iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Общественники : Верховный Совет ПМР пора трансформировать в Заксобрание

Обращение Республиканского Координационного Совета общественных объединений и политических партий ПМР к президенту Приднестровской Молдавской Республики

Уважаемый Игорь Николаевич!

Вы как всенародно избранное высшее должностное лицо государства, в своем отзыве на инициативу по изменению Конституции Приднестровской Молдавской Республики, инициированную 16-ю депутатами Верховного Совета и примкнувшей к ним депутата Верховного Совета Антюфеевой Г.М., отметили, что данные изменения не сближают, а только отдаляют правовые поля Приднестровской Молдавской Республики и Российской Федерации, а это недопустимо. Более того, эта инициатива депутатов Верховного Совета нарушает волеизъявление народа Приднестровской Молдавской Республики, выраженное им на референдуме 17 сентября 2006 года, где за независимость Республики и свободное присоединение к России проголосовало более 97% из числа избирателей, принявших участие в голосовании. Народ как единственный источник власти в Приднестровской Молдавской Республике, видит свое будущее в сотрудничестве с Россией.

Особо следует подчеркнуть, что из 16-ти депутатов Верховного Совета и примкнувшей к ним Антюфеевой Г.М. нет ни одного защитника Приднестровской Молдавской Республики. Это значит, что им не грозит опасность оказаться в застенках Молдовы (гармонизация законодательства по их версии приведет к сближению не с Российской Федерацией, а, прежде всего, с Молдовой). Депутаты Верховного Совета – инициаторы изменений Конституции далеки от интересов государства, им ближе бизнес интересы.

В связи с этим, Республиканский Координационный Совет общественных объединений и политических партий ПМР, учитывая волеизъявление народа Приднестровской Молдавской Республики выраженное им на референдуме 17 сентября 2006 года и в целях истинной гармонизации политико-правовой системы Приднестровской Молдавской Республики и Российской Федерации, считает целесообразным и необходимым:

1. Преобразовать Верховный Совет ПМР в Законодательное Собрание Приднестровской Молдавской Республики, единственной функцией которого должна стать законотворческая деятельность.

Также, рассмотреть возможность образования в Приднестровской Молдавской Республики двухпалатного Государственного Собрания, как это принято в Российской Федерации, где функционирует Федеральное Собрание Российской Федерации состоящее из двух палат (Государственная Дума и Совет Федерации).

Верховный Совет – это рудимент прошлого и создает ложное представление о подчиненности всех Советов Верховному Совету. Избыточный Аппарат Верховного Совета настойчиво пытается вторгаться в деятельность местных Советов народных депутатов и навязывать им свое видение, что противоречит конституционным принципам и прежде всего принципу разделения властей и принципу самостоятельности органов местного самоуправления.

2. Установить, что депутат Законодательного Собрания должен работать в нем на постоянной профессиональной основе. Запретить депутатам иную деятельность, не связанную с законотворческой деятельностью в рамках Законодательного Собрания.

Мандат депутата должен быть несовместим с предпринимательской деятельностью и деятельностью, которая предполагает получение дополнительного материального вознаграждения. Этот принцип должен быть закреплен в Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

3. Изменить существующий порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики как не соответствующий общепризнанным демократическим принципам и конституционному принципу разделения властей.

В соответствии с тем, что Конституция является Основным Законом государства, необходимо установить иной порядок и особую процедуру пересмотра Конституции, а также внесения в нее изменений, как это принято во всех демократических странах, в том числе и в Российской Федерации, где законодательный орган не правомочен самостоятельно пересматривать Конституцию РФ и вносить в нее изменения.

В этой связи, необходимо в Конституции ПМР закрепить требование, что в целях предварительного изучения и определения целесообразности и необходимости внесения конституционных поправок либо пересмотра Конституции формируется Конституционный Совет. Конституционный Совет должен определять целесообразность и необходимость пересмотра Конституции в целом, либо ее отдельных положений и правовых норм. В случае принятия Конституционным Советом отрицательного решения, дальнейшее рассмотрение конституционных изменений должно приостанавливаться. В случае положительного решения, Конституционный Совет направляет проект поправок в своей редакции на рассмотрение Президенту Приднестровской Молдавской Республики, который их направляет для принятия в законодательный орган либо выносит на референдум.

4. Изменить действующий порядок организации и проведения референдума в Приднестровской Молдавской Республики как не соответствующий общепризнанным демократическим принципам и основам конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики.

