НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Максим Шевченко: статус Приднестровья определен референдумом

Эксперты // 12:00, 24 мая 2010 // 2255
altУ Дмитрия Медведева и Виктора Януковича есть шанс выступить  серьезным тандемом в решении молдо-приднестровского конфликта. Очевидны предпосылки к налаживанию их стратегического политического партнерства. Приднестровская проблема, конечно, не стоит так остро, как проблема непризнанных государств в других регионах постсоветского пространства, как, например, на Кавказе. В целом  суверенитет ПМР доказан выбором, который народ Приднестровья сделал во время референдума, проголосовав за независимость и партнерство с Россией, а также всеми принятыми нормативно-правовыми актами ПМР.

Считаю, что не стоит вынуждать Тирасполь подчиняться власти Кишинева. Я не понимаю, почему Приднестровцы  должны вдруг ни с того ни с сего  признавать  власть, глава которой заявляет, что молдаване – это румыны. Приднестровцы не поддержат румын, в то время, как и.о. президента Молдовы утверждает, что молдаване и румыны – это один народ.  В таком случае, те, кто «один народ», пусть и будут румынами. А те, кто так не считает – имеют право самоопределяться.

Полагаю, что и Украина, и Россия понимают, что заставить Тирасполь что-либо сделать  против воли своего народа невозможно. А воля народа Приднестровья очень ярко и четко выражена.
В ПМР ведется острая внутриполитическая  борьба, но в целом приднестровцы оказывают доверие политическим лидерам, которые говорят от имени республики.

У меня отсутствует понимание, насколько необходимо трансформировать успешную миротворческую операцию России в регионе на общегражданскую миссию под эгидой миссии ОБСЕ. Зачем нужно ОБСЕ приглашать  в статусе менеджера процесса урегулирования и смотрящего за Молдовой и Приднестровьем. ОБСЕ  никогда не было объективным контролером. Во время «Югославской резни» ОБСЕ никого защитить не смогло. ОБСЕ практически является инструментом притягивания  новых стран Восточной Европы к Евросоюзу, уничтожению их экономики и выстраиванию зависимости от Запада.
Выражаю уверенность в том, что у России, Украины, стран СНГ, у ОДКБ и других структур, которые существуют на постсоветском пространстве,  хватает собственных ресурсов для того, чтобы гарантировать независимое и спокойное  развитие народов Приднестровья и Молдовы. Эти ресурсы должны быть пущены в ход. Причисляю себя к ярым противникам того, чтобы Президенты России и Украины передавали подобные полномочия европейским структурам, поскольку ничего хорошего эти евроструктуры на постсоветское пространство еще не принесли.

Кроме того, следует отметить, что в самой организации ОБСЕ лидируют Германия, Франция, Италия, а Россия, как бы она того ни хотела, никогда не будет задавать тон и повестки дня в ОБСЕ. Наоборот, за ширмой России, Украины и Казахстана будут реализовываться некие меры, которые не будут отвечать интересам народов наших стран. Гораздо лучше выстраивать собственные структуры по урегулированию конфликта, и ни в коем случае не вынуждать народ Приднестровья соглашаться на диктат Кишинева. Угроза конфликта и повторение событий 1992 г. будет сохраняться, пока в Кишиневе будут люди, которые заявляют, что молдаване – это румыны.

Выбор, который недавно сделал молдавский парламент, этот выбор, на мой взгляд, не исключает возможность нормального мирного урегулирования, но в то же время подчиняться кишиневским националистам приднестровцам все таки не стоит. В ПМР проживают молдаване, гагаузы, русские, евреи, армяне, другие национальности  – и все обладают равными правами. Приднестровье никогда не делит своих граждан по национальному признаку. В республике обеспечены равные конституционные права развития языков народов Приднестровья. Введены три государственных языка – русский, молдавский, украинский. На них ведется преподавание в школах, делопроизводство и надписи на улицах населенных пунктов Приднестровья.

Я удивлен, почему Молдове отдается приоритет в диалоге по урегулированию? Реалии показывают, что в Молдове проблемы с демократией, европейскими стандартами, и она к тому же не соответствует принципам мультиэтничности Приднестровья. Это не Приднестровье, а Молдова должна приводить в порядок свои законы. И если Кишинев согласен с этим – только тогда можно говорить об урегулировании. Молдове необходимо согласовать свой политический формат с Тирасполем. Если этого не сделать  – то и в таком случае Молдова Приднестровью не нужна.

Алена Аршинова, специально для ИА «Лента ПМР»