iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Тирасполь и Кишинев опять не договорились

Тирасполь отверг предложения Кишинева по урегулированию приднестровского конфликта. Заместитель министра иностранных дел ПМР Александр Малярчук сообщил, что приднестровская сторона направила Молдавии официальный ответ, в котором отказалась от дальнейшего обсуждения предложенных Кишиневом документов. В конце прошлого года, напомним, президент Молдавии Владимир Воронин передал лидеру ПМР Игорю Смирнову законопроект о статусе Приднестровья в составе единой Молдавии и проект совместной декларации. «Приднестровская сторона считает, что данные документы не могут служить основой для результативного политического диалога и не рассматриваются приднестровской стороной как предмет для обсуждения в каких-либо форматах»,— цитирует Малярчука  РИА «Новости».

Напомним, что в 2006 году на территории ПМР был проведен референдум и абсолютное большинство граждан республики, принявших в нем участие, высказались за сохранение независимости страны с последующим присоединением к России. Несмотря на то что референдум не получил международного признания, его результаты ясно показали, что население Приднестровья в абсолютном большинстве своем тяготеет к России. Причем это относится не только к русским жителям республики, но и к украинцам и даже к молдаванам, которые в настоящее время составляют порядка 30% населения ПМР.

Тем не менее Кишинев не оставляет попыток собрать воедино части, ранее составлявшие Молдавскую ССР, и тем самым ликвидировать фактически независимый статус Приднестровья. В частности, в прошлом году среди молдавского истеблишмента возникла надежда решить вопрос в свою пользу на основе идей, в свое время предложенных российской стороной и закрепленных в документе, разработанном при участии Дмитрия Козака, в то время специальном представителе президента России. Так, например, министр реинтеграции Молдавии Василий Шова сделал заявление, в котором сформулировал целый ряд предложений Тирасполю относительно путей урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. В частности, говорилось о намерениях Молдавии провозгласить нейтральный статус. Приднестровью же предлагался статус субъекта Федерации в составе единого молдавского государства, причем было особо оговорено право ПМР на выход из Федерации в случае утери Молдавией международной правосубъектности. Иными словами, если Молдавия потеряет статус независимой страны, Приднестровье имеет право выйти из ее состава.

Молдавский парламент действительно принял Концепцию национальной безопасности страны, в которой был провозглашен внеблоковый статус Молдавии, что ряд экспертов расценил как определенную предпосылку к восстановлению нормального переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем. Активизировался и диалог между Москвой и Кишиневом — ведь очевидно, что решение приднестровского вопроса невозможно без учета мнения российской стороны. Так, например, в июне 2008 года в Москве состоялись переговоры премьер-министра России Владимира Путина с молдавским коллегой Зинаидой Гречаной, в ходе которых обсуждался приднестровский вопрос.

Стало скалываться впечатление, что чаша весов склоняется в пользу Кишинева. Однако Тирасполь оказался гораздо тверже, чем могло показаться. Никаких уступок ПМР Молдавии так и не сделала. Дальше типичных в таких случаях разговоров о поиске компромисса дело не пошло. Приднестровье сохраняет свою фактическую независимость. Более того, сейчас шансы Молдавии вернуть ПМР стали попросту эфемерными. В самом конце 2008 года Воронин и Смирнов провели встречу, и стало очевидно, что Кишинев не смог добиться от Тирасполя никаких шагов, которые хотя бы в малейшей степени размывали приднестровскую самостоятельность.

Стоит отметить, что этой весной в Молдавии пройдут очередные выборы в парламент, и нет никакой гарантии, что коммунисты, лидером которых является Воронин, останутся у власти. Воронин и фракция компартии, на которую он опирается в парламенте, придерживаются все-таки более умеренной позиции, чем националистические силы, однозначно ориентированные на сотрудничество с Западом и многие годы отстаивающие идею вхождения Молдавии в состав Румынии. Президент Молдавии избирается депутатами, и, для того чтобы стать им, надо получить поддержку 60% парламентариев. Так что в случае если на выборах убедительную победу одержат националисты, то и государство возглавит их представитель.

Это прекрасно понимают в Тирасполе, где явно хотят дождаться итогов выборов. Эта позиция совершенно обоснованна и логична. Какой смысл сейчас Приднестровью брать на себя какие-либо обязательства, если политическая обстановка в Молдавии в скором времени может резко измениться?

Дионис Каптарь КМ.ру