НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Добрые намерения и дорога в пустоту…

Эксперты // 11:59, 25 мая 2010 // 2152
Заявление президентов России и Украины по Приднестровью породило двоякие чувства.
altСовместное заявление президентов Российской Федерации и Украины по Приднестровскому урегулированию породило двоякие чувства. Формально оно подарило надежды на решение конфликта  с выгодой для себя и Молдове и Приднестровью.  Например, Кишиневу,  несомненно,  понравятся следующие строки соглашения, предлагающего урегулировать конфликт: «На основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова, конституционного нейтралитета и формирования единого правового, экономического и оборонного пространства». Вот только слово «нейтралитет» явно не понравится кое-кому из лидеров нынешнего правящего альянса, но об этом позже.

В свою очередь, Тирасполь будет использовать для аргументации своей переговорной позиции, к примеру, эти строки соглашения:  «Российская Федерация и Украина, выступающие в качестве посредников и стран-гарантов справедливого и всеобъемлющего урегулирования приднестровской проблемы, подтверждают свою приверженность ранее достигнутым в переговорном процессе договоренностям. Они считают неотъемлемыми составляющими урегулирования укрепление доверия между Республикой Молдова и Приднестровьем, обеспечение стабильного социально-экономического развития в регионе, дальнейшее становление институтов гражданского общества, соблюдение прав и свобод человека в соответствии с нормами и принципами международного права. При этом они исходят из необходимости решения приднестровской проблемы исключительно мирными политическими средствами путем равноправного диалога с целью определения особого надежно гарантированного статуса Приднестровья». Если перевести эти с строки на простой язык, то они прозвучат так: «Приднестровье де-факто независимое и самостоятельное, а поэтому, братья молдаване, договаривайтесь с ним на равных и к общей выгоде». А фраза «особый гарантированный статус Приднестровья» Тирасполем может быть интерпретирован следующим образом: «Для нас самый гарантированный статус – это независимое государство, имеющее особые отношения с Россией, а  при благоприятном развитии ситуации – и с Украиной.

Будь сегодня в Кишиневе у власти силы, ориентированные на Россию, или хотя бы твердо и внятно декларирующие принцип реального нейтралитета Молдовы, положение ПМР было бы посложнее.  Но Тирасполю как всегда везет. Правящая в Молдове двойка Гимпу-Филат настроена на интеграцию во все евроатлантические структуры. Сочетающий в себе должности и спикера, и президента страны Михай Гимпу демонстрирует прохладное отношение к перспективам независимого молдавского государства и влюбленно посматривает на Бухарест. В свою очередь, молдавский премьер Влад Филат не скрывает своих евроатлантических амбиций. Им уже предлагался референдум о вступлении в НАТО, и всячески демонстрировалось особое отношение к этому военно-политическому блоку и США. Поэтому надежды на то, что Молдова сохранится как нейтральное государство, весьма призрачны. Исторически так сложилось, что Бессарабия всегда тяготела к сильным международным субъектам. Когда усиливалась Российская Империя, а затем и СССР, Кишинев примыкал к Москве, когда Россия переживала кризисные явления – начинался дрейф в противоположную сторону. Геополитически  – это движение в  Румынию и евроатлантические структуры.

Расчеты Москвы и Киева на стабильный конституционный нейтралитет Молдовы могут рухнуть под звон бокалов румыно-молдавских унионистов, отмечающих день объединения Великой Румынии. А из этого вытекает понимание того, что на основе заложенных в совместное заявление по Приднестровью принципов, урегулировать конфликт не удастся. Хладнокровный анализ ситуации в РМ показывает, что вернуть эту республику в зону восточно-славянского влияния, скорее всего не получится. Слишком велико влияние Румынии, Евросоюза, и НАТО.
Бухарест долгое время сыпал пыль в глаза Москве и Киеву, тщательно скрывая рост своего могущества в Молдове. За пророссийскими декларациями тех же коммунистов в течение последних 8-10 лет происходила кропотливая работа румын в сфере экономики, образования, масс медиа, а также в выдаче гражданства Румынии. Пришло время сбросить маски. Вся мишура и иллюзии о мечтаниях большинства молдаван строить независимое государство, да еще и пророссийской ориентации растворяется, если взглянуть на то, кто сегодня спокойно и уверенно правит в Кишиневе.
Такое положение дел оставляет лишь два сценария решение конфликта. Сдача Приднестровья Молдове под громкие фанфары якобы выгодного Москве и Киеву миротворчества на основе закрепления в конституции РМ принципа государственного нейтралитета.

