НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2022
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Какая система предпочтительней

Эксперты // 16:23, 1 июля 2009 // 3551
В свете обсуждения грядущих перемен и изменения Конституции немаловажным становится такой вопрос: на какой системе выборов остановиться нашей республике? Существует два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.

Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями.

 

При  мажоритарной системе (относительного большинства) избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат, получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата).

Существуют также смешанные системы. До 2003 года в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе.

Вопрос этот очень важный, поэтому попробуем остановиться хотя бы вкратце на каждой системе в отдельности.

Итак. Мажоритарная система (от фр. majoritaire (от majorite) – большинство) – процедура определения результатов голосования, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал большинство голосов. Мажоритарная система имеет две разновидности – абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (более 50%). Если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства, то во втором участвуют два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре. Второй вид мажоритарной системы – это мажоритарная система относительного большинства (которая имеет место быть в ПМР), при ней кандидату требуется набрать голосов больше, чем другим кандидатам.

Пропорциональная система. При пропорциональной системе места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определенного процента голосов. В России на данный момент порог составляет 7%. Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределятся между другими партиями. Так, если в парламент прошли только 3 основные партии А, Б и В, за которые было отдано 45%, 20% и 10% голосов соответственно, то оставшиеся 20% голосов, отданные за партии, не прошедшие порог, распределяются в соотношении 45:20:10, и фактически партия А получит 60%, партия Б – 27%, а партия В – 13% голосов. Пропорциональная система выборов действует в России с 2003 года.

Смешанная система. Представляет собой синтез двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе. Использовалась на Украине на выборах народных депутатов в 1998 и 2002 годы. С 2006 года на Украине также действует пропорциональная система выборов в Верховный Совет и местные Советы (уровень районных, городских, областных Советов). Система действовала в России с 1993 по 2003 годы.

Теперь попробуем поподробнее рассмотреть их достоинства и недостатки. Мажоритарная система кажется простой, понятной, распространимой и применяемой во многих странах мира. Она позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте. Однако она не лишена недостатков. При ней действует принцип "победитель получает все", то есть один мандат в одном округе. При этой системе результаты выборов отражают только те голоса, которые поданы за победителей, а остальные голоса не учитываются. Победитель может получить 30% голосов от числа зарегистрированных избирателей, а остальные 5 кандидатов – 50% при 20% избирателей, не явившихся на выборы. Таким образом, воля 70% избирателей округа остается неучтенной. К очевидным недостаткам мажоритарной системы следует отнести и тот факт, что не все социальные слои общества могут быть представлены в выборных органах, поскольку их кандидаты не набрали большинства голосов, т.е. меньшинство оказывается вне органа власти, и оно может быть значительным. Иными словами, эта система часто не отражает соотношения социально-политических сил в стране. Мажоритарная система используется в 29 странах мира. Почти во всех случаях величина округа равна единице. Исключением является Япония, где в некоторых случаях величина округа достигает 11. Тенденция перехода к мажоритарной системе наблюдается на уровне местного самоуправления.

Данная система была исторически первой, распространившейся в Европе. Пришла она из Англии. Но от нее очень быстро начали отказываться, т.к. данная система очень несправедлива по сути, поскольку неспособна обеспечить адекватное представительство всех интересов в выборном органе. Возникает проблема согласования интересов на уровне государственной власти. Потому многие страны довольно быстро начали переходить к пропорциональной системе представительства.

Пропорциональная избирательная система – способ выборов представительного органа, при котором выбор осуществляется между партийными списками. Впервые теоретические принципы пропорциональной избирательной системы были сформулированы Томасом Хиллом в 1821 году. Существуют различные виды пропорциональных избирательных систем: списочные (голосование за список); несписочные (кандидаты ранжируются внутри списка): с открытым списком, с закрытым списком.

В пропорциональной системе важную роль приобретает электоральный барьер – минимально необходимый процент голосов, который должна получить партия, чтобы ее допустили к распределению мест в парламенте. Барьер вводится для того, чтобы малые партии не участвовали в работе представительного органа (его называют иногда "электоральная гильотина"). Самый низкий электоральный барьер в Израиле, там он составляет всего лишь 1%. Самый высокий – в Лихтенштейне и Португалии – 18%. В Японии – 17%. Наиболее распространен барьер в 4-5-7%.

Величина электорального барьера влияет на политическую стабильность. При очень низком барьере в парламент проходит порой до 50 партий. В результате образуется множество фракций, и процедура принятия решений сильно усложняется. Потому Италия, к примеру, в 1994 году отказалась от барьера в 1%.

В 1990 году Аренд Лейпхарт исследовал влияние избирательной системы на стабильность политического режима, на тип исполнительной власти и на тип отношений между законодательной и исполнительной властями. Он вывел закономерности: 1. Пропорциональная избирательная система приводит к формированию многопартийных коалиционных правительств и к относительному равенству исполнительной и законодательной властей. 2. Мажоритарная избирательная система на национальном уровне приводит к утверждению двухпартийной системы и к появлению однопартийных правительств. Исполнительная власть тут, как правило, доминирует над остальными ветвями.

Другой известный французский политолог второй половины ХХ века Морис Дюверже вывел законы, которые сформулировал так: 1. Пропорциональная избирательная система приводит к формированию многопартийной системы. При этом если электоральный барьер низок, то формируется атомизированая, плюральная система с большим количеством политических партий. Если электоральный барьер превышает величину в 5%, то число партий ограничено. 2. Двухтуровая мажоритарная система ведет к формированию двухпартийной системы представительства с партиями, сотрудничающими между собой. Однотуровая мажоритарная система также приводит к формированию двухпартийной системы, но с жесткой конкуренцией партий.

Пропорциональная избирательная система распространена в странах Латинской Америки, Европы (кроме Франции и Великобритании), Восточной Европы.

Это, так сказать, теория. Что предпочтительней для нас? На мой взгляд, в свете движения мировых тенденций от мажоритарной системы к пропорциональной, Приднестровью тоже надо двигаться в том же направлении и переходить к пропорциональной системе выборов как способной обеспечить наибольшее разнообразие взглядов в представительном органе. Недавно на эту тему в связи с выборами в Южной Осетии высказался и Президент Игорь Николаевич Смирнов. Он сказал: "В историю они войдут как первые выборы в высший законодательный орган уже признанного государства. Впервые они проводились по пропорциональной системе, что доказывает высокий уровень развития государственных и общественных институтов независимой Республики Южная Осетия. В новых международных условиях прошедшее голосование стало экзаменом для страны на политическую состоятельность, и осетинский народ выдержал его на "отлично".

Думаю, что и приднестровский народ, если будет введена пропорциональная система выборов, тоже сдаст такой экзамен на "отлично". Тем более, что это полностью отвечает взятому курсу на гармонизацию законодательства РФ и ПМР. Единственно, что хотелось бы в этой связи отметить, что, наверное, имеет смысл оставить на местных выборах мажоритарную систему, так как депутаты местных Советов не определяют государственных трендов (тренд – общая тенденция при разнонаправленном движении), а заняты ежедневными насущными проблемами граждан и должны проживать на своем участке. Тем более, что, как я отмечал выше, такая тенденция наблюдается и в мире. Поэтому есть смысл учесть мировой опыт и сразу заложить данное положение в Конституцию и Избирательный кодекс, дабы как можно меньше трогать их в дальнейшем.

 

С. ЛЕЩЕНКО, председатель союза ветеранов спецназа "Днестр"