Территория Буджака никогда не входила в состав
Молдовы, как пытаются преподнести историки Молдовы и Румынии. Буджак был
отдельным государством и граничил с Молдовой, а не входил в состав Молдовы. На
территории Буджака и Бессарабской губернии России жили и гармонично
сосуществовали представители различных национальностей, в частности, гагаузы,
молдаване, болгары, греки и т.д.
Ещё в конце 80-х годов, когда началась вся эта вакханалия «национальных
возрождений титульных наций», всерьёз
обсуждалась возможность и необходимость создания Буджакской Республики –
государственного образования, где могли бы найти приют гагаузы и буджакские
болгары, никак не вписывающиеся в национальные рамки ни Молдовы, ни Украины.
Подчиняясь необходимости совместного проживания с представителями других
национальностей, они изучили язык межнационального общения – русский. Потом произошёл развал
Союза, разразился «парад суверенитетов».
В итоге гагаузы и болгары, веками проживающие на территории Буджака,
опять оказались «нацменами», по сути, в собственных домах. За пришлых, за людей
второго сорта их считают на юге Одесской области Украины, заставляя срочно
становиться «щирыми украинцами». Усиленно пытаются румынизировать гагаузов и
болгар националистическая Молдова и Румыния. Всё чаще гагаузы и болгары
задаются вопросами: «Сколько это может продолжаться? Сколько пота и крови они
должны отдать родной земле, чтобы продажные политики всех мастей, наконец-то,
оставили их в покое и дали возможность жить в соответствии с заветами и
традициями их предков, на земле, обильно политой их потом и кровью,
превращённой из пустынной степи в цветущий край?» А это возможно сделать,
только образовав Буджакскую Республику или посредством устранения вновь
образованных государственных границ, путём воссоздания в какой-либо форме
Союзного государства.
Тем более что территория Буджака, никогда
ранее даже в состав Молдавского
княжества не входила.
О путях выхода из сложившейся
ситуации на территории современного Буджака.
Умышленно или просто по глупости, президент Румынии
Траян Бэсеску озвучил программу евроинтеграторов в отношении Молдовы. Суть
здесь примерно такова: в Европейском Союзе нет места для двух румыноязычных
государств. Для серьёзных политиков в этом «откровении», в общем-то, нет ничего
нового: именно так, на всяческих спекуляциях по поводу «разделённых наций»,
строится современная политика двойных стандартов. В одном случае – «разделяй и
властвуй», в другом – «объединяй, чтобы властвовать».
В близком и понятном каждому жителю Буджака значении
эти политические установки выглядят так: Молдову с Румынией надо объединить,
как некогда Германию – так удобнее управлять моноязячной территорией. А все
«прочие сущие языки» — разъединить до ничтожных величин и обеспечить
возможность властвовать над ними без всяких проблесков на попытки их самоопределения.
Ясно, что здесь понятие «языки» вполне конкретны и
адекватны национальностям. Каким? Русским самоопределяться не надо, их всегда
прикроет и защитит Россия, украинцев, худо-бедно, — Украина. Что в остатке?
Не надо быть большими спецами в этнографической
статистике, по истории, и по современной этнологии «остатками» на территории
Буджака будут представители двух национальностей – гагаузы и буджакские
болгары.
Разные исторические судьбы привели в Буджакские степи
эти народы. Описывать их истории – дело долгое. Сейчас мы стоим перед фактом:
развал Союза и самопровозглашение независимости Молдовы и Украины разорвали
вековые связи двух основных этнических групп, издавна населявших Буджак.
Устанавливая административные границы Союза ССР, в
качестве новых государственных границ мнения и согласия гагаузов и болгар не
спрашивали, разрезая их по живому.
В результате на территории Молдовы осталось проживать
около 160 тысяч гагаузов и 80 тысяч болгар, а на территории Одесской области
Украины осталось проживать около 90 тысяч гагаузов и 300 тысяч болгар.
