Итак, в Молдове стартовала избирательная кампания 2009 года по выборам депутатов в Парламент страны. ЦИК Молдовы уже регистрацию партии, которые изъявили желание побороться за депутатские мандаты. Оглашаются предвыборные программы и партийные списки кандидатов в депутаты. Всюду раздаются голоса и призывы о необходимости перемен с тем, чтобы простой человек чувствовал себя защищенным и обеспеченным, снова избирателям, лидеры и платные активисты разных партии, сулят златые горы и манну небесную, если проголосуют за их партийные списки и непременно изберут именно их депутатами. Однако, за восемь лет безраздельного правления в Молдове тоталитарного псевдо коммунистического режима, правящей партии ПКРМ практически удалось выкорчевать с политического поля Молдовы все ростки, из которых могла бы пробиться и взрасти адекватная оппозиционная сила, действительно имеющая свою позицию и готовая твердо отстаивать её. Уцелевшая в Молдове оппозиция, у которой практически нет своей позиции, кроме стремления любыми путями пристроиться к желанной государственной кормушке, превращенной правящим режимом в источник неправедных доходов, представляет собой жалкое и в какой-то мере смешное зрелище. Ведь все они долгие годы прекрасно и комфортно сосуществовали во власти и, существуя в ней, не боролись за справедливое и разумное государственное устройство. Об этом они вспомнили только тогда, когда политические конкуренты и оппоненты потеснили их от властной кормушки. Вот и получается, что эти уже обманывали, те похожи на этих, а иных,- истинных патриотов и защитников интересов простого народа,- не видно вовсе. На наш взгляд, именно в результате этого Молдова, как несостоявшееся государство, превратилось в международное посмешище, а её трудолюбивый народ,- в поставщиков трудовых рабов и секс рабынь в страны ЕС, Ближнего Востока и всего постсоветского пространства. Следует признать, что в настоящее время в Молдове фактически отсутствует политическая сила, способная самостоятельно повлиять на обоснованное и точное определение её внешнеполитических приоритетов, а тем более,- в системном и последовательном проведении такого курса. Не говоря уже о не способности предложения и внедрения экономической модели развития, которая способствовала бы выводу основной массы населения Молдовы из явной нищеты и бедности. Совершенно очевидно, что в этих условиях, какую бы Республиканскую партию Молдовы избиратели и руководство Гагаузии ни поддержали на выборах в Парламент Молдовы 5 апреля 2009 года, положение дел в самой Гагаузии к лучшему не изменится. Ни по части реального укрепления её статуса, ни по части изменения отношения официального Кишинева к проблемам развития и укрепления Гагаузии. Практика показывает, что все эти годы избиратели Гагаузии голосовали за те партии Молдовы, деятельность которых связывалась или декларировалась с решением насущных социально-экономических, общественно-политических и политико-правовых проблем Гагаузии. В настоящее время на политическом небосклоне Молдовы таких политических сил, реально способных преодолеть шести процентный избирательный порог,- попросту не существует.
Поэтому, по большому счету,- это не наши, не народа Гагаузии эти выборы. Нам нет места в них, нам в них нечего делать, кроме как, в очередной раз, марать честь и достоинство нашего народа. Как всегда, на наши требования заключить Договор по разграничению полномочий и предметов ведения между Молдовой и Гагаузией, выделений соответствующих квот Гагаузии по выборам депутатов в Парламент Молдовы по одномандатным округам с правом ВЕТО, как того предусматривают Лундские Рекомендации, ратифицированные, но не исполняемые Молдовой, официальный Кишинев в очередной раз обвинит народ Гагаузии в сепаратизме.
