iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Михаил Формузал: «Избиратели Гагаузии не хотят пачкаться политической грязью»

Пока в Кишиневе кипели страсти вокруг проблемы избрания президента страны, а центральная площадь столицы по выходным дням заполнялась, митингующими, недовольными политикой Альянса «За европейскую интеграцию», в АТО Гагауз Ери набирали силу процессы, которые, как уже представляется сегодня, нацелены на решительные перемены во властных структурах автономии. Не случайным следует считать недавно прозвучавшее предложение общественников, предлагающих создать неофициальный комитет по предотвращению переворота в крае и дискредитации институтов государственной власти. Слышны и предупреждения, перемешанные с обвинениями, что местные противники действующего башкана Формузала вместе с лидерами Демократической партии РМ, заявившие на днях о сотрудничестве, готовятся не только к летним выборам в Народное Собрание АТО, но и не намерены отказываться от планов по его досрочной  (или немедленной) отставке. По слухам, во время недавней встречи в Комрате руководителей общественной организации «Новая Гагаузия» и Демпартии обсуждались варианты технического и материального обеспечения действий, направленных либо на отстранение Формузала от должности, либо на максимальное ослабление его команды накануне выборов в гагаузский парламент. Незадолго до официальной встречи «новых гагаузов» со столичными «демократами» сам Формузал сделала ряд заявлений, суть которых сводилась к тому, что  кишиневские олигархические круги не скрывают своих намерений «прибрать к рукам лакомые южные куски», да и Гагаузию в целом.  Намек на известного в РМ предпринимателя, вице-спикера парламента РМ Плахотнюка был понят без дополнительных разъяснений. А появление его в Комрате в компании лидера «новых гагаузов», комратсткого мэра Дудоголо явилось не только подтверждением давних и скрытых их совместных  интересов, но фактором дополнительного напряжения – в Гагаузии опять что-то затевается и опять, как и в 2001-2002 годах, при участии кишиневских политиков и чиновников.
О некоторых аспектах общественно-политической ситуации в АТО корреспондент агентства НИКА-пресс беседует с главой автономии Михаилом Формузалом.
 
– Михаил Макарович, что вообще происходит на Юге? Чуть ли неизбежная Ваша отставка, о которой говорят  давно и упорно Ваши соперники, почти состоявшаяся перестановка сил в Народном Собрании, за которой вот-вот последуют кардинальные перемены в высших коридорах власти…
– В ноябре прошлого в Гагаузии при поддержке двух кишиневских партий создана группа, перед которой поставлена задача обострить ситуацию на Юге. Это «пятая колона» – иначе их не назовешь. Они получают необходимые инструкции, серьезную финансовую помощь.
– Среди них есть те, кто в 2002 году участвовали в отстранении башкана Кройтора?
– Эта группа на девяносто процентов состоит из тех же людей, которых десять лет назад официальный Кишинева задействовал в осуществлении переворота в АТО. До сих пор случившееся  у нас называют «коммунистическим переворотом». Стиль работы, механизмы, общие циничные методы… Все как тогда. Одно только изменилось: «пятую колонну» пополнили наши так называемые гагаузские патриоты. А суммы для приобретения нужных голосов в Народном Собрании и осуществления известных действий увеличились, по сравнению с 2002 годом, во много раз. Теперь по поводу отставки, которой меня давно и безуспешно пугают. Напомню всем: чтобы объявить башкану импичмент, необходимо предъявить ему обвинения либо в нарушении законодательства, либо в невыполнении функции главы АТО. Далее. Башкан, если уж так случится, должен иметь возможность ответить на обвинения. Потом Народное Собрание должно набрать две трети голосов, проголосовать за импичмент; потом – местный референдум, и если народ высказался за отставку, тогда так тому и быть. Все. Других вариантов законом не предусмотрено. Конечно, если сам башкан не захочет отказаться от должности. 
– Все так. Но группа депутатов НС дает понять, что две трети голосов вот-вот будет найдена. Вас так пугают? Или действительно чаша весов скоро склонится в пользу Ваших оппонентов?
– Да, они дают понять, что наберут…
– Давайте точнее, наберут? Слышна и иная формулировка: «купят». По упорным слухам, опять, как и в 2002 году, нужные депутатские голоса попросту покупают. Говорят, двадцать пять тысяч евро стоит один голос. Что Вам известно?  
– Да, слухов на этот счет много. Я бы не хотел их повторять и тем более  называть суммы. Но я знают одно и наверняка: многие депутаты не хотят пачкаться грязными деньгами. Отказываются от денег, не хотят ничего общего иметь с покупателями. Правда, следует признать: в Народном Собрании есть десять-одиннадцать депутатов, которые являются искренними моими противниками, и они не требуют для себя дополнительных стимулов: подними их ночью и они готовы будут не только проголосовать за мою отставку, но и расстрелять меня без суда и следствия. Хотя у меня есть основания думать, что эта искренность основана на скрытых от глаз правоохранительных органов причинах.
– Вы хотите сказать, что на них есть компромат и кто-то его успешно использует в своих целях?
– Я сказал только то, что сказал.
– … Необходимо 23 голоса, чтобы начать процедур отставки. Михаил Макарович, ведь не важно, в конце концов, купят ли эти голоса, найдут ли их иными способами, главное – процедуру можно начать на законных основаниях, а последующие разговоры о том, что новый переворот в Гагаузии был оплачен, ровным счетом ничего не даст. И что же?  
 – Даже если предположить, что будет назначен референдум за отставку башкана, то референдум будет проигран. Гагаузы не захотят участвовать в грязных играх. Наши избиратели не захотят пачкать институты власти автономии. А инициаторы референдума будут окончательно дискредитированы. Кстати сказать, мне кажется, что и многие депутаты Народного Собрания будут долго думать, стоит ли им участвовать в инициировании референдума. Сработает элементарное чувство самосохранения и опять же нежелание пачкаться политической грязью. Никто в Гагаузии до сих пор не забыл, что случилось с отдельными активными участниками «коммунистического переворота» 2002 года. Некоторые из них вскоре ушли из жизни при весьма загадочных обстоятельствах. Тут уже думай, что хочешь: судьба их наказала или же с ними произошли, скажем,  некие рукотворные события.
– Предположительно, в середине лета пройдут выборы нового состава Народного Собрания. И потому возникает резонный вопрос: зачем сейчас депутатам, многие из которых будут бороться за сохранение своих мандатов в НС, расходовать усилия и средства на противостояние с высшей законодательной властью? Куда разумнее было бы подготовиться к открытой предвыборной борьбе.
–   В том-то и дело. Депутатам НС, часть которых, несомненно, будет участвовать в выборах нового состава НС, сегодня нечего сказать своим избирателям. Четыре года гагаузский парламент занимался в основном склоками и выяснениями отношений с исполнительной властью. И сейчас, коль скоро нечего перечислить и хороших и полезных дел для автономии и ее жителей, они решили переключиться на шумные акции явно предвыборного характера. Шумно, но неэффективно и, прямо скажу, бесполезно.