НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Политические последствия для Украины наводнения на Днестре

Эксперты // 15:35, 3 августа 2008 // 4391

Несчастье есть несчастье. Разгул стихии причинил огромный ущерб, унес несколько десятков жизней и создал проблемы примерно миллиону людей, оказавшихся в зонебедствия. Косвенные последствия наводнения, прежде всего, экономические, ощутят на себе еще несколько миллионов человек. Все это так, но было бы непростительным идеализмом полагать, что наводнение не будет использовано как факт в политической борьбе - и в Украине, и в Молдове, и в Румынии, и в Приднестровье. Предлагаемая статья освещает в основном события в Украине. Однако выводы, предложенные читателю, верны и для любой другой страны, территории которой пострадали от днестровского наводнения.


Пороки управления

Что бы ни говорили о непредсказуемости разгула стихии, основная причина

катастрофы - грубые ошибки природопользования, допущенные в течение ряда лет. Именно эти ошибки: массированная вырубка лесов без рекультивации разработанных участков, непродуманное гидротехническое строительство, пренебрежение мерами безопасности - мол, все равно "Днестр мелеет" в сочетании с рядом неблагоприятных климатических факторов и привели к наводнению.

Но большая вода шла по Днестру не столь уж и быстро. И факт неизбежного наводнения, и его примерные масштабы в каждом отдельно взятом населенном пункте были известны, по меньшей мере, за неделю, в самом крайнем случае – дня за 3-4 до начала подъема воды. Это не столь уж и малый срок. Он позволяет, по меньшей мере, принять экстренные меры по минимизации ущерба: по отводу воды от жилых кварталов с помощью дренажных канав, по сооружению временных дамб и укреплению уже существующих и т.п. Но практически ни в одном населенном пункте, пострадавшем от наводнения, местные власти не сумели эффективно воспользоваться имевшимся в их распоряжении временным ресурсом. Это неумение - или нежелание - местных властей просчитать развитие ситуации хотя бы на шаг впередносило настолько всеобщий характер, что позволяет говорить о деградации института местной власти в этой части постсоветского пространства.

Подобная болезнь лечится одним способом - перетряской выродившегося управленческого аппарата. Но на практике подобное оздоровление едва ли возможно. Конечно, в Украине местная верхушка все же сменяема, зачастую там не бывает ситуации, когда городское руководство останется на своих местах даже в том случае, если весь город окажется под водой. Однако процесс смены несостоятельного руководства будет определяться не деловыми качествами, а политической необходимостью. Именно это и станет главным следствием наводнения: разбор полетов на местах и война компроматов на местном уровне. Все ошибки местных властей, и реальные, и мнимые, будут вытащены на свет. А поскольку действия местных властей, во-первых, действительно дали немало поводов для их критики, а во-вторых, власти в таких ситуациях уязвимы в любом случае, то следствием наводнения станет изменение политической окраски пострадавших регионов на местном - на областном и на районом уровне. Правда, до местных выборов еще далеко, но на будущие политические расклады наводнение повлияет, это уже неизбежно.


Сила в ресурсах

Однако местные власти на то и власти, что имеют ресурсы, прежде всего – финансовые и информационные. Наводнение и помощь пострадавшим уже в ближайшем будущем станут полем ожесточенных информационных войн, где каждая сторона будет пытаться представить себя в самом выгодном свете. Отдельной темой станет борьба за ресурсы, выделяемые центром в помощи пострадавшим, и за право участвовать в их распределении. Одновременно центральные власти постараются списать на наводнение и меры по покрытию ущерба также и собственные просчеты, включая высокую инфляцию. Объективно, наводнение может стать фактором, укрепляющим позиции премьер-министра Юлии Тимошенко – правда, только в том случае, если у Леди Ю. и ее окружения хватит фантазии для нестандартных, не затасканных пропагандистских ходов. Пока что в этом направленииособых успехов не видно. Пока что премьер-министр Юлия Тимошенко обязала «Укрпочту» и «Ощадбанк» выдавать авансовые выплаты жителям пострадавших от стихийного бедствия районов исключительно на дому. По словам премьера, это необходимо, чтобы избежать очередей в помещениях «Укрпочты» и «Ощадбанка».

Как сообщил в свою очередь заместитель министра труда и социальной политики Павел Розенко, по состоянию на утро 2 августа в отделения «Укрпочты» и «Ощадбанка» передано свыше 30 млн.грн. на авансовые выплаты. В списки тех, кто нуждается в помощи, вошла 21 тыс. семей пострадавших от стихии.