Официальный Кишинев и не скрывает это, не желая выполнять взятые на себя обязательства и нормы Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии(Гагауз Ери)», стремясь любыми путями урезать полномочия Гагаузии, сравняв их с полномочиями обычного, заурядного района Молдовы, с тем, чтобы впоследствии и юридически ликвидировать гагаузскую Автономию. На наш взгляд, об этом наглядно и красноречиво свидетельствуют продолжающиеся факты умышленного и преднамеренного принятия высшими органами власти и управления Республики Молдова законов и нормативных актов, прямо противоречащих нормам Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)». Хотя, как нами ранее не раз отмечался и подчеркивался тот факт, что указанный Закон и Постановление о введение его в действие прямо предписывают, что принимаемые высшими органами власти и управления Республики Молдова законы и нормативные акты НЕ ДОЛЖНЫ ПРОТИВОРЕЧИТЬ НОРМАМ Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)».Мало того, официальный Кишинев и впредь намерен продолжать такую порочную практику в отношении Гагаузии. Об этом наглядно и красноречиво свидетельствует письмо Председателя Парламента Молдовы г-на М.Лупу на имя Председателя ПКРМ и по совместительству Президента Республики Молдова г-на В.Воронина от 12 декабря 2008 года за № ДД/С-б,Х 315, в котором спикер молдавского Парламента ни чуть не смущаясь и не скрывая иронии подчеркивает, что поступившая в Парламент Молдовы 31 октября 2008 года законодательная инициатива Народного Собрания Гагаузии с предложением изменения закона «О местном публичном управлении» Молдовы в виду его противоречия нормам закона РМ «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)»,- «…Согласно решению, принятому на заседании фракций от 2 декабря, (имеется в виду заседание и решение фракции ПКРМ в Парламенте Молдовы,- сноска наша) законодательная инициатива будет рассмотрена и отклонена новым Парламентом, сформированным после выборов 2009 года».
Другими словами, на наш взгляд,следует признать тот факт, что кто бы ни был избран в новый Парламент Молдовы на выборах 5 апреля 2009 года, отношение официального Кишинева к народу Гагаузии будет таким же хамским и издевательским, основанном на принципах отношения барина и господина к своему бесправному слуге и рабу. На протяжении последних лет это продемонстрировали многие чиновники из Кишинева, в том числе и нынешний спикер Парламента Молдовы г-н М.Лупу, суть изречений которых сводится к одному: «Здесь хозяева мы. Будете много прыгать – отберём Автономию». Особенно поднаторел в этом лидер ПКРМ и Президент Молдовы г-н В.Воронин. Его патологическое желание лишний раз унизить руководство Гагаузии, показать своё превосходство не знает границ и пределов. Особенно это ярко проявилось 19 ноября 2008 года во время открытия нового корпуса Комратского Государственного Университета, которое официально проводил Президент Молдовы В.Воронин совместно с прибывшей с ним из Кишинева свитой. На это мероприятие были приглашены и Башкан Гагаузии с Председателем НСГ – М.Формузал и А.Харламенко. Но, г-н В.Воронин вынудил руководителей Гагаузии стоять в сторонке, как бедных родственников, им даже не было предоставлено слово, чтобы они могли поздравить студентов, преподавателей и весь народ Гагаузии с этим событием. Действительно жалкая сцена, недостойная ни уважения, ни сожаления, ни даже серьезного осуждения. Ибо таковы стиль и методы руководства и отношения официального Кишинева к народу Гагаузии. Ведь В.Воронин ясно осознавал, что, унижая, таким образом, руководство Гагаузии он, тем самым унижает и оскорбляет весь народ Гагаузии. Ибо в отличие от самого В. Воронина, президентом которого избрали члены партии ПКРМ и ХДНП, Башкана Гагаузии избрал весь наш народ, действительно законным и демократическим путём,- путём прямого и тайного голосования. Даже во времена непризнанной Гагаузской Республики представители официального Кишинева не позволяли себе наносить таких умышленных оскорблений и унижений народу Гагаузии. Тогда и Президент и Премьер-Министр Молдовы стоя приветствовали флаг и гимн Гагаузской Республики, с уважением и почтением относясь к выбору нашего народа и избранным им руководителям.Тем более что наш народ не забыл, как создавался и открывался этот первый гагаузский университет в 90-е годы 20 века, посредством самого широкого народного участия, путем голодовок гагаузского диссидента Леонида Доброва и пикетирования Комратского райкома партии КП Молдавии. А затем,- общенародный сбор средств и его функционирование на первых порах исключительно на пожертвования.Унижая и оскорбляя руководство и народ Гагаузии, г-н В.