iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Тарлев. Работа над ошибками

О «гагаузском примере», «широкой приднестровской  автономии» и спортивном характере.

Ровно месяц лидер молдавских «центристов» Василий Тарлев находится в состоянии, официально названном предвыборной кампанией, и ровно столько демонстрирует плохие результаты.  Он и его команда оказались не только  неспособными к исправлению прежних ошибок,  подпортивших начало политической карьеры отставного премьера, но и не умеющими избегать новых –  куда более опасных для успешного ведения борьбы и более каверзных, чем  мечтательное создание «Клуба друзей России в Молдове» и потешные призывы «покупать молдавское».  Конечно, молдавский избиратель за восемь лет жизни в коммунистической стране заметно огрубел и растерялся, чтобы вникать в тонкости отечественной политики, и, конечно, голосующий всегда согласно каким-то своим внутренним тревогам, и голосующий до сих пор «неизвестным местом», должен бы потянуться к «новому лицу»… Это так, очевидно, думают пиарщики из ЦСМ, предлагая избирателю примитивные приманки. Так  незаметно для себя центристы вместе со своим лидером превращаются в мало думающую и отчасти бестолковую группу, словно выполняющую чужую волю, которая ведет их к запрограммированному неуспеху. А то, что успел сказать  за месяц до выборов Тарлев о таких проблемах, как приднестровская и гагаузская, делает его странной фигурой из далекого прошлого, и вообще,  на удивление (при его-то недавней должности премьера) человеком неосведомленным . Еще один повод задуматься,  чей это проект – «проект Тарлева»?         

В конце февраля Тарлев появился на тираспольском телевидении. Говорил о многом из предвыборных планов и программ ЦСМ. Говорил и о приднестровском урегулировании. Сказал, в частности, что у него есть план разрешения проблемы, что готов встретиться в любое удобное для президента ПМР время; надо полагать, лучше бы до парламентских выборов в Молдове.  Место, да и время тоже, для тематического представления своей команды Тарлев выбрал неудачно. В Приднестровье давно и даже лениво замечают, что происходящее на политическом поле в «соседней стране Молдове» республику не интересует, а если интересует, то лишь с точки зрения перспектив «установления добрососедских отношений двух государств». Об этом и ни о чем ином был переданный Воронину Смирновым в апреле прошлого года проект Договора о дружбе и сотрудничестве ПМР и РМ. А высокопоставленные тираспольские чиновники оценили предстоящие выборы на правом берегу Днестра, как неспособные что-либо существенно изменить в раскладе политических сил Молдовы, а если и способные, то лишь  в сторону ухудшения отношений между двумя берегами (хотя куда еще хуже). Их вывод простой: и от постэлекторальной соседки не следует ждать ничего, кроме пакостей.

И тут – Тарлев; и что-то знакомое слышится в его предвыборных готовностях. Правильно, вспомнили… Ровно восемь лет назад, почти день в день точно также появился на здешних экранах лидер ПКРМ Воронин и говорил точно такие же слова. Потом Тарлев уже на пресс-конференции в Кишиневе опять напомнит Воронина образца 2001 года, сказав о «широкой автономии для Приднестровья» и о посте первого вице-премьера РМ для представителя Левобережья. Только тот Воронин говорил о фактически состоявшейся молдавской федерации (есть один субъект – Гагаузия и осталось только узаконить статус федерального субъекта Приднестровья). А согласно внутренним планам ПКРМ, согласованным, ого где (соратники Воронина хитро показывали пальцами на небо, что, видимо, означало Москву), в случае победы партии на выборах 2001 года пост первого заместителя председателя коммунистического правительства РМ должен был занять председатель ВС ПМР Григорий Маракуца. Воронинские планы обернулись едва ли не новой войной с Приднестровьем и  невиданными осложнениями с Москвой. О причинах резкой смены настроений главы Молдовы в 2001 году в Тирасполе знают, еще о многих догадываются… И потому на отставного Тарлева, идущего по стопам своего главного начальника, здесь смотрели с плохо скрываемой брезгливость: нет у тебя никакого плана урегулирования, и никто с тобой встречаться не собирается. Те, кого называют электорат, небрежно недоумевали: мы же не участвуем в молдавских выборах – нам-то что до Тарлева и прочих остальных на другом берегу?

