НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2022
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Международная перезагрузка России, США, ЕС и перспективы Приднестровья

Эксперты // 17:33, 22 июля 2010 // 2456
alt13 июля президент России Дмитрий Медведев провел совещание с дипломатами страны на тему «Российская дипломатия: защита национальных интересов и содействие комплексной модернизации страны». По мнению главы РФ, необходимо более эффективно использовать возможности российской дипломатии и внешней политики для решения внутриполитических задач,  как в экономике, так и в социальной сфере.

Президент назвал в числе приоритетных задач модернизацию производства, создание элементов инновационной экономики, выход отечественной продукции на глобальный и региональный рынки.
Дмитрий Медведев обратил внимание на необходимость создания модернизационных альянсов с международными партнёрами, прежде всего с такими странами, как Германия, Франция, Италия и Евросоюз в целом, а также США.

Так же Медведев определил одной из главных задач российской дипломатии укрепление сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, БРИК и АСЕАН.
По окончании совещания Президент вручил российским дипломатам государственные награды. В частности, Министр иностранных дел Сергей Лавров награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Так или примерно так прокомментировали ведущие СМИ РФ последние внешнеполитические декларации Дмитрия Медведева.
И действительно при всех острых противоречиях имеющих сегодня место на мировой сцене очевидно общее стремление крупных игроков к гармонизации отношений, к установке на диалог, на снижение конфликтности. В общем, на глобализацию. Это четко проявилось и в докладе президента России.

И тут скорее следует обратить внимание на экономические мотивации главы России. По мнению Дмитрия Медведева: «Подстёгнутые международным финансовым кризисом, все мы ведём совместный поиск новых подходов к реформе не только глобальных финансово-экономических институтов, но и мирового порядка в целом. Речь идёт, конечно, о более справедливых принципах взаимодействия, о выстраивании отношений между свободными нациями на твёрдых основах, на твёрдых принципах универсального международного права. Такая смена парадигмы международных связей даёт нам уникальный шанс с максимальным КПД использовать внешнеполитический инструментарий для целей модернизации нашей страны. И это, наверное, самое главное, что мне хотелось бы сказать». Да, «Модернизация» это ключевое слово в политической конструкции президента РФ, а оно требует серьезных инвестиций, как финансовых, так и технологических. Без Запада России тут не обойтись. Если Медведев проиграет битву за «Модернизацию», то о втором президентском сроке можно даже не думать.

Поэтому идея «эффективно использовать наш внешнеполитический инструментарий именно для решения внутренних задач, для целей модернизации нашей страны, её экономики, социальной сферы и отчасти политической системы», это часть предвыборной программы Дмитрия Медведева и можно не сомневаться, что тут он будет последователен и динамичен.  
Кто не верит, что это действительно политическая программа может сам изучить структуру выступления Дмитрия Анатольевича. В нем прямо по пунктам расставляются  приоритеты действующего президента. Цитирую:
- Модернизация нашей экономики и прежде всего модернизация производства, создание элементов инновационной экономики. Здесь определены основные принципы модернизации. Но нам нужно решить, сотрудничество с какими странами даст наибольшую отдачу для развития в России соответствующих технологий и рынков для выхода отечественной высокотехнологичной продукции на региональные и глобальные рынки. Это очень конкретная работа, её результат легко оценить, в том числе и руководству страны.
- Укрепление институтов российской демократии и гражданского общества. Мы должны способствовать гуманизации социальных систем повсюду в мире и прежде всего у себя дома, естественно, не поступаясь при этом нашими национальными интересами, и где необходимо, очень жёстко их отстаивая. Но в целом интересам российской демократии отвечает следование как можно большего числа государств демократическим стандартам в их внутренней политике. Речь, конечно, не идёт о вмешательстве во внутренние дела каких-либо стран.
- Борьба с организованной преступностью. Понятно, что это вопрос специальных ведомств, но, тем не менее, существующая система, интернациональная система организованной преступности такова, что и терроризм, и наркоторговля, и незаконная миграция являются по определению международными проблемами. И им, к сожалению, обычно способствует или сопутствует коррупция, что, к сожалению, происходит и у нас в стране. Поэтому это дело всех стран и, соответственно, дело наших внешнеполитических ведомств – нашего МИДа и его представительств.

