препятствий в осуществлении хозяйствующими субъектами внешнеэкономической деятельности, диспропорций в структуре занятости населения, несоразмерности государственной казны и  принятых государством обязательств. В 2010 году завершается реализация двухлетней Государственной программы по минимизации влияния мирового экономического кризиса 2008 -2009 годов на экономику Приднестровья. Так, общий объем прямого бюджетного финансирования за два года реализации антикризисных мер составляет примерно полтора миллиарда рублей. На рассмотрении в Верховном Совете находится отчет за 2009 год, поступает информация о текущем исполнении программы в 2010 году. Нам предстоит рассмотреть итоги реализации Программы и дать оценку эффективности и своевременности предпринятых мер. В концепции бюджетной и налоговой политики на 2011 год, а также в представленном на рассмотрение проекте бюджета сохраняется ряд мер косвенного характера, направленных на поддержку и стимулирование реального сектора экономики, защиту доходов граждан.

Полагаю, что в дополнение и развитие уже закрепленных направлений ряд мер в области таможенного регулирования, тарифной политики, снижения административного давления на экономических агентов, повышения деловой активности в регионе необходимо сохранить в 2011 году.

В целях повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и развития агропромышленного комплекса Приднестровской Молдавской Республики еще одним важным направлением законодательной работы должны стать разработка и законодательное закрепление механизма льготного сельскохозяйственного кредитования на основе государственной поддержки.

Напомню, что уже около полугода функционирует комиссия по выработке взаимосогласованного проекта Конституции ПМР либо проекта конституционного закона ПМР «О внесении изменений и (или) дополнений в раздел III Конституции  «Основы государственного управления». Полагаю, что совместными усилиями представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти необходимо активизировать ее работу и представить на рассмотрение Верховного Совета уже в рамках осенней сессии проект изменений в те положения Конституции, изменение которых возможно без проведения референдума. Подчеркиваю важность этого проекта, поскольку должна быть сформирована стройная система государственного управления. Широкое предметное рассмотрение данного законопроекта станет отправной точкой в проведении давно назревших преобразований в системе органов государственной власти, а также позволит поставить точку в ведущихся спорах вокруг конституционной реформы.

Помимо обозначенных мной приоритетов в деятельности парламента в рамках осенней сессии, в профильных комитетах также будет продолжена работа по совершенствованию законодательства в различных сферах регулирования.

Так, изменения будут направлены на социальную защиту граждан, имеющих детей, граждан, достигших пенсионного возраста, на рассмотрение и утверждение государственной целевой программы, направленной на профилактику такой медико-социальной проблемы, как туберкулез.

В сфере регулирования земельных и жилищных отношений уточнены нормы, вызывающие на практике неоднозначное понимание. Законодательное регулирование должно затронуть и сферу организации транспортного обслуживания населения.

В числе направлений законодательной работы также будет регламентация миграционных процессов, условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, работа над комплексными законодательными актами в сфере гражданской защиты населения, а также регулирования оборота пиротехнических изделий невоенного назначения.

Продолжена работа по совершенствованию законодательной базы государственной молодежной политики, направленной на создание условий, позволяющих формировать личностные качества, проявлять социальную активность у подрастающего поколения.

В декабре 2010 года состоятся выборы депутатского корпуса нового созыва. Для депутатов, которые будут выдвигаться повторно, эффективность и слаженность работы законодательного органа станет основным критерием результативности предвыборной кампании. Комплексный и детальный итог работы Верховного Совета IV созыва мы подведем в конце осенней сессии.

Завершая, хочу еще раз отметить, что прежде всего ситуация в экономике и социальной сфере требует оперативного реагирования, быстрого принятия решений, четкого взаимодействия органов власти. Верховный Совет именно так будет выстраивать свою работу. Нас с вами ждет интенсивная работа, и мы завершим её достойно.