НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Сколько партий?

Эксперты // 09:44, 28 января 2010 // 2781
altКирилл Щитов, депутат Московской городской Думы, политолог, член Политсовета «Молодой Гвардии Единой России» о многопартийности и политической системе в РФ. Его рассуждения полезны и интересны в контексте дискуссии о переходе на пропорциональную (партийную) систему выборов в Приднестровье.

При сравнении различного типа партийных систем видно, что каждая из них обладает и преимуществами, и недостатками. Двухпартийная система автоматически обеспечивает одной из партий большинство в парламенте, что гарантирует стабильность работы правительства. Бипартизм благоприятствует управляемости государства, снимая налет демагогии с политики. Однако, недостатком такой системы может стать принятие решений, которые не учитывают интересы определенной группы населения. Кроме того, при непопадании той или иной партии в парламент у избирателя возникает психологический эффект «потерянного голоса». Гражданин, проголосовавший за не попавшую в парламент партию, может в следующий раз и не принять участия в выборах. При проходном барьере в 7% граждан, «потерявших» голоса, может появиться от 15% до 20%.  Существование такой опасности в условиях далеко не самой высокой явки избирателей в России, особенно на выборах местного и регионального уровня, делает двухпартийную систему на современном этапе для России непригодной. Низкая активность избирателей является большой проблемой с точки зрения укрепления и активизации гражданского общества.

В свою очередь, в условиях многопартийной системы право на парламентскую трибуну получают миноритарные партии. В этом случае доминирующей партии приходится вступать в диалог с различными политическими силами, а тем самым принимать решения с учетом различных мнений. К тому же отсутствие альтернативного мнения может привести к принятию непопулярных и даже ошибочных решений, ответственность за которые полностью ложится на доминирующую партию.Появляющаяся же в условиях многопартийности политическая демагогия повышает интерес гражданского общества к происходящим политическим процессам, активизирует избирателей и позволяет снять определенное общественное напряжение.

На сегодняшний день только у «Единой России» и КПРФ есть устойчивый электорат. И выборы в Московскую городскую Думу стали тому наглядным подтверждением. Однако, для развития политической системы существует необходимость учета мнения и других партий. Именно поэтому Президент России Дмитрий Медведев на Госсовете подчеркнул необходимость создания условий для обеспечения максимального учета интересов граждан путем расширения партийного представительства в региональных парламентах.
 Для включения гражданского общества в политический процесс мне представляется наиболее оптимальным создание такой партийной системы, которая обеспечивает сочетание рационального парламентаризма (т.е. разумного числа партий в законодательном органе и участвующих в выборах) и доминирующей партии. Что позволяет обеспечить стабильность действующего политического курса и возможность корректировки этого курса с учетом альтернативного мнения.

Это может быть система, так называемого, умеренного плюрализма. Примером может служить Германия, где преобладают две крупные партии — христианские демократы и социал-демократы, но принятие окончательных решений всегда зависело от того, примкнет ли третья по влиянию — либеральная — к какой-либо из сторон. В эту политическую игру также включилась в последние десятилетия партия зеленых.

Таким образом, в России может быть две крупные партии - «Единая Россия» (правящая) и КПРФ (оппозиционная), а также «Справедливая Россия», которая может вступать в коалицию как с единороссами, так и с коммунистами в зависимости от занимаемой позиции по принимаемым решениям. В этой системе, очевидно, страдает либеральное крыло. С этой точки зрения, создание либерального блока (возможно, на базе «Правового дела») могло бы сделать партийную систему завершенной.