НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Между Россией и Приднестровьем появился Мазепа

Евразия // 13:52, 18 октября 2008 // 2411
На территории Бендерской крепости, что в Приднестровье, 14 октября этого года была заложена плита в основание будущему памятнику Ивану Мазепе. А в 2009 году, в годовщину 300-летия со дня его смерти, там планируется установка и самого памятника гетману-предателю.

 

Эту совершенно неожиданную новость распространило ИА REGNUM. В интервью агентству председатель Совета народных депутатов города Бендеры, лидер Союза украинцев Приднестровья Леонид Ткачук сообщил, что «Указ об установке памятника гетману Мазепе подписан президентом ПМР Игорем Смирновым». Ткачук считает, что «в данном случае Иван Мазепа расценивается просто как выдающаяся историческая личность, в судьбе которой посещение города Бендеры сыграло решающую роль».

 

Это мнение поддержал и депутат Верховного совета ПМР глава общественной украинской организации «Просвита», Владимир Боднар: «Мы должны помнить и уважать всех великих людей, которые некогда находились на территории нынешнего Приднестровья и оставили здесь свой след. В ПМР таких известных исторических личностей не разделяют по национальности либо принадлежности к какому-то государству или политическому строю. Это касается и гетмана Ивана Мазепы».

 

Еще один приднестровский парламентарий Любомир Рыбяк также считает, что «ничего крамольного в установлении памятника Мазепе нет. Многие исторические факты, события, ценности сейчас пересматриваются как на Украине, так и в России».

 Между Россией и Приднестровьем появился Мазепа

Нельзя не заметить, что заявления, сделанные приднестровскими политиками, звучат по меньшей мере лукаво. Мазепа – это не просто историческая личность, чей образ давно отошел в прошлое. Ни для кого не секрет, что сейчас Мазепа – это один из центральных персонажей антирусского «пантеона» деятелей, которых поднимает на щит наиболее русофобская часть украинских политиков с целью максимально оскорбить Россию, провоцируя раскол между украинским и русским народами. Не случайно к 300-летию Полтавской битвы, которое будет отмечаться в июле 2009 года, на Украине планируют установить памятник Мазепе. Идею увековечить гетмана утвердил городской совет Полтавы. Впрочем, выкрутасы нынешнего политического режима Украины давно уже никого не удивляют, а вот от Приднестровья вряд ли кто-то ожидал такого «подарка» русскому народу.

 

Обычно считается, что ПМР – это абсолютно пророссийский регион, в котором влияние России является определяющим. Более того, обсуждается даже возможность вхождения ПМР в состав России. Однако при этом забывают, что значительную часть населения республики составляют украинцы, и в сравнительно недавней истории Приднестровский регион входил в состав УССР. Кто может поручиться, что среди влиятельных украинских политиков никогда не возникала мысль о том, чтобы втянуть Приднестровье в орбиту Киева? В этом смысле инициатива поставить памятник Мазепе в Приднестровье вполне может оказаться попыткой прощупать почву, прозондировать общественное мнение на предмет проукраинских настроений. Как видим, по крайней мере, некоторые приднестровские политики очень благожелательно отнеслись к будущей установке памятника гетману-предателю.


Очень может быть, что идея усилить роль Украины в Приднестровье исходит из Европы или США, то есть со стороны Запада, который стремится подорвать российские позиции в регионе. Для реализации поставленной цели лучшим вариантом для Запада было бы упразднение Приднестровья путем его присоединения к Молдове. Но пока что этот сценарий пробуксовывает. Приднестровский народ на референдуме отказался от воссоединения с Молдовой, переговоры между Кишиневом и Тирасполем идут крайне трудно и часто заходят в тупик. Поэтому не исключено, что у западных стратегов возник запасной план. Раз не получается присоединить ПМР к Молдове, то не попытаться ли «воссоединить» Приднестровье с Украиной? В качестве «компенсации» Молдове можно будет предложить часть украинской Северной Буковины, в которой компактно проживают молдаване, и некоторые районы Южной Бессарабии, также принадлежащие Украине, но в значительной степени населенные молдаванами. Конечно, такой «размен» никогда не обсуждался открыто на государственном уровне, однако некоторые намеки Украине уже делались. Сравнительно недавно румынская газета Ziua опубликовала слова президента Румынии Траяна Бэсеску, который поднял вопрос о Северной Буковине и о южной части Украины – регионах, которые отошли к УССР после Второй мировой войны.

 

Разумеется, на сегодняшний день сценарий подобного «размена» носит исключительно гипотетический характер. Однако решение территориальных вопросов, как правило, затягивается на долгие годы, и дипломатия солидных государств заблаговременно готовит предпосылки для выгодного своей стране решения, которое будет приниматься лишь в отдаленной перспективе. Характерным примером такого рода служит затяжной спор между Россией и Японией по поводу Курильских островов. Кто мог подумать в 40-х годах, что разгромленная Япония сможет всерьез оспаривать права на острова у казавшегося незыблемым СССР? Но ситуация изменилась: уже и Советского Союза нет, а Япония превратилась в мощное государство. Вот и сейчас нашу дипломатию не должно успокаивать то, что в настоящее время ПМР в целом находится на пророссийских позициях. К сожалению, мир меняется, и не всегда в нашу пользу, особенно если при этом сидеть сложа руки и не предпринимать ответных действий.

 

Впрочем, пока что ситуация с установкой памятника до конца не ясна. Надо четко убедиться в том, что разрешение на памятник Мазепе действительно подписано президентом Смирновым, а не является инициативой местных властей. Однако в любом случае Москва должна очень серьезно отнестись к этому инциденту.


КМ.ру