Начало
процесса воссоздания Буджакской Республики
корнями уходит в 88-89 годы ХХ века, когда по инициативе ХIХ партийной конференции КПСС началось создание
национальных по своему содержанию общественных движений, в том числе и среди
гагаузского и болгарского населения Молдавии и Украины.
Гагаузское
национальное движение организационно оформилось несколько ранее, получив
поддержку со стороны Демократического движения Молдовы в поддержку перестройки
(праобраз Народного Фронта). Однако когда данная организация Молдовы, подпав под влияние
румынских политиков-националистов и иных спецслужб, стала антисоветской
и антироссийской, гагаузское национальное движение пошло своим путем.
К середине 1989 года движения гагаузов, созданные в
трех районах МССР: Комратском – «Гагауз Халкы» (Гагаузский народ),
Чадыр-Лунгском – «Бирлик» (Единство), Вулканештском — «Ватан» (Родина,
Отечество) на чрезвычайном съезде,
состоявшемся в Комрате, объединились в единое народное движение «Гагауз Халкы»,
под руководством трёх сопредседателей: Булгар С.С., Бургуджи И.Г. и Кендигелян
М.В., выступая за защиту интересов гагаузского народа в составе обновлённого
Союза ССР, став противовесом на юге МССР Народному фронту Молдавии, которое
выступало за выход из состава СССР и объединение Молдавии с Румынией.
К 1989 — 1990 годам народное движение «Гагауз Халкы»,
сыграло свою положительную роль по защите населения компактного проживания
гагаузского и болгарского народа от румынизации. К этому
времени народное движение «Гагауз Халкы» завоевало абсолютное доверие и поддержку всего населения мест компактного
проживания гагаузского народа и смешанных населённых пунктов юга Молдавии. Оно стало инициатором и руководителем
проведения сходов граждан во всех населённых пунктах мест компактного проживания гагаузского народа
и созыва чрезвычайного съезда представителей
гагаузского народа. Общенародный Съезд, 12 ноября 1989 года принял Декларацию и
Постановление о создании в местах компактного проживания гагаузского народа
Гагаузской Автономной Советской Социалистической Республики (ГАССР) в составе
МССР и обратился к высшим органам власти
и управления Союза ССР и Молдавии с воззванием о признании воли гагаузского
народа. Национал-шовинистическое
руководство МССР, проводившего к тому времени открытый курс на выход из состава
СССР и воссоединение с Румынией, оказало активное противодействие реализации
решений чрезвычайного съезда гагаузского народа. На руководителей народного
движения «Гагауз Халкы» и формируемых структур власти и управления образованной
ГАССР начались гонения и давление. Возбуждались уголовные дела, были попытки
похищения и незаконных арестов.
Для защиты интересов и прав гагаузского народа,
по инициативе и под руководством народного движения «Гагауз Халкы» 19 августа
1990 года в Комрате был созван чрезвычайный съезд депутатов всех уровней мест
компактного проживания гагаузского народа. Съезд принял Декларацию о
Суверенитете и Декларацию о Независимости от органов власти и управления МССР и
образовал независимую Гагаузскую Республику в составе СССР, заявив о готовности
подписать новый Союзный Договор, в качестве равноправного субъекта.
Представители народного движения «Гагауз Халкы» активно участвовали в формировании структур высших органов власти
и управления Гагаузской Республики и организации отпора волонтёрам Молдовы в
период их похода, под руководством премьер-министра Правительства МССР, на Гагаузию, в октябре-ноябре 1990 года. При
активной поддержке и влиянии народного движения «Гагауз Халкы» формировались
параллельные структуры органов власти и управления Гагаузской Республики, не
подчинявшиеся руководству МССР. Это стало возможным благодаря тому, что
народное движение «Гагауз Халкы» пользовалось безграничной и полной поддержкой
всего населения края.
Правительство МССР в 1990 году запретило деятельность
народного движения «Гагауз Халкы», аннулировав своё Постановление о регистрации
этого движения. Однако руководство народного движения «Гагауз Халкы», не
подчинилось этому решению Правительства МССР и продолжало возглавлять движение
своего народа к самоопределению.