Из перечисленных Дмитрием Медведевым пунктов вытекает определение им основных, стратегических партнеров России. И естественно это не страны СНГ, не так называемое «ближнее зарубежье». Какой с них толк в проекте «Модернизация», если они сами, либо переживают тяжелейший кризис (Молдова, Украина, Белоруссия), либо разваливаются буквально на глазах (сейчас наблюдаем развал Киргизии). Президент РФ прямо говорит о необходимости формирования специальных модернизационных альянсов с нашими основными международными партнёрами. С кем? Прежде всего, с такими странами, как Германия, Франция, Италия, с Евросоюзом в целом, с Соединёнными Штатами Америки. И это ключевая, базовая тема текущей внешней политики России. Да, страна нуждается сегодня в притоке финансов, технологий, мозгов, современного менеджмента и маркетинга. Хотим мы этого или не хотим, все это России может дать только Запад. Ну, на самом деле, не Молдова же или Киргизия помогут России отстроить «Сколково» или модернизировать отрасли, начиная с автомобилестроения и заканчивая наукой, медициной и образованием?
Конечно, Дмитрия Медведева серьезно воодушевили контакты с европейцами и в первую очередь канцлером ФРГ Меркель. Но еще больший эффект имели встречи с Бараком Обамой, Арнольдом Шварцнеггером и политико-экономическими элитами США. Видимо отсюда относительная американизация внешней доктрины президента РФ, через озвучивание тем демократии, прав человека и борьбы с терроризмом. Цитирую: «Мой недавний визит в Соединённые Штаты, кстати, показал, что сотрудничество в сфере инноваций может быть вполне предметным, а не просто украшением саммита или какой-то досужей идеей. Оно может создавать вполне позитивную повестку дня в отношениях с Соединёнными Штатами Америки и может позволить раскрыть и будущий потенциал нашего взаимодействия. А он не должен ограничиваться только сокращением ракет или пикировкой по отдельным региональным конфликтам». Насчет региональных конфликтов – это уже интересно и для нас!

Затем Дмитрий Медведев обозначил второй по значимости эшелон партнеров: группу БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), а так же страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но для Приднестровья это уже и не столь важно.
Даже говоря о сотрудничестве с СНГ, а это судя по структуре выступления лишь третий по значимости эшелон  внешнеполитических приоритетов РФ президент Медведев особо отмечает, что в этих рамках «стоит задача формирования обширных и взаимодополняющих инновационных пространств, которые должны, кстати, совмещаться с европейскими. Здесь не надо противопоставлять нашу работу с СНГ тем процессам, которые идут на европейском треке, американском треке и азиатско-тихоокеанском». Это конкретный посыл, тем политикам и государственным деятелям содружества, которые пытаются, как в былые времена строить свои доктрины на противостоянии Востока и Запада.

В завершении своего выступления Дмитрий Медведев вновь подчеркивает глубину и стратегическую важность контактов с США, Евросоюзом и даже НАТО. Цитирую: «Я надеюсь, что остатки «холодной войны» уйдут в прошлое. Но мы не имеем права останавливаться на пути налаживания взаимопонимания, становления общих целей между двумя такими сильными державами, как Соединённые Штаты и Россия. Это очень важный, давно назревший шаг. Наша инициатива о заключении договора о европейской безопасности также ориентирована на переход в евроатлантической политике от старой повестки дня к новой. Но нужна коллективная политическая воля, чтобы совершить прорыв в будущее, подвести черту под неопределённостью и дефицитом стабильности последних 20 лет.

