iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Перезагрузка не сработала?

В последнее время в условиях мирового финансового кризиса продолжается полемика вокруг возможного вступления Украины в НАТО. На фоне стремлений руководства альянса к возобновлению сотрудничества с Россией и катастрофических последствий экономического спада на Украине для ее вооруженных сил, перспективы вступления Украины в Североатлантический блок выглядят достаточно призрачными. Тем не менее, несмотря на полное отсутствие внутренних электоральных и публичных социологических условий для вступления в Украины в НАТО, США и страны блока  продолжают уделять этому вопросу большое внимание, а  присутствие Украины в горизонте новой политике НАТО остается реальностью.

В условиях острого дефицита государственного бюджета запланированное финансирование ВС Украины на 2009 год составляет лишь треть от необходимого и шестьдесят семь процентов от прошлогоднего уровня финансирования. Это приблизительно 0,85 проц. от ВВП Украины, тогда как в альянсе существует достаточно жесткое требование об обоснованном уровне расходов на оборону, который должен быть не менее 2 проц. от ВВП. При нынешнем уровне финансирования о модернизации вооруженных сил, обновлении вооружений и военной техники и совершенствовании боевой выучки в ВС Украины говорить не приходится.

Из-за недостаточного финансирования ВВС Украины теряют летчиков высших категорий. Только в прошлом году из армии уволились 30 пилотов 1-го и 2-го класса. В целом в украинских ВВС сейчас вакантны почти 70 летных должностей. Это весьма существенная цифра, если учесть, что авиация Украины насчитывает всего 208 боевых и 37 транспортных самолётов. Одной из основных причин оттока летных кадров является низкий социальный статус и социальная незащищенность военнослужащих украинской армии. Негативно сказываются на подготовке украинских летчиков и отсутствие возможности закупки достаточного количества горючего для проведения плановой летной подготовки экипажей.

Недофинансирование ВС Украины приводит к утрате боеготовности некоторых частей и соединений. В январе этого года энергоснабжающие компании нескольких областей Украины за долги отключили от света воинские части и учреждения Вооружённых сил. В том числе и те, которые несут боевое дежурство в системе противовоздушной обороны. Министерство обороны Украины задолжало за электроэнергию сто сорок семь миллионов гривен и самостоятельно оплатить долг не может.

Военно-морские силы Украины являются крупнейшим должником Севастопольского городского водоканала: из восьмисот тысяч гривен общей задолженности потребителей половина приходится на украинских военных. Чтобы предприятие не отключили от электричества, в марте этого года Севгорводоканал разработал план отключения должников — первыми в списке значатся части ВМС Украины.

По заявлению министра обороны Украины Юрия Еханурова, из-за критического бюджетного недофинансирования в 2009 году Минобороны Украины вынуждено существенно ограничить проведение военных учений, а основные усилия при организации боевой подготовки сосредоточить на  повышении общего теоретического уровня военнослужащих.

Однако, несмотря на негативные тенденции в обеспечении боеспособности украинской армии, у президента Украины Виктора Ющенко совсем иные и гораздо более оптимистичные взгляды на эту проблему. Согласно недавно изданному указу украинского президента,  которым был утверждён план проведения многонациональных учений в рамках военного сотрудничества с участием подразделений украинских Вооружённых сил на территории Украины и за её пределами в 2009 году, на текущий год намечено провести одиннадцать многонациональных учений, общая продолжительность которых составит сто семьдесят шесть дней. В этих учениях должны принять участие более шести тысяч иностранных военных. Самыми крупными из них должны стать украинско-американские учения «Си бриз», морская фаза которых планируется в Крыму в июле 2009 года. Предполагается, что в учениях примут участие полторы тысячи военнослужащих, в том числе более тысячи иностранных, что вдвое больше, чем годом ранее. Сами учения продлятся тридцать дней, что практически вдвое дольше прошлогоднего.

Как и в прошлые годы, значительную долю расходов на проведение запланированных учений берут на себя США. По данным украинских военных экспертов, только учения «Си бриз» за всю историю их проведения обошлись Пентагону в десять миллионов долларов, в то время как Украина потратила на них менее ста тысяч долларов. Вашингтон и в этом году планирует затратить значительные средства на подготовку украинских военных к переходу на натовские стандарты, а общественного мнения Украины — к якобы неизбежному вступлению страны в Североатлантический альянс. Этим объясняются и антироссийские легенды проводимых на Украине учений, в одних случаях завуалированные, в других (как, например, в ходе прошлогодних учений «Морской узел») — совершенно явные. Таким способом Вашингтон приучает украинских военных к мысли, что их вероятный противник — Россия.

Черноморская акватория сегодня представляет для Объединенных военно-морских сил НАТО наибольший стратегический интерес. Через побережье Черного моря представляется возможность контролировать регион Кавказа. Американское присутствие здесь будет подогревать «уверенность и смелость» Украины, Грузии и Молдовы более активно противостоять России. Черное море представляет собой важный транзитный регион для экспорта российской нефти и газа. Контролируя этот регион США имеют возможность диктовать энергетическую политику странам Восточной и Центральной Европы. Кроме того, стратегическое положение Черноморского региона с размещенными в нем военными базами и военно-морскими силами НАТО обеспечивает возможность оказания давления на Россию.

Именно по этим причинам объединенные военно-морские силы НАТО уже сейчас усиленно осваивают Черное море. Командование блока ведет целенаправленную подготовку к возможному использованию в Черноморском бассейне своих корабельных ударных и амфибийно-десантных соединений.

Таким образом, сегодня Североатлантический альянс продолжает оставаться своеобразным проводником американской политики в мире, которая заключается в глобальном лидерстве США и непримиримой позиции по отношению к потенциальным конкурентам, способным воспрепятствовать формированию однополярного мира. Стремясь укрепить свои доминирующие позиции, Вашингтон, используя возможности Североатлантического альянса, пытается найти новые рычаги воздействия на страны Восточной Европы для противодействия российским интересам. Существенная роль в этом отводится Украине, которая рассматривается Вашингтоном как стимулирующий фактор в продвижении американского влияния вглубь материковой Евразии, освоением Черноморско — Каспийского региона и выходом на Центральную Азию.

Александр Сорокин