Однако, переход всех видных и активных деятелей
народного движения «Гагауз Халкы» в структуры власти и управления Гагаузской
Республики и упущения в работе с молодёжью, по воспитанию себе смены, привели к
тому, что постепенно народное движение «Гагауз Халкы» ушло с политической
арены, как самой Гагаузии, так и Молдовы. Это произошло и из-за того, что
движение не смогло сформировать собственные политические структуры, которые
могли бы конкурировать с общемолдавскими партиями и движениями, начавшими
проникать в самопровозглашенную республику и разрушать
её изнутри. В результате всего этого, народное движение фактически прекратило
своё существование, не сумев создать региональные партии и движения, способные
препятствовать влиянию общемолдавских партий. К
подобным проискам и интригам рождающаяся Гагаузская Республика оказалась не
готова.
Следует подчеркнуть тот факт, что боязнь того, что
гагаузские партии и движения в будущем будут зависимы от протюркских влияний, в
какой-то мере, одновременно отрицательно
повлияли на отношения к борьбе
гагаузского народа со стороны иного
населения (особенно болгарского). Как в дальнейшем и на итоги референдума в марте 1995 года по
вхождению некоторых населенных пунктов в состав Гагаузии. К примеру,
представители Болгарского Посольства в РМ в это время активно работали с
представителями болгарского населения, чтобы те не входили в состав
Гагаузии. {Турецкие эмиссары, в это
время, активно работали на территории Гагаузии и всего Буджака. А представители России своё отношение к
борьбе гагаузского народа и к этому краю не высказывали, не оказывая никакого влияния и поддержки,
хотя у населения Гагаузии, да и всего Буджака
были очень сильны пророссийские настроения. Эти отношения и настроения сохранились по сей день, хотя до
последнего времени Молдова, а также Румыния и США пытаются их вытравить. Для
этого используется разнообразные методы, в том числе и предоставление различных
грантов и т.д.}.
Несомненно, боязнь усиления протурецкого влияния в
Гагаузии и проводимая, в то время,
активная работа представителей Болгарского Консульства в РМ среди болгарского
населения Буджака, по искусственному раздуванию этих слухов о предстоящем
усилении протурецкого влияния в Гагаузии,
явились определяющими моментами,
в раздроблений национальных движений гагаузского и болгарского народов. Сама
Болгария с самого начала выступала против образования Гагаузской
Республики.
Следует отметить, что в плане организаций национальных
движений, болгарская диаспора выступала более слабо и разрозненно, так и не
сумев создать мощное единое движение, по примеру гагаузов.
Всё это вместе
взятое привело к тому, что 12 ноября 1989 года, когда на съезде полномочных
представителей мест компактного проживания гагаузского народа было предложено
образовать Гагаузско-болгарскую или Буджакскую Республику, присутствующие на
съезде представители болгарских движений выступили против этого
предложения. Они заявили, что у
гагаузского народа свой путь, а у болгарского народа свой и поэтому: пусть
гагаузский народ самоопределяется самостоятельно, в какой угодно форме, но
болгарский народ не пойдёт на противостояние с центральными властями Молдавии.
В связи с этим, у представителей гагаузского народа не оставалось иного пути, как
самоопределяться самостоятельно. Отметим
тот факт, что плодами борьбы гагаузского народа, представители верхушки
болгарской диаспоры в Молдове, и тогда, и сейчас, с успехом пользуются,
высказывая лояльность Кишинёву и взамен получая, в виде подачек, всевозможные
льготы.
Следует также
отметить, что 1989 год стал периодом создания ряда болгарских движений в
Молдавии и на Украине, таких как,- «Кирилла и Мефодия» и «Возрождение» и т.д. В
отличие от гагаузских национальных
движений, первоначально, четко оформленные национальные движения болгар
возникали, как составная часть движений, противодействия национализму
«титульных наций» в союзных республиках.
