НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Дмитрий Соин: Конец коммунизма

Эксперты // 14:56, 6 августа 2009 // 2591

altПоствыборная ситуации в Республике Молдова позволяет заявить о том, что мы столкнулись с первым за восемь лет правления масштабным общемолдавским поражением коммунистов. Ранее у них уже были серьезные политические проблемы. Например, сдача Кишинева молодому политику Дорину Киртоаке, который представляет либеральную партию Молдовы и, являясь жестким критиком коммунистов, тем не менее, еще два года назад победил на выборах мэра столицы РМ. По иронии судьбы выиграл тогда выборы молодой Дорин Киртоаке у нынешнего премьер министра Молдовы и не состоявшегося президента Зинаиды Гречаной. Были и другие поражения коммунистов в регионах Молдовы, в частности в Гагаузии, но такого системного сбоя еще не случалось. Причем двойного…


Сначала коммунисты в результате апрельских выборов получают 49 процентов голосов и шестьдесят мест в парламенте. Им не хватает всего одного голоса для избрания президента и закрепления за собой власти как минимум еще на четыре года. Казалось победа в руках, и кто-то из оппозиции уж точно дрогнет, отдав свой голос сильной партии. Но, видимо, чувствуя, что коммунисты уже не те и победа реальна, оппозиция неожиданно уперлась и выиграла этот раунд борьбы. Воронин и его команда, несмотря на буквально информационную истерию, направленную против оппозиционных партий, так и не смогли избрать нового президента, что привело к досрочным парламентским выборам.


Коммунисты их проводили в подчеркнуто агрессивной форме. Оппозицию обвиняли в апрельских погромах, в предательстве национальных интересов и прорумынской ангажированности. О том, что коммунисты объявили своим противникам настоящую войну, говорит и боевой лозунг их кампании - «За Родину!». Не хватало только второй части этого исторического клича: «За Сталина!». В бой было брошено, казалось все, включая все виды российской поддержки. Первые лица РФ принимали Воронина и Гречанную, решались экономические вопросы, в том числе и по винной отрасли, выдавались крупные кредиты. Все это естественно транслировалось по российским и молдавским телеканалам и не оставляло сомнения в том, что Москва сделала ставку на Воронина. Сами коммунисты вообще поставили вопрос так: ты за коммунистов и Россию или ты за либерал-демократов и Румынию. Сразу отметим, что румынофобия не испугала избирателей, а Россия, как следует из результатов голосования, осталась в меньшинстве.


На этом фоне национал либеральные и демократические партии сделали ставку на конкретную и предметную критику режима, активно обвиняя его в коррупции, антидемократичности и прочих грехах. Оппозиция в отличие от коммунистов обещала не российские, а европейские блага. В каком-то смысле нынешние выборы носили геополитический подтекст. Избирателей как бы спрашивали. ты за Россию и коммунистов или ты за Европу и национал-демократов. Такая постановка вопроса накладывала особый отпечаток на все происходящее.


Итог известен - за коммунистов, несмотря на мощную пропагандистскую компанию, на админресурс и фактически прямую поддержку Москвы проголосовало меньше половины избирателей страны, а точнее 44,69%. Это конечно больше чем за каждую в отдельности оппозиционную партию, но меньше чем за всех вместе взятых. А так как кампания коммунистов строилась на противопоставлении себя всем остальным партиям, то такой результат может означать только одно – они проиграли. К сожалению, вместе с ними проиграла и репутация России. слишком явно демонстрировавшей свои прокоммунистические симпатии. Теперь следует ждать следующих этапов этой политической трагикомедии. Это будут очередные газообразные коалиции, новые кризисы и возможно досрочные парламентские выборы уже в феврале-марте 2010 года. Но как бы не развивались события, с каждым новым витком компартия Молдовы будет слабеть. Таков закон политического и административного жанра. Сначала возникают маленькие трещины, а потом в стене образуются огромные проломы. Возможно, на финишной прямой коммунисты либо вообще прекратят свое существование, либо превратятся в малозначащую фракцию в парламенте, в аналог компартии России.


Почему это произошло? Писать об этом можно много, но в нескольких словах хочется выразить следующее. В течение многих лет коммунисты формировали под себя «управляемый» электорат из числа людей старших возрастов, малоимущих, маргиналов и просто не нашедших себя в жизни людей. На каком-то этапе это срабатывало, позволяло выигрывать компании, но такой электорат имеет свойство «вымываться», что и произошло на последних выборах. Плюс геополитическая неопределенность ПКРМ. Воронин был и за Россию, и за Европу, и за ГУАМ, и за СНГ. В итоге от него вовремя отвернулся Запад, а Россия просто запоздала это сделать.


Оппозиция в свою очередь сделала ставку на молодежь, интеллигенцию, думающую часть нации, средний класс и страдавших при коммунистах бизнесменов. В идеологическом смысле они говорили о понятных людям вещах – повышении уровня жизни, защите прав человека, европейских перспективах. Постепенно их электорат превзошел коммунистический, и это отразилось на итогах последнего голосования. Похоже, коммунистический рай в Молдове действительно подошел к концу, а Россия снова оказалась на перепутье. Идея пророссийской Молдовы, в общем-то рухнула, ее идеологи потерпели позорное фиаско. Как альтернатива – верное Москве Приднестровье. Но отдельные московские стратеги могут вновь размечтаться о молдавском журавле в небе, игнорируя приднестровскую синицу в руке.


Дмитрий Соин - лидер приднестровского движения «ПРОРЫВ!», кандидат социологических наук


Политком.ру