iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Президентские выборы в Литве: мифы и реальности

17 мая этого года в Литве стартует первый тур президентских выборов. Предвыборная схватка, в которой принимают участие семь зарегистрированных кандидатов в президенты, идет полным ходом. По предварительным прогнозам, основная борьба за президентское кресло развернется между двумя литовскими вариантами “железной леди”: комиссаром ЕС по финансам Далей Грибаускайте и экс-премьером Казимирой Прунскене. Оставшуюся пятерку представляют староста парламентской фракции партии “Порядок и справедливость” В. Мазуронис, лидер социал-демократов А. Буткявичус, кандидат от Рабочей партии Л. Граужинене, отставной бригадный генерал Ч. Езерскис и председатель партии Избирательная акция поляков Литвы В. Томашевский. Еще один претендент на пост президента, спикер сейма Литвы А. Валинскас, 3 апреля с.г. снял свою кандидатуру.

По мнению многих политологов, решение Валинскаса как действующего политика понятно и оправданно. Количество и глубина проблем, охвативших практически все сферы жизни литовского общества, порождают желание только посочувствовать будущему лидеру Литвы, которому придется выступить в роли Геракла в Авгиевых конюшнях современного состояния страны.

Во-первых, новому избраннику придется основательно изменить внешнеполитический курс Вильнюса, чтобы повысить международный престиж страны. С одной стороны, взаимоотношения прибалтийской республики с ведущими западными партнерами, которые сводятся к пионерскому принципу “всегда готов!”. С другой, главный внешнеполитический “конек” Литвы – “особые” отношения с Москвой, заключающиеся в активной деятельности Вильнюса по формированию на Западе негативного образа России. Однако прибалтийская русофобия постепенно начинает напрягать руководство многих стран ЕС, прагматично заинтересованных в развитии всестороннего партнерства с Россией. Жизненную важность развития сотрудничества Россия-ЕС наглядно продемонстрировала незапланированная газовая “диета” Европы этой зимой.

В настоящее время Соединенные Штаты по-прежнему остаются главным стратегическим партнером Литвы, которая беззаветно служит интересам Вашингтона в ЕС и НАТО. Проамериканская активность прибалтийской республики действительно поражает: современная Литва участвует в военных операциях НАТО, назойливо предлагает свою территорию для размещения военных баз НАТО и американской ПРО, на правах “опытного” наставника пытается устроить североатлантическую судьбу Украины и Грузии. Кроме этого, Вильнюс неустанно инициирует в Европе антироссийские кампании по привлечению Москвы к ответственности “за преступления советского режима” и пересмотру роли и значения вклада СССР в победу во Второй Мировой войне.

Литва сумела засветиться даже в недавних событиях в Молдавии. Согласно собственному расследованию литовской газеты Respublika, “МИД Литвы финансировал проводимые рядом организаций проекты по “расширению демократии” в Кишиневе”. Спрашивается, откуда у небольшого государства столько прыти, напрочь опровергающей известные анекдоты о медлительности прибалтийских народов?

Следует отметить, что Вашингтон очень ценит безотказное партнерское поведение Вильнюса. Более того, США даже “гордятся тем, что стоят плечом к плечу с Литвой, своей союзницей и другом, стремясь достичь цели НАТО по укреплению безопасности и благополучия стран блока”. Так оценил Барак Обама безотказную службу Вильнюса в поздравительной телеграмме литовскому президенту Адамкусу по случаю пятилетия пребывания республики в НАТО. Наверное, именно за “особые заслуги” в феврале этого года Соединенные Штаты попросили Литву принять заключенных, подозреваемых в терроризме, из тюрьмы военной базы в Гуантанамо. Остается только надеяться, что у литовского руководства хватит здравомыслия и политической воли не превращать республику в террористический “пылесборник”.

Между тем Вильнюс пока не может похвастать хорошим отношением к себе со стороны других стран, в том числе и многих европейских. По данным литовского госконтроля, в 2008 году Литва в мировых СМИ упоминалась больше, чем Латвия и Эстония (2701 раз против 1517 и 1349 соответственно), однако контекст упоминаний в основном носил негативный характер. При этом анализ проводился с использованием материалов таких влиятельных мировых изданий, как The Economist, The York Times, The Washington Post, The International Herald Tribune, Time, CNN International.