На юге Украины, в г. Болград, с отделениями в г. Рени
и Измаил Одесской области, таким движением стало общество «Кирилла и Мефодия»,
с филиалом в г. Тараклия РМ, общество «Родолюбие» — в г. Тараклия РМ,
Ассоциация болгар «Возрождение» в Кишиневе, общество «Васил Левсен» в Кагуле.
Однако, руководящей верхушке болгарского
народа Молдавии и юга Украины, при активном содействии спецслужб – МНБ РМ и СБУ
Украины удалось разобщить болгарские национальные движения, не дав возможность
им сплотиться воедино, а также соединиться с гагаузским национальным движением.
В
результате этого, политическое влияние болгарских движений на население
Тараклийского района и других районов Молдовы оказалось полностью
нейтрализованным, и сами движения
консолидировано, не выставляли руководству Молдовы никаких требований, по
поводу национального возрождения болгарского населения. Считалось, что
официальный Кишинёв отблагодарит болгар за лояльное отношение к Центру.
Но, несмотря на
проявляемую лояльность представителей болгарского народа к официальному
Кишинёву, к 1999 году, на момент перехода Молдовы на уездное деление, по образцу и подобию Румынии, болгарские национальные движения не смогли
убедить центральные власти Молдовы в необходимости сохранения Тараклийского
района, населённого преимущественно болгарским населением. Вопрос решился
положительно, после активного вмешательства Болгарии и болгарского Посольства в
Молдове (в то время, посол Петр Воденский).
Следует отметить, что создание Тараклийского района в
Молдове, населённого преимущественно болгарским населением, не решило проблем
болгар. Район, с правами и полномочиями обычной административно-территориальной
единицей Молдовы не получил своего развития, не была решена проблема включения
в состав района сёл со смешанным населением. Из имеющихся проектов, под
давлением Болгарии на Молдову, решена лишь проблема открытия Тараклийского
университета. Тем более это никак не решило судьбу тех болгар, которые
проживают на юге Одесской области Украины и фактически оказались отрезанными от
своих братьев, оставшихся жить в границах «суверенной» Молдовы.
Таким образом, по мнению прогрессивных историков и
политологов, существует достаточно убедительных обоснований необходимости
образования Буджакской Республики. Прежде всего, это было бы актом
восстановления исторической справедливости: все переселенцы на территории
Буджака пришли сюда по просьбе и под попечение
Российской империи, присягали на верность русскому престолу и никому более. А
нахождение в составе нынешних новоиспечённых государств, — Молдовы и Украины,
как и в период румынской оккупации, отняло у гагаузов и болгар те права,
которые они получили по всем историческим Манифестам Российского государства.
Разделение гагаузов и болгар в
1945 году не имело под собой никаких этно-исторических либо экономических предпосылок и обоснований и
было осуществлено волюнтаристским путём с далеко идущими политическими целями,
приведшее к тому, что части наших народов, оказались в разных государствах —
Молдове и Украине. Государственные границы, которые разделили суверенные
Украины и Молдову, по-живому пролегли по судьбам людей, населяющих Буджакский
край, где испокон веков проживали в мире, дружбе и родстве гагаузы и болгары,
украинцы и русские, албанцы и молдаване и т.д.
Следует особо подчеркнуть тот факт, что в настоящее время гагаузы
остаются единственным насильно разделённым народом и нацией в современной
Европе, которая требует своего справедливого и незамедлительного разрешения.
Нынешняя граница искусственно разделила семьи и нации,
оторвала детей от родителей, братьев от сестёр. Чтобы навестить родных,
приходиться терпеть бесчисленные и никому не нужные унижения и поборы, как с
одной, так и с другой стороны государственной границы Украины
и Молдовы. Многовековое соседство и жизнь в одном государстве не давали
гагаузам и болгарам чувства оторванности друг от друга, мы жили единым
регионом, единой семьей, одним территориальным понятием – Буджакский край. Мы
едины культурно-национальной общностью, многочисленными родственными связями,
взаимопроникновением экономик. Мир не терпит искусственного разделения людей
одной нации, единого образа жизни.
