По информации ИА «ТИРАС», на состоявшейся 29 августа пресс-конференции посвященной 23 годовщине образования ПМР президент Евгений Шевчук выразил недовольство проевропейскими процессами в Молдове, подчеркнув при этом, что это усиливает раскол между Кишиневом и Тирасполем. Он так же предупредил Молдову и Украину о тяжелых последствиях возможной экономической блокады Приднестровья. В частности, касаясь перспектив подписания Молдовой Вильнюсских соглашений, об Ассоциированном членстве в ЕС глава ПМР отметил, что это:
«фактически усугубит раскол или трещину между Тирасполем и Кишиневом. Не в силу того, что мы этого хотим, а в силу того, что руководство Молдовы избрало для себя вот такой путь, и мы с уважением относимся к выбору и принятию решения наших соседей. Они имеют право их принимать. Но вы знаете, что у нас другие и иные приоритеты, о которых мы говорили. Мы считаем, что для нашей экономики, для наших людей в перспективе значительно выгоднее даже в экономическом плане сотрудничество с Таможенным союзом. Мы об этом неоднократно говорили.
Парафирование в ноябре этого года вот этих соглашений и принятие определенных действий, которые нужно будет делать Молдове для реализации этих соглашений, я думаю, приведет к росту определенной напряженности. Более того, вы знаете об одном аспекте, который широко обсуждается в СМИ, это о якобы имеющихся требованиях к Молдове об устройстве более сложной в инженерном плане молдавско-приднестровской границы. Что это будет означать? Это будет означать, что граждане РФ и Украины, которые проживают на территории Приднестровья (а их большинство) фактически будут находиться в затруднительном положении при перемещении через данную границу. Потому что Молдова рассматривает возможности применения соответствующих мер понуждения для того, чтобы эти граждане то ли взяли вид на жительство, то ли гражданство молдавское получили. По нашим оценкам, это может привести к обострению в Зоне безопасности, потому что, хотим мы этого или нет, мы – соседи, у многих в Молдове и Приднестровье есть родственники. Фактически это создание искусственного заградительного барьера. Некоторые эксперты высказывают свое мнение в том ключе, что возможно специально подталкивают власти Молдовы для принятия таких заградительных мер. Я не знаю, насколько это верно и насколько реалистичны такие оценки, но такое мнение есть. Я считаю, что такие односторонние шаги, однобокие шаги без учета необходимости обеспечения свободы перемещения граждан, действительно, могут подорвать ту хрупкую стабильность в Зонах безопасности, которые на сегодняшний день существуют. Надеюсь, что руководство Молдовы или те, кто их подталкивает или советует, предпримет шаги, которые не будут создавать затруднения для пересечения приднестровско-молдавской границы в обоих направлениях. Что касается экономики и тех последствий, которые могут наступить для Молдовы и других стран – это их решение, право выбора. Нам необходимо решать свои задачи. По оценкам экспертов, по нашим оценкам, будет предпринята попытка оказать более серьезное экономическое давление на Приднестровье для того, чтобы склонить к принятию тех или иных выгодных политических решений, учитывая фактор серьезного влияния ЕС на внешнеэкономическую деятельность. Я думаю, 2014 год может стать во многом предопределяющим во взаимоотношениях между Тирасполем и Кишиневом».
Следует отметить, что Евгений Шевчук несколько раз возвращался к теме Вильнюса, в том числе сквозь призму возможной экономической блокады Приднестровья со стороны Молдовы и Украины. Президент ПМР особо подчеркнул: «Я говорил о том, что, на наш взгляд, это (подписание Вильнюсских соглашений прим. ред.) приведет к росту напряженности на границе, более того, это может привести к ограничению экспорта приднестровских товаров на европейские рынки. Если эти действия будут совместно с нашими партнерами с Украины, то это фактически приведет к серьезному давлению на экономику Приднестровской Молдавской Республики. И это давление, безусловно, будет сказываться на доходах бюджета, усугублять положение наших граждан. Я думаю, что при таких последствиях, при развитии такой ситуации мы будем принимать решения для защиты непосредственно прав граждан.
Как их защитить? В этой ситуации, я думаю, что необходимо принимать решения в области международного права. Потому что право на жизнь, экономические права неотъемлемы, и такие политические решения соседей не должны создавать предпосылки для того, чтобы был утерян экономический базис для проживания граждан на территории Приднестровья.
Что касается признания или непризнания Приднестровья. Приднестровье не имеет международного признания, а признание народом Приднестровья есть. Приднестровье существует как государство вот уже 23 года. Поэтому мы сейчас говорим об аспекте международного признания. Я бы предостерег наших партнеров от заявки радикальной позиции в отношении Приднестровья. Односторонние действия, направленные на ухудшение положения приднестровских граждан, на мой взгляд, будут нести последствия более радикальной постановки вопросов о международном статусе Приднестровья».