Провальной признана и широкомасштабная кампания по улучшению имиджа Литвы на международной арене. Госконтроль Литвы выяснил, что 63 млн литов (около 24 млн долларов), выделенных на эти цели, не принесли желаемых результатов. По мнению исследователей, “Литва не сможет сократить отставание от своих соседей, начавших создавать концепцию внешнего имиджа гораздо раньше, и выиграть конкурентную борьбу по привлечению инвестиций, развития туризма и экспорта”.

Во-вторых, литовскому “Гераклу” придется столкнуться с очередным испытанием – стабилизацией внутриполитической ситуации в республике.

И здесь самым главным подвигом для будущего президента будет попытка вывода республики из экономического кризиса, который подобно медузе Горгоне парализовал все сферы жизни литовского общества.Еще в прошлом году Вильнюс нарушил требования Евросоюза по дефициту бюджета, превысив допустимые три процента ВВП. Стремительными темпами растет безработица – в апреле с.г. количество зарегистрированных на бирже труда безработных составило 211 тысяч человек. Решение литовского руководства повысить налогообложение и отменить ряд льгот привело к массовому банкротству частных предприятий и увеличению дефицита бюджета страны. Глубина проблем привела к тому, что урезанный бюджет на 2009 год, в котором расходная часть уменьшена на 1 млрд евро, был принят сеймом республики без всякого обсуждения.Неутешителен прогноз Минфина Литвы на в 2009 год: падение ВВП достигнет 10,5 %, уровень безработицы составит 13,5 %, инфляции – 1,2 %. Между тем улучшению ситуации не способствуют и денежные ассигнования западных партнеров, например, кредит от Европейского инвестиционного банка на сумму 1,13 млрд евро. В связи с этим вызывает интерес мнение кандидата в президенты Дали Грибаускайте, которая заявила на одной из конференций, что “правительства, которые объявляют о своей неплатежеспособности и обращаются в международные организации, демонстрируют свою политическую импотенцию”.

Подобный “диагноз” Грибаускайте полностью поддерживают Нью-Йоркский банк Brown Brothers Harriman&Co и скандинавская группа банков SEB, считающие, что прибалтийские страны представляют собой “экономических импотентов, так как должны больше, чем стоят сами”.

Очевидно, что экономический фактор не мог не привести к лихорадке литовской политической элиты.

Так, в апреле с.г. политическая оппозиция потребовала не только отправить в отставку министра финансов Литвы А. Щемета, автора провального антикризисного плана, но и роспуска правительства. По мнению старосты фракции партии “Порядок и справедливость” В. Мазурониса, “министр финансов как аккордеон, из которого звучит музыка, а мелодию создает и клавиши нажимает премьер”.

Наряду с этим литовские оппозиционеры раскритиковали апрельское решение сейма республики не принимать закон, позволяющий регулировать наценки на продукты питания в торговых сетях. Как заявил после голосования по данному законопроекту В. Мазуронис, “сейм служит торговцам и монополистам и разрешает им грабить литовский народ”. Оппозиционер особенно посетовал, что “ни сейм, ни президент не могут отбиться от диктата торговцев, устанавливающих выгодные им правила”.

В свою очередь, премьер-министр Литвы Андрюс Кубилис, выступая 14 апреля с.г. с отчетом о проделанной за год работе, обвинил во всех бедах литовского общества социал-демократов. Отвечая же на острые выпады депутатов об ответственности за собственную работу в правительстве, Кубилюс вместо внятного ответа предпочел опуститься до оскорблений (“хитом” от Кубилюса для некоторых депутатов стала фраза “Пасху нужно отмечать трезво”).

В-третьих, неизлечимой головной болью для будущего главы государства станут вооруженные силы Литвы. Современные попытки руководства республики привести армию к стандартам НАТО представляют собой действительно неподъемный труд, масштаба которого испугался бы и Сизиф.

