iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Саммит СНГ -предсказуемые итоги

Итак, саммит СНГ окончен. Что было достигнуто в результате? Вообще говоря, саммиты СНГ – событие достаточно рутинное и заурядное, так что какие-то зримые и масштабные достижения не являются для них обязательными. Но саммит в Кишиневе был особым: его проведение совпало с первой волной мирового финансового кризиса. Преодоление кризиса и стало его главной темой.

Российские предложения, прозвучавшие на саммите, были абсолютно предсказуемы и вполне очевидны. Россия, по сути, предложила странам СНГ образовать собственное валютное пространство, поставив рубль на место доллара, и сделав ставку на финансовую, экономическую и торговую кооперацию внутри Содружества. Иными словами, отгородится от кризиса в собственном, частично закрытом пространстве, по максимуму задействовав традиционные связи, сохранившиеся со времен СССР. Разумеется, полностью укрыться от кризиса не удастся, но значительно смягчить его последствия – вполне возможно. Правда, смягчение кризисных последствий для стран СНГ автоматически означает их ужесточение для ЕС и США, которые в иных обстоятельствах использовали бы страны СНГ как демпфер, дабы смягчить ушибы от собственного падения. Это факт и вызвал волну откровенно заказных публикаций в молдавской прессе, в которых значение саммита и перспективы сотрудничества с СНГ и Россией подверглись критике и уничижению. Впрочем, аргументация этих статей выглядит до неприличия неубедительно.

Другой темой, важнейшей для Молдовы и для Приднестровья, хотя и второстепенной по сути саммита, стали отношения с Россией. Сегодня эти отношения представляют собой сложный комплекс взаимосвязанных проблем, юридических документов и экономических конструкций. Они включают в себя и приднестровское урегулирование, и тему лавирования Молдовы между Россией и ЕС, и отношение к России различных составляющих молдавского политического спектра, и отношение российских политиков к властям Молдовы и к приднестровской проблеме, и перспективы парламентских выборов 2009 года. В целом, действия России в этом направлении также вполне рациональны и предсказуемы. Оценив электоральные перспективы грядущих парламентских выборов, российская сторона пришла к очевидному выводу: Владимир Воронин и его ПКРМ на ближайшие 4 года остаются у власти. А коли так, то нравится Воронин в Кремле или не нравится, надежен он как партнер или не надежен, а говорить придется с ним. И чем более интересными для Молдовы будут российские предложения, чем более ясно будет высказана российская позиция, тем меньше вероятность того, что поведение Воронина окажется непредсказуемым.

И позиция России была высказана ясно. Воронину – мягко, очень мягко – напомнили о Меморандуме Козака, заметив, что подпиши его Воронин в 2003 году, положение Молдовы во всех отношениях сегодня могло бы быть существенно лучшим. Одновременно были подписаны два стратегических документа: программы экономического сотрудничества и сотрудничества в гуманитарной сфере. Обе – до 2020 года.

Очевидно, что приднестровская проблематика тоже обсуждалась – но за закрытыми дверями. Никаких публичных заявлений на эту тему сделано не было, разве что Путин обмолвился, что, мол, в последнее время с молдавскими коллегами удается быстро выходить на ключевые решения, хотя есть и вопросы, требующие дополнительного внимания и более тщательного рассмотрения. Приднестровский вопрос, надо полагать, как раз из таких.

Если же говорить всерьез, то понятно, что, по меньшей мере, до парламентских выборов 2009 года никаких подвижек в урегулировании на Днестре не ожидается. Не будет их и после выборов, если только молдавское руководство не откажется от амбиций и не проявит готовность к настоящему компромиссу. Россия сдавать Приднестровье явно не собирается. Признавая при этом территориальную целостность Молдовы и Грузии.

Сергей Ильченко

P.S. Косвенным следствием саммита стал развал искусственного формирования – Центристского Союза Молдовы, который предполагалось «продать» России в качестве «пророссийской силы». Пресловутый ЦСМ разломился сразу в двух местах. Его бельцкая территориальная организация – крупнейшая в Союзе, насчитывающая более 500 человек – объявила о выходе из него. Причина: внутренняя борьба, начавшаяся сразу же после избрания экс-премьера Василе Тарлева на должность председателя партии. Председатель бельцкой организации ЦСМ, муниципальный советник Сергей Струл заявил, что сразу после избрания Тарлева вокруг него сформировалась группа бывших сотрудников силовых органов, начавших борьбу с территориальными лидерами.

А вице-председатель ЦСМ, Михай Петраке, комментируя призывы повысить статус русского языка, заявил, что подобные идеи являются популистскими и направлены на формирование дешевого политического капитала. «Я всегда был против этого», – заявил Петраке, осудив также решение молдавских властей о запрете антироссийской акции протеста Либеральной Партии Молдовы в день проведения Саммита.

Причина такой смены курса понятна: Россия отказала в поддержке молдавской оппозиции. И вовсе не потому, что в Москве так уж сильно любят Воронина, вовсе нет. Просто оппозиция в Молдове – та, которая реально есть – России еще менее интересна, чем Воронин. Частью по причине очевидной антироссийской позиции. Частью – из-за общего своего ничтожества.

Зато вопрос о Приднестровье, повторюсь, на саммите в открытую не обсуждался. Такое молчание бывает куда красноречивее многих слов. Иными словами, Россия прекрасно разобралась, где в действительности имеются пророссийские силы, и где их нет, и никогда не было.