Корреспондент агентства НИКА-пресс беседует с исполнительным директором кишиневской Ассоциации ADEPT Игорем Боцаном.
— Господин Боцан, как бы Вы определили цели Совместных заявлений послов стран ЕС в РМ о положение дел в предвыборной Молдове? Запад таким образом стремится ускорить ответы на вопросы о намерениях и реальных возможностях Кишинева в европейской интеграции?
— Есть очевидные и неизменные истины, касающиеся настроений Европейского Союза вообще и настроений, относящихся к Молдове, в частности. ЕС всегда демонстрировал свое желание, чтобы его соседство с государствами было спокойным. Далее. Появился у ЕС сосед — Республика Молдова. Она стучится в его двери и спрашивает: «а не хотели бы вы и нас принять в свою семью?». И получает ответ: докажите нам свою способность хотя бы стремиться к нашим стандартам, а потом посмотрим. Вот что такое эти два Совместных заявления.
— Первое Заявление увидело свет в середине июля, второе – в конце ноября этого года. Что означает, во-первых, весьма кроткий промежуток времени между появлением двух одинаковых по содержанию документов, во-вторых, нет ли оснований думать, что за вторым последует и третий, и четвертый, а те, кому они адресованы, просто промолчат? И так будет без конца?
— Я могу усмотреть в этом только настойчивость Европы. Там понимают, что руководство Молдовы накануне парламентских выборов хотело бы продемонстрировать своим избирателям соглашение Кишинева об ассоциации с Европейским Союзом. Кишиневу же предлагают не торопиться и дают понять, что это самый высокий статус, который может быть ему дан в рамках политики соседства, а посему его надо заслужить, причем не частым произнесением слова «евроинтеграция», а исключительно результативными действиями. В заявлениях также, на мой взгляд, делается особый упор на текущую ситуацию, связанную с предстоящими выборами. ЕС предлагает властям Молдовы доказать свои европейские устремления организацией предвыборной борьбы на открытой и демократичной основе, т.е. предлагает изменить то, что пока для правящей в РМ партии представляется нормой.
Кроме того, на мой взгляд, своими Заявлениями послы ЕС показали понимание неприкрытого лукавства властейРМ. Возьмем, к примеру, случай с Тарлевым. Сначала он был представлен, как успешный премьер, а сейчас, когда Тарлев начал политическую деятельность, его фактически обвинили в неспособности написать устав организации, который бы прошел техническую проверку в Минюсте для регистрации. А как ведут себя по отношению к Тарлеву приближенные к власти журналисты! Еще недавно они нахваливали деятельность кабинета Тарлева, а сегодня с этаким садистскиму довольствием над ним посмеиваются.
— Вы хотите сказать, что ЕС настолько тонкая организация и замечает даже такие мелочи?
— Все гораздо проще и все о том же. Европа говорит Кишиневу: если бы вы сами не стучались в нашу дверь, то и разговора бы о таких обязательных для экзамена предметах, как закон один для всех, с вами не было бы.
— Как Вы думаете, Кишинев найдет способы и силы ответить на Заявления послов?
— Почитайте текст выступления президента Воронина перед послами ЕС в январе этого года. Он сказал примерно следующее: надеюсь, никто из вас не сомневается, что Молдова проводит демократическую внутреннюю политику… Что на самом деле сказал президент? А сказал он ни больше, ни меньше, что сомнения насчет намерений властей РМ строить демократическую Молдову, соответствующую европейским стандартам, недопустимы. Мне кажется, что представители ЕС в Молдове меняют свою тактику поведения в Молдове. Суть ее в следующем: Европа может и дальше общаться с Кишиневом по дипломатическим каналам, но есть ли в контактах подобного рода смысл, когда содержание ее бесед с высшим руководством страны не доходит до молдавской общественности.
— Общественность, безусловно, хотела бы знать все детали подобных бесед. Еще бы – иметь, скажем, подробную стенограмму, отражающую в лицах процессы «европейского воспитания молдавских коммунистов». А обе стороны, участвующие в непростых и порой нервных диалогах… Подробности могут быть просто опасными.
— Возможно. Но когда молдавские власти допускают целую серию ошибок, способных привести к срыву ее же проевропейских программ, а также к полному разочарованию молдавского общества, желающего серьезных перемен для Молдовы, это еще опаснее. Мало того, власть, которая действует с учетом только своих интересов и без оглядки на внутренние и внешние оценки и реакции, становится опасной и для самой себя. Например, все, что делали коммунисты против Гагаузии, обернулось против них самих. Уголовные дела против башкана АТО Формузала превратило его в регионального лидера с известной политической и идеологической окраской… Все, что власти выстраивают против телеканала PRO TV – это вообще контрпродуктивно. Возня властей против политического проекта Тарлева лишь вызывает к Тарлеву интерес. Война против кишиневского градоначальника Киртоакэ лишь добавляет ему шансов в борьбе за места в будущем парламенте…
— А как Вы считаете, Воронин и его команда понимает, что сегодня от них хочет Евросоюз?
— Думаю, понимают. Но не более того.
— На прошедшей встрече послов ЕС с представителями гражданского общества, состоявшейся на прошлой неделе, разговор об этом шел?
— Я скажу так, чтобы не нарушать правила проведения подобных встреч. Кишиневские участники встречи интересовались возможными действиями ЕС в Молдове после парламентских выборов будущего года. Послы в очередной раз напомнили, что Молдова – это не их страна, но в ее лице Евросоюзу хотелось бы иметь спокойного и прогрессирующего соседа. Кроме того,содержание и этой встречи, а также обмен мнениями по предложенным темам, на мой взгляд, дают основания для одного весьма показательного вывода: нынешние власти Республики Молдова искренне хотят европейской интеграции, но они не хотят терять рычаги управления страной. Оба эти желания, ну, никак не совместимы.
— В какой стране мы проснемся после парламентских выборов 2009 года?
— Думаю, нам придется какое-то время пожить вполитически дестабилизированном государстве. И я не уверен, что наш политический класс сумеет достаточно быстро справиться с этой проблемой.