Но Тарлев приезжал в Тирасполь не агитировать приднестровцев принять участие в выборах. Его, едущего в Приднестровье с такими целями, остановили бы на границе, как некогда поступили с Ворониным. А зачем же? Видимо, его пиарщики решили использовать «страшно хитроумный» ход: раз Тирасполь Тарлеву  дает трибуну, значит, его, ввязавшегося в предвыборную борьбу, поддерживает и Москва и, значит,  за проектом «центристов» стоят силы, намеренные кардинально переломить существующий ход событий на «приднестровском направлении», вывести его на выгодные Тирасполю и Москве новые пути . Но представ таким образом чуть ли не федералом и становясь на былые «прогрессивные позиции» ПКРМ 2001-2003 годов, Тарлев «подставил другой свой бок» для идеологической атаки со стороны большой группы либеральных формирований Молдовы, которые пока не считают «центристов» серьезными игроками в кампании, но которые при необходимости объединят ЦСМ и ПКРМ в отряд врагов молдавской государственности, а собственно «центристов» обвинят в сговоре Москвой и Тирасполем. После такого удара Тарлев, натужно изображающий из себя политика новой волны и во многом антиподом Воронина, уже не оправится. Ему останется лишь продолжать использовать жиденькие предвыборные тезисы на тему «Вместо Воронина – я» и в итоге довольствоваться ролью неподготовленного к борьбе оппозиционера, или, того хуже, продолжать играть давно заготовленную для него роль мелкого и мелочного критикана.   Примерно так, как это сделано в одной его агитке: «Не в пример Воронину, склонному к злоупотреблению спиртными напитками, Тарлев – отличный спортсмен, отдающий предпочтение футболу, причем не в качестве болельщика, но и в роли нападающего… На фоне пожилого, непредсказуемого в своих поступках, мстительного президента Воронина… Тарлева выгодно отличают высокий уровень подготовки и общего развития». Замечательные ребята трудятся на бывшего премьера и предвыборные лозунги они являют на свет замечательные: «Молдове вместо нетрезвого и мстительного вождя – высокоразвитый во всех отношениях и непьющий спортсмен». Вот и вся программа.

Позвав на свою сторону влиятельную в АТО Гагауз Ери общественную организацию «Единая Гагаузия», «центристы» рассчитывают получить на Юге массированную поддержку.  Уже сказано, сколько даст гагаузский избиратель процентов голосов Тарлеву и почему: Гагаузия на протяжении шести лет голосующая против ПКРМ и добивающаяся от Кишинева полной реализации закона о своем правовом статусе в составе РМ, видит в ЦСМ силу, способную понять, наконец, чего же хотят народно-патриотические силы края от  властей РМ, в том числе и от властей коммунистических. Но Тарлев, трудно пока понять по каким причинам, словно бы одернул гагаузов, напрасно недовольных своим положением, и сказал на пресс-конференции, что автономия «для   многих является примером, в том числе и для Приднестровья». Если бы это слово в слово повторил кто-то из правящей в стране партии, то гагаузские союзники бывшего премьера не растерялись бы в ответах. Сейчас они молчат. А сказать есть что. И дело даже не в Приднестровье, для которого-то как раз судьба Гагаузии со времен принятия закона от 1994 года и по сей день примером не является, а если и является, то  только отрицательным.  «Народные патриоты», борясь за власть в АТО и получив ее почти в полном объеме, не единожды указывали Кишиневу: не все у нас ладится в наших отношениях. Это еще мягкая формулировка. Вот один из ее вариантов. Это глава АТО Формузал на заседании «круглого стола» в Страсбурге 2 декабря 2008 года, где обсуждался вопрос о правах автономий в Европейский регионах: «Со дня создания автономии положения данного закона (о статусе АТО Гагауз Ери), который по сути должен гарантировать полномочия и функционирование автономии, не только не совершенствуется, но и не выполняется в полном объеме… В настоящее время не урегулированы вопросы между руководством автономии и центральными властями Молдовы в сферах законотворчества, представительства Гагаузии в парламенте РМ, в вопросах формирования бюджета. В 2003 году по инициативе руководства РМ  был отменен местный закон «О политических партиях», который предусматривает создание региональных партий… Этот факт демонстрирует отрицание политической элитой Молдовы  самого существования Гагаузии…». Краткое изложение речи Формузала было опубликовано в гагаузских СМИ под красноречивым заголовком «Недорешенный конфликт». И опять Тарлев –  и опять невпопад со своим «гагаузским примером». Времени на исправление наделанных  новых ошибок  у него не осталось.

Владимир Цеслюк,политический обозреватель агентства НИКА-пресс