Поэтому
воссоединение их в границах Буджакской Республики помогло бы решить проблему
ассимиляции гагаузов и болгар в условиях националистических режимов,
установившихся ныне и в Украине, и Молдове после распада СССР.
Понятно, что доброй воли указанных стран, в которых
волею судьбы оказались и проживают ныне разделённые по живому гагаузы и болгары
на их воссоединение пока не будет. Необходимо будет вмешательство европейских и
международных структур к реально существующей проблеме разделённых народов. Но для этого
необходима активная работа, как со стороны гагаузов и болгар, проживающих в
Молдове, так, и проживающих в Одесской области Украины.
Следует отметить, что и Болгария , и Румыния,
почему-то, усиленно, в упрощённом порядке, оформляют болгарское и, соответственно, румынское гражданство
жителям территории Буджака болгарской и гагаузской национальности, чьи предки
проживали на территории Буджака до 1940 года.
Поэтому сейчас ведётся активная работа с
представителями гагаузского населения на территории Одесской области, а также с
представителями болгарской диаспоры.
В настоящее время, по сути дела, каких-либо серьёзных
политических сил, способных организовать активное противодействие продвижению и пропаганде идеи образования
Буджакской Республики ни в Молдове, ни на Украине нет. У них пока политический
раздрай. Хотя следует признать, что это напрямую затронет интересы центральных
властей Молдовы и Украины. Как ни странно, но складывающаяся ситуация как в
Молдове, так и на Украине сегодня
благоприятствует этому:
Во-первых
— грядет смена власти в обеих странах.
Обе страны испытывают проблемы и озабочены вопросами национально-
территориального устройства. Ратифицированная хартия о национальных
меньшинствах в Украине не позволит просто так замолчать фактически существующую
проблему разделённых народов.
Во-вторых – косовский «прецедент» даёт нашим народам
возможность вовсю поднимать данную проблему. Косовары — албанцы, рядом имеют
Албанию и то они вопят о своих нарушенных правах и, Запад их поддерживает, а у
гагаузов нет больше нигде государства, поэтому мы имеем больше прав поднимать
эти вопросы и требовать их незамедлительного решения.
Ибо в дано случае налицо неоспоримый факт нарушения
прав не отдельно взятого человека, что само по себе очень важно, но умышленно и
преднамеренно нарушенные права и свободы насильно разделённого гагаузского
народа.
Восстановление исторической справедливости
— основная цель создания Буджакской республики.
Возврат
исторической правды — задунайские переселенцы болгары,
гагаузы, молдоване и др. пришли под попечение Российской империи,
присягали на верность русскому престолу и никому более.
Нахождение
в составе искусственно образованного
Молдавского государства, впоследствии румынская оккупация лишь отняла у
гагаузов и болгар те права, которые она получила по всем историческим
Манифестам Российского государства;
Разделение
гагаузов и болгар в 1945 году не имела под собой никакой исторической,
политической либо экономической подоплеки и была осуществлена
волюнтаристским путем — единоличным
решением И. В. Сталина, разделив
один и тот же народ в разные государства – Молдова и Украина.
Ошибки
руководителей национальных движений гагаузов и болгар в 90-х года ХХ века,
не позволили решить главную проблему воссоединения гагаузско-болгарской
диаспоры в единую общность. Речь шла о 14 районах Молдовы и
Украины общей численностью от 850 тысяч до 1 млн. человек.
Кроме
того, воссоединение помогло бы решить проблему ассимиляции гагаузов и
болгар в условиях националистических режимов, установившихся в Украине и
Молдове после распада СССР.
Создание
единой Республики гагаузов и болгар должно осуществляться под
протекторатом Украины, России, Болгарии и Турции.
Председатель Независимого правозащитного
и информационно-аналитического Центра И.Бургуджи