В статье 1 Конституции ПМР установлено, что: «Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы». Вопреки этому, в соответствии с действующим законодательством народ Приднестровской Молдавской Республики, как и его всенародно избранный Президент, лишен полноты права на организацию и проведение референдума. В соответствии с действующим законодательством и вопреки конституционным принципам, установленным Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, все права на это узурпированы и присвоены Верховным Советом.

Следует особо отметить, что в Российской Федерации правом назначать референдум обладает только Президент РФ как глава государства и гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Законодательный орган Российской Федерации не имеет права принимать решения о проведении референдума или всенародного обсуждения наиболее, с их точки зрения, важных вопросов государственной или общественной жизни.

В этой связи, в Конституции ПМР необходимо закрепить право Президента как всенародно избранного главы государства назначать и проводить в Приднестровской Молдавской Республике референдум. Этот принцип обеспечит его конституционные полномочия, как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина Приднестровской Молдавской Республики. Также необходимо установить, что инициатива о проведении референдума может исходить только от 15000 и более избирателей – граждан ПМР либо от Президента ПМР. Законодательный орган должен быть ограничен в праве инициирования проведения референдума. Свое право депутаты законодательного органа должны реализовывать индивидуально через связь с избирателями.

5. Изменить порядок формирования Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики.

Существующий порядок формирования Конституционного суда ПМР не оправдал себя и показал свою полную несостоятельность. Для судей, делегированных в состав Конституционного суда от Верховного Совета, большее значение имело субъективное мнение руководителей аппарата Верховного Совета, чем вопросы права. Это недопустимо, а ведомственный подход к формированию Конституционного суда, являющегося органом конституционного контроля, не приемлем. Указ Президента, как подзаконный акт, может быть отменен судебным решением, а закон, только решением Конституционного суда. Наличие в составе Конституционного суда представителей законодательного органа противоестественно.

Следует отметить, что в Российской Федерации законодательный орган государства (Государственная Дума РФ) не имеет права делегировать в состав Конституционного суда РФ своих представителей. Таким правом обладает только Президент РФ, как гарант Конституции РФ, в соответствии с которой он представляет Совету Федерации РФ кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда Российской Федерации. Совет Федерации РФ не является законодательным органом. Подобного государственного органа в Приднестровской Молдавской Республике нет.

В этой связи, необходимо установить, что все судьи Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики должны назначаться Президентом как гарантом Конституции ПМР по представлению съезда судей. Председатель и секретарь Конституционного суда должны избираться на определенный срок судьями Конституционного суда ПМР самостоятельно, как это принято в Российской Федерации.

Принятие этих первоочередных мер, на наш взгляд, позволит стабилизировать государственный внутриполитический климат, исключит саму возможность перекраивания Конституции – Основного Закона государства в угоду различным политическим группкам в соответствии с их частными интересами. К сожалению, необходимо констатировать, что у нас в государстве появились силы, которые свои групповые интересы ставят выше интересов государства. Нельзя допускать политический радикализм, который ведет только к губительному конфликту между ветвями власти. Каждый конфликт должен гаситься в зародыше, так как ведет к одному результату – ослаблению и потере государственности. Из истории мы знаем, что большинство народов терявших государственность, не поглощались, а истреблялись. Понимание этого для народа Приднестровской Молдавской Республики актуально, особенно в условиях нашего существования. Если какие–либо политические группы или просто отдельные члены общества не понимают этого, то народ Приднестровской Молдавской Республики не должен становится заложником этого недопонимания.

Вы как всенародно избранное высшее должностное лицо государства и гарант Конституции Приднестровской Молдавской Республики обязаны принять все меры для недопущения развития конфликта и устранения всех причин, в силу которых конфликт стал возможен. Основные причины конфликта нами изложены выше, как и предложения по их устранению. Мы, в свою очередь, обеспечим понимание и поддержку в обществе Ваших действий по внедрению нами предложенных изменений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики.

Республиканский Координационный Совет общественных объединений и политических партий ПМР осознает, что в случае усиления деструктивных действий Верховного Совета, в том числе направленных и на раскол нашего общества, может возникнуть необходимость роспуска Верховного Совета. Роспуск Верховного Совета как мера обеспечения сохранения государственности формально не прописана в Конституции Приднестровской Молдавской Республики, но в случае необходимости это не должно являться препятствием для главы государства. У главы государства есть нераскрытые в Конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных случаях. Президент Приднестровской Молдавской Республики как всенародно избранный глава государства и гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина Приднестровской Молдавской Республики наделен народом Приднестровской Молдавской Республики всеми полномочиями для сохранения государственности. Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации.

Принято 7.05.2009г на Президиуме Республиканского Координационного Совета общественных объединений и политических партий ПМР

Председатель В.П. ВОЕВОДИН