Воронин, тем не менее, все еще надеется в очередной раз обмануть народ Гагаузии, чтобы он проголосовал на парламентских выборах Молдовы за руководимую им партию ПКРМ. Он безапелляционно заявляет, что именно коммунисты построили в Комрате то-то, а там, в Гагаузии, то-то и т.д. Такой вывод можно сделать из его высказывания о том, что «…Я не могу до конца понять гагаузов. Когда коммунисты ничего для Гагаузии не делали, тогда ваш народ голосовали за нашу партию. Когда мы начали что-то делать для вас, то именно теперь почему-то вы постоянно голосуете против нас». В связи с этим, на наш взгляд, следует согласиться с выводами прихожанина Василия из Комрата о том, что «… во-первых, у народа Гагаузии к христианской вере, святыням и храмам было трепетное отношение даже во времена воинствующего коммунистического атеизма, наследником и правопреемником которого является руководимая г-ном Ворониным партия ПКРМ. Церкви и храмы в Гагаузии строятся не на личные сбережения г-на В.Воронина или партийные взносы членов ПКРМ, а за счет пожертвований прихожан. Во-вторых, все, что строится в Гагаузии, построили не коммунисты, а государство, которое функционирует за счет налогов и налогоплательщиков, в том числе и из Гагаузии. Кроме того, сегодня у власти коммунисты, завтра будут другие, однако все они прекрасно знают, что тот неприкрытый грабеж Юга Молдовы, который их предшественники осуществляли на протяжении последних 70-90 лет, не мог продолжаться вечно. Когда-нибудь все равно пришлось бы начать ВОЗВРАЩАТЬ ДОЛГИ. И вот это время ВОЗВРАТА ДОЛГОВ наступило. Правда теперь каждая молдавская власть будет говорить, что это они вдруг полюбили Юг Молдовы – гагаузов и болгар и именно они, мол, теперь помогают Югу. Поэтому надо непременно голосовать только за них. Но это далеко не так. Народ Гагаузии не должен вообще участвовать в голосовании по выборам в Парламент Молдовы без предоставления соответствующих квот одномандатных округов для Гагаузии в Парламенте Республики Молдова».
Стоит отметить тот факт, что и руководство Гагаузии ранее соглашалось с этими доводами, обоснованно заявляя, что нахождение 2-3 представителей народа Гагаузии в списках той или иной партии не решает проблему представительства Гагаузии в Парламенте Молдовы. Поскольку в этом случае в первую очередь защищаются интересы той или иной партии, на заседаниях их фракций, зафиксированные в программах и уставах партий, прошедших в Парламент, но не интересы и права народа Гагаузии. Ярким доказательством этому служит и тот факт, что в составе депутатов Парламента Молдовы от партии ПКРМ нынешнего и прошлого созывов были и жители Гагаузии, но именно в это время больше всего ущемлялись, нарушались и растаптывались права и полномочия Гагаузии. Неправомерно принимались законы и нормативные акты, направленные на ликвидацию имеющихся права и полномочия Гагаузии с тем, чтобы уравнять их с обычными административно-территориальными единицами (районами) Молдовы.
Следует признать, что опыт и практика предвыборной борьбы новейшей истории Молдовы неоспоримо свидетельствуют о том, что накануне выборов в Парламент Молдовы лидеры всех республиканских партий настойчиво пытаются заручиться поддержкой народа Гагаузии, обещая ему, чуть ли не манну небесную и рай на земле. Делают они вовсе не из-за любви к народу Гагаузии, а исходя из своих меркантильных интересов, из ясного понимания важности их поддержки для успеха своих партий на парламентских выборах. Между тем, совершенно очевидно, что в этих условиях, Гагаузия должна рассчитывать на свои собственные силы и возможности, на свое избранное руководство и местную элиту, на связи с другими регионами и другими государствами. Гагаузии необходима, несмотря на противодействие официального Кишинева, точная и реализуемая в краткосрочной и среднесрочной перспективах Программа привлечения отечественных и зарубежных инвестиций. Нужны осознанные и планомерные действия, способные на деле доказать, что Гагаузия это стабильно развивающийся регион, желающий благополучия и себе, и всей Молдове.В этой связи вызывает некоторое удивление появившиеся в СМИ сообщения о том, что «Команда Михаила Формузала подписала соглашение о совместном участии в выборах с Центристским союзом Василия Тарлева», «Народные патриоты Гагаузии вошли в партийную команду Василия Тарлева» и т.д. На практике это означает, во-первых, с одной стороны, что сам Башкан Гагаузии М.Формузал и его команда отказались от выдвигаемых ранее к официальному Кишиневу требований о необходимости выделения для Гагаузии в Парламенте Молдовы квот, для избрания депутатов по одномандатным округам с правом вето, по вопросам, касающимся интересов Гагаузии. С другой стороны, это свидетельствует о том, что они предали забвению тот факт, что сам лидер ЦСМ В.