Одновременно тема наводнения и общей борьбы с бедствием может оказаться выигрышной и для набирающего силу пропрезидентского «Единого центра», а также для самого президента Виктора Ющенко, хотя их возможности и уступают в этом плане возможностям премьера.

Прочие партии едва ли смогут использовать тему наводнения для укрепления своих позиций. Регионалы сегодня не готовы к активным и наступательным действиям, тем более, что действовать им, в основном, пришлось бы на чужой территории: наводнение затронуло западные области Украины и лишь на излете – Одесскую область. Левые просто не обладают ресурсом, необходимым для практической помощи пострадавшим, а критика, не подкрепленная позитивными действиями, в данной ситуации будет малоэффективна. Скорее можно предсказать такой ход событий, когда на представителей «третьих сил» присутствующих в местных органах власти, будет возложена по максимуму вся тяжесть вины за произошедшее. А между тем, ситуация продолжает развиваться в сторону ухудшения: так, в Одесской области может возможно, придется отселять около 8 тыс. человек.

Разумеется, не обходится и без злоупотреблений. Центральные власти уже говорят о необходимости строго контролировать целевое использование выделенных средств из госбюджета в пострадавших от стихии регионах. Иной вопрос, насколько осуществим такой контроль.


Долговременные проекты

Юлия Тимошенко уже обязала Государственный комитет по водному хозяйству до 6 августа составить перечень первоочередных объектов, на которых необходимо провести фундаментальные работы для предотвращения затопления населенных пунктов в будущем. По словам премьера, все эти объекты необходимо прописать в отдельном постановлении правительства, «чтобы в любой момент мы были готовы к дождям». Государственную программу предполагается утвердить к ноябрю.

Кроме того, на пострадавшие районы через 2-3 недели после спада воды накатит новая волна проблем: эпидемиологические вспышки. В настоящее время 15% воды в водопроводах пострадавших районов непригодны для потребления, даже после кипячения. Устранить эту ситуацию быстро едва ли возможно – наводнение обрушило многое из того, что работало на последнем пределе. Качество питьевой воды неизбежно станет еще одной первоочередной программой в районах, пострадавших от наводнения.

Вообще наводнение вытащило на свет многочисленные экологические проблемы, копившиеся исподволь и давшие, наконец, совокупный катастрофический эффект. Главы МЧС Украины Владимир Шандра в интервью журналу Корреспондент уже заявил, что считает одной из главных причин наводнения варварское отношение к природе. Местные власти, которые в этом случае, оказываются в роли наиболее виноватых, отчаянно протестуют.

В любом случае, все действенные долговременные проекты по предотвращению наводнений – а необходимость в таких проектах на Днестре действительно назрела, и уже давно – заведомо дороги и масштабны. Вносить их в бюджет придется после долгого обсуждения, в том числе – и в Верховной Раде. Проекты затронут интересы ряда ведомств, возникнут конфликты - словом, дискуссии предстоят бурные. Разумеется, все эти споры также будут иметь явственное политическое звучание.


Внешнеполитическая составляющая

Картина политических последствий наводнения будет неполной, если не упомянуть и о ней. Гидротехнические сооружения на Днестре всегда были предметом споров сопредельных стран. Уже можно предсказать, что на Украину попытаются возложить ответственность за наводнение – мол, не учли экологии, не приняли мер, открыли шлюзы, не предупредили и т.п. Это неизбежно вызовет рост напряженности в отношениях с Молдовой и Румынией. Вместе с новыми претензиями всплывут и давние споры о совместном природопользовании. При этом, позиция оппонентов Украины в ряде случаев не является конструктивной, и направлена не на достижение разумной договоренности по темили иным проблемам, а на торпедирование украинских экономических проектов, как нежелательных конкурентов. Внешнеполитическому ведомству Украины предстоит выдержать ряд атак тактического плана, а Верховной Раде – разработать разумную стратегию ответов на подобные притязания.


Для окончательных оценок время еще не настало

Сейчас, когда пишутся эти строки, конца неприятностям еще не видно. В верховьях Днестра ожидаются новые дожди. Из Ивано-Франковской области сообщают о серьезной угрозе от завода по производству калия. Вода заполнила хранилище с десятью миллионами кубометров ядовитой жидкости, а защитная дамба едва выдерживает давление. Масштабы катастрофы на Днестре, и, соответственно, ее последствия, могут оказаться гораздо более масштабными, чем это видится сегодня.

Сергей Ильченко