Из-за растущего национального долга расходы бюджета по финансированию литовского войска в 2009 году впервые за десять лет были сокращены на 3,4 млрд литов (около 979 млн евро), что составило примерно 1,2 % от ВВП республики – один из самых низких показателей среди стран ЕС подобного уровня. В итоге годовой военный бюджет Литвы составил 430,8 млн долларов, что на 20 % меньше, чем в 2008 году.

В связи с сокращением финансирования литовское командование в этом году отложило перевооружение армии на более поздние сроки. Наряду с этим были лимитированы расходы на командировки, ремонт зданий, приобретение транспорта и оргтехники.

Ярким индикатором глубины проблем литовских ВС является апрельское предложение минобороны Литвы к военнослужащим-контрактникам и гражданским служащим уйти на неделю в неоплачиваемый отпуск. Это, по мнению военного руководства, позволило бы хоть как-то сэкономить средства министерства обороны. По планам командования, данная инициатива будет действовать до конца года.

Кроме того, руководству Литвы пришлось отказаться от участия в миротворческой миссии в Косово, сосредоточив свои усилия на операции НАТО в Афганистане. Перед отправкой в марте с.г. последнего подразделения на Балканы министр обороны Литвы Раса Юкнявичене заявила, что “решение было принято в связи с ухудшением ситуации с безопасностью в этом регионе и напряженной экономической обстановкой”.

Однако литовская военная машина дает сбои не только по этим причинам. Совсем недавно выяснилось, что у прибалтийских служивых частенько гостит Бахус. Очередной его жертвой стал не кто иной, как главный капеллан литовской армии Юозас Гражулис, за что и был уволен со своего поста в феврале этого года. Последней каплей, утопившей военную карьеру священнослужителя, стало его появление навеселе в костеле Святого Игнатия во время церковной службы.

В-четвертых, настоящей Ахиллесовой пятой главы литовского государства станут социальные проблемы, масштаб которых грозит в любой момент вызвать массовые волнения в республике.

Например, по данным благотворительной организации Maisto bankas (“Банк продуктов”), сегодня четверть жителей Литвы живет за чертой бедности, многие из которых могут потратить в сутки на еду около 3 литов (менее 1 евро). Стремительному прогрессу обнищания литовского общества во многом способствует экономический кризис, ставший причиной чрезвычайно высокого уровня безработицы и повальных банкротств предприятий. Силами Maisto bankas с марта этого года во всех крупных супермаркетах Литвы организована акция по массовому сбору продуктов питания для бедных слоев населения.

Глубина социального кризиса привела к организации 27 марта с.г. предупредительной акции протеста служащих полиции, пожарной службы и таможни Литвы. Организаторы пикетов у зданий правительства, сейма и министерства финансов требовали остановить урезание заработных плат литовским госслужащим.

Причем данное мероприятие прошло по-европейски цивилизованно по сравнению с январской всеобщей акцией протеста против экономической политики властей, переросшей в массовые беспорядки. Тогда для усмирения демонстрантов полиция применила слезоточивый газ и резиновые пули, что стало первый случаем применения спецсредств в постсоветской Литве.

По мнению председателя объединенного профсоюза пожарных, таможенников, пограничников и сотрудников полиции Литвы В. Бакаса, “государственные власти открыто издеваются над нами, постоянно повторяя, что зарплата служащих не уменьшается”. По печальным прогнозам Бакаса, скоро членов профсоюза по примеру военных попросят отправиться в неоплачиваемые отпуска.

Закончить “панихиду” по социальной ситуации в Литве можно приведением результатов исследования Детского фонда ООН. Согласно докладу ЮНИСЕФ, литовские дети являются самыми несчастными в Европе. Вернее, таковыми они сами себя ощущают из-за родительского невнимания к детским проблемам, отношений в семье и ряда других причин.

Таким образом, даже поверхностный анализ современных проблем литовского общества позволяет с полной уверенностью предположить, что будущему президенту прибалтийской республики действительно придется нелегко. Однако любой кризис когда-нибудь заканчивается и тогда останется только путь к благополучию республики и упорная кропотливая работа, которой трудолюбивый литовский народ не испугаешь. Хочется надеяться, что новый лидер Литвы не превратится в очередного “Икара”, который в полете к западному “солнцу” в итоге расплавит надежды на лучшее своих сограждан.

Георгий Нестеров