Тарлев в течение 7-ми лет, находясь на посту Премьер-министра Молдовы, преданно и верно, безропотно, безвольно и неукоснительно исполнял все незаконные, а порой и просто преступные указания правящей партии и его лидера В.Воронина в отношении Гагаузии. Именно благодаря действиям лидера ЦСМ В.Тарлева Гагаузия до сих пор не получила 100 тысяч ЕВРО, переданные Правительством Румынии Гагаузии в виде гуманитарной помощи в связи с засухой и т.д.Во-вторых, появление в обнародованных списках партии Тарлева-Петраки «Центристский Союз Молдовы» фамилий первого заместителя Башкана Гагаузии Валерия Яниогло и заместителя Председателя Исполкома Гагаузии Федора Гагауза может у большинства народа Гагаузии ассоциироваться с тем, что они не заботятся об укреплений прав и полномочий Гагаузии, а также её социально-экономического благосостояния, а думают только о своих личных, меркантильных интересах. А должности первого заместителя Башкана Гагаузии и заместителя Председателя Исполкома Гагаузии они заняли исключительно для того, чтобы они явились им ступенькой для попадания в Парламент Молдовы. В этой связи, обращает на себя внимание и тот факт, что и объявленные «Соглашения команды М.Формузала» и фамилии В.Яниогло и Ф.Гагауза в списках партий ЦСМ появились до проведения съезда общественного движения «Единая Гагаузия», намеченного на 14 февраля 2009 года. А это в свою очередь может означать только одно:
– нет, и не будет консолидированной поддержки народа Гагаузии ни одной из республиканских партий Молдовы во время парламентских выборов 5 апреля 2009 года;
– не все народно – патриотические силы поддерживают указанное Соглашение команды М.Формузала с партией Тарлева-Петраки «Центристский Союз Молдовы». Ибо не только М.Формузал и его команда представляют народно-патриотические силы Гагаузии. Они представляют всего лишь только одну часть этих сил. При этом следует учесть и то, что уже никем и не скрывается тот факт, что если ЦСМ пройдет в Парламент Молдовы, то сформированная в Парламенте депутатская фракция центристов начнет консультации с депутатами-коммунистами о совместной деятельности, сменив на этом поприще Юрия Рошку и его ХДНПовцев. Не надо забывать и тот факт, что гагаузы уже однажды помогали коммунистам придти к власти, заключив в 2001 году прямой договор с лидером ПКРМ Владимиром Ворониным и его партией. В 2009 году они снова, пусть и опосредованным образом, рискуют стать помощниками ПКРМ, стремящейся любой ценой удержаться у власти;
– Многие в Гагаузии считают необходимым кардинально и радикально изменить систему выборов в Молдове, с необходимостью выделения для Гагаузии соответствующих квот по выборам депутатов в Парламент Молдовы по одномандатным округам, с правом «вето» по вопросам, касающимся интересов Гагаузии. Кроме того, формирование партийных списков по выборам депутатов в Парламент Молдовы должно зависеть не от воли и желания лидера партии и его ближайшего окружения, которые формируют списки по принципу личной преданности или кто больше заплатит денег. Кандидаты на места в избирательных списках должны формироваться в условиях максимальной прозрачности и только по итогам первичных выборов, которые должны проводиться как в филиалах партий, так и на центральном уровне. Как это делается в развитых демократических государствах, коль Молдова позиционирует себя как правовое и демократическое государство.
Пока такие изменения не будут внесены, то народ Гагаузии должен бойкотировать эти выборы и отказаться участвовать в голосовании по выборам депутатов в Парламент Молдовы. Только тогда реально можно будет защитить интересы народа, а также права и полномочия Гагаузии, на практике реализовав принцип: «Государство для народа, а не народ для государства». На наш взгляд, руководство Гагаузии, выбирая себе временных попутчиков на период избирательной кампании, рискует тем, что скомпрометирует не только себя, но и те идеи и цели, с которыми «народные патриоты» пришли два года назад к управлению Гагаузией. В связи с этим, на наш взгляд, следует согласиться с мнением гагаузского политолога А.Ангели о том, что заставить гагаузов поддержать такой выбор не возможно и, что «… Изнасиловать их «списком Тарлева-Петраке» в его нынешнем виде вряд ли получится. Проблема, однако, еще и в том, что те, кто предпримет такую попытку, рискует лишь растерять свой собственный рейтинг. Растерять веру гагаузского народа. И вот это будет намного большей проблемой (и трагедией,- дополнение наше) для Гагаузии».
Председатель Независимого правозащитного и информационно-аналитического Центра РМ Иван Бургуджи