Конечно, нейтральная Молдова устроила бы и Москву, и Киев. Но не Бухарест с его амбициями и не НАТО,  которое уже обосновалось в Румынии, и скорее всего не собирается останавливаться на достигнутом. В Киеве особенно ревниво относятся к прорумынским тенденциям в регионе. Потеряв остров Змеиный и примыкающий к нему нефте-газовый шельф, Украина не хотела, бы потерять в добавок Южную Бессарабию и Северную Буковину. А это реально в случае усиления Румынского присутствия в Центральной и Северной Бессарабии. Для Москвы сохранение своего влияния в Молдове – вопрос государственного престижа и усиление евроатлантических, а тем более прорумынских тенденций, Кремль не устраивает. Противостояние румынской, а вместе с ней и евроатлантической экспансии мотивирует консолидацию усилий Москвы и Киева на этом направлении. Более того, это укладывается в рамки общей стратегии потепления российско-украинских отношений. Вполне логично, что в условиях формирования русско-украинского альянса вновь реанимируются планы урегулирования, похожие на те, что рождались в разные времена то Примаковым, то Козаком, но заканчивались фиаско, в первую очередь, из-за радикальной позиции Кишинева. Определенную роль играли и противоречия между Москвой и Киевом, что позволяло сторонам конфликта играть на этом. Но, даже нарастив, таким образом, потенциал, российско-украинский альянс вряд ли найдет ответ на вопрос: как, имея у власти в РМ  Гипу и Филата,  обеспечить реальный нейтральный статус Молдовы? Это непростая задача даже для тандема Медведев – Янукович. Слишком долго и системно работали румыны и евроатлантические структуры в Молдове, чтобы успех Москвы и Киева был железно гарантирован. Реализация этого успеха возможна только в случае победы на выборах левоцентристской пророссийской коалиции в РМ. А победит ли она?
В условиях политической неопределенности в Молдове, объединив вопреки воле приднестровцев РМ и ПМР, в Румынию в обозримой перспективе будет отдана не только Центральная и Северная Бессарабия, но и геополитически значимая полоска Приднестровья. Этот восточнословянский буфер в случае сваливания Молдовы в Румынию или в НАТО защитит интересы и Украины, и России.  Если же он будет, как сказано в совместном заявлении Януковича-Медведева, на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности, и формирования единого правового, экономического и оборонного пространства задвинут в Молдову, то вместе с нею и уплывет за Прут.
Отсюда возникает другая концепция, построенная на принципе «не навреди». Зачем, пока не ясна судьба молдавского государства, Приднестровье подталкивать в объятия Кишинева? К чему такие геополитические риски? И почему вновь разменной монетой должен выступить народ, отстоявший в тяжелой борьбе свою независимость, и выразивший на референдуме желание быть с Россией, а не с Молдовой? Вопросов много, но трезвый политический расчет показывает, что спешка в реализации тех или иных стратегий в регионе только повредит стабильности. Пока же добрые намерения могут легко привести в пустоту или в Румынию.

Вместо скоропалительных миротворческих инициатив было бы лучше сконцентрироваться на решении вопросов повышения уровня жизни и демократии  в регионе. Коррупция, нищета и нарушения основных прав человека присутствуют на обоих берегах Днестра. Пока и Молдова, и Приднестровье не вышли на уровень мировых стандартов в этих областях, говорить об их интеграции, мягко говоря, преждевременно. Кроме того,  необходимо определяться с маршрутами движения сторон конфликта. Маршрут Приднестровья стабилен – это независимость и союз с Россией. А вот у Молдовы с этим проблемы.  Если РМ сохранит нейтральный статус, то можно искать формулу взаимного сосуществования. Если же Кишинев так же уверенно, как и сегодня продолжит путь в Румынию и НАТО, то придется все же признать очевидное - независимость ПМР.

Социологический информационно-аналитический «С-Центр», Тирасполь