Ещё одно замечание касается НАТО. Мы ждём более ясных представлений о том, что будет с НАТО. Нам бы хотелось, чтобы Альянс завершил свою трансформацию и стал современной организацией в области обеспечения безопасности, организацией, которая устремлена в XXI век, а не в ХХ. Если говорить о НАТО, то весьма важно продолжение контактов и с Россией, и в целом выстраивание контактов с ОДКБ, разумеется, при безусловном уважении норм международного права, Устава Организации Объединённых Наций».
Кто хоть что-то понимает в международной политике и дипломатии поддержит меня в выводе о том, что Москва приступила к комплексной стратегической перезагрузке своей внешнеполитической доктрины. Учитывая, что Россия является самым крупным и последовательным  покровителем Приднестровья Тирасполю так же следует своевременно реагировать на изменения международных отношений.  Вопрос в том как? Видимо в недрах приднестровского внешнеполитического ведомства уже созрели или дозревают  серьезные предложения руководству страны и народу Приднестровья.

Однако пока эти предложения еще не оформлены либо не озвучены, позволим предложить, что-то на экспертном уровне.  Например:

1.    Отказаться от конфликтной порубежной идеологии и доктрины цивилизационного сдерживания. Во-первых, это становится не актуальным, немного смешным и даже отягощающим элементом в международном имидже ПМР. Та же Москва, отрабатывая новые евро-атлантические подходы в своей внешней политике, может испытывать раздражение от гиперпатриотичной антизападной риторики  Тирасполя. Ну и конечно, наша риторика была бы хоть как-то мотивирована, если бы мы реально могли остановить даже на пару часов продвижение войск НАТО на Восток. Реально силовые структуры ПМР способны эффективно противостоять лишь Молдове, но не более того. Пример крупных государств, с сильными армиями, таких, как Югославия и Ирак наглядно демонстрирует итоги антинатовских войн прошлого десятилетия. Полагаем, что Приднестровью такой сценарий не подходит.

2.    Внутренняя и внешняя политика ПМР должна более ярко и публично основываться на общеевропейских, а значит и российских политических ценностях в области защиты прав человека, свободы слова, демократии, качества жизни и всего того о чем так любят поговорить мировые лидеры Обама, Медведев, Меркель, Саркози, Берлускони и другие фигуры из этого ряда. Заявлять, что-то иное, например, о вреде демократии, многопартийности, глобализации вредно и бесполезно. Ставить себя в один ряд с Ираном и Северной Кореей не стоит. У тех хоть есть многомиллионные народы, древние философские и религиозные общественные устои, сильные армии и возможно ядерное оружие. Приднестровье небольшая, экономически слабая страна, с которой даже воевать не надо – достаточно закрыть границы, остановить экспорт-импорт и будет достаточно для короткой, но трагической «лебединой песни». Так что господа давайте учитывать реалии дня.

3.    Следует активнее проталкиваться в медийное поле СНГ и Европы. В европейское поле даже в первую очередь. Для этого стоит выгнать с работы министра «пропаганды» Беляева и его команду бездельников, модернизировать республиканские СМИ, сформировать группу специалистов в области международного информационного маркетинга и немедленно приступить к работе. Возможно, придется раскошелиться на сотрудничество с крупными пиар агентствами США и ЕС. Хотим мы этого или нет, но следует срочно корректировать международный имидж ПМР. Из «черной дыры» мы должны превратиться в «светлый луч правды, демократии и справедливости». При другом раскладе нас просто «замочат в сортире» и  глазом не успеем моргнуть.
Да, надо сказать огромное спасибо президенту Дмитрию Медведеву. Благодаря ему, его контактам, заявлениям и выступлениям у нас есть шанс проснуться, выйти из гипноза и приступить к саморазвитию и самоспасению. «Модернизация» в этом деле должна стать ключевой мыслью и словом. Без этого мы просто провалимся в пустоту, а это вряд ли входит в планы полумиллиона пусть бедных, но трудолюбивых и гордых приднестровских людей.

Международный отдел
Народно-демократической партии «ПРОРЫВ!»