iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Гагаузские законодатели в поисках приднестровских партнеров

В Исполкоме АТО Гагауз Ери критически оценивают визит в Тирасполь спикера Народного Собрания автономии Анны Харламенко с целью подготовки к подписанию договора о сотрудничестве между высшими законодательными органами двух регионов. Как здесь считают, Харламенко, ее сторонники в НС и политические партнеры из общественной организации «Новая Гагаузия» лишь ищут способы, направленные на привлечения к себе общественного внимания и интереса со стороны внешних сил накануне кампании по избранию нового состава Народного Собрания.
 
Первую попытку наладить деловые отношения с приднестровскими законодателями председатель НС делала в 2009 году. Встреча Харламенко в Тирасполе с тогдашним председателем Верховного Совета непризнанной республики Шевчуком завершилась двусторонними заявлениями о целесообразности такого рода сотрудничества. О причинах, по которым документ так и не был подписан, в Комрате и Тирасполе до сих пор предпочитают не говорить. Формальным поводом остановки процедуры руководство НС считает неожиданную отставку Шевчука с должности спикера, прошедшую, как известно, в напряженной обстановке.
 
НИКА-пресс
 
Комментарий агентства
 
Безусловно, Харламенко, являющаяся довольно частой гостью на левом берегу, опять появилась в Тирасполе с откровенно политическим проектом не случайно. Приближающиеся выборы в гагаузский парламент подвигают ее на неожиданные и неординарные ходы. Для южного электората приднестровская тематика по-прежнему остается важной и во многом знаковой. Заявление Харламенко о том, что гагаузы дышат одним воздухом с приднестровцами, а также ее пожелание тираспольским политикам «держаться», явно предназначены и для подзадоривания гагаузского патриотизма; Харламенко, кроме того, дала понять активной части южного электората, что настроения добиваться от Кишинева безусловного соблюдения закона об особом статусе АТО и даже требовать расширения полномочий автономии могут быть поддержаны и в Тирасполе, за которым глыбой стоят российские геополитические интересы. Слово «федерализация» пока громко не прозвучало, но надо ли – и без того все ясно.
 
Как поступит официальный Тирасполь и, в частности, руководство Верховного Совета в ответ на гагаузские инициативы, пока непонятно. По большому счету, приднестровцам «гагаузский груз» сегодня будет только мешать. В свое время, когда в Комрате заявили, что будущий статус Приднестровья в составе РМ не должен быть выше нынешнего статуса АТО, а также проявили интерес к участию в переговорах по урегулированию, Тирасполь отреагировал деликатным, но недвусмысленным замечанием: мы ведем диалог с Кишиневом о своей судьбе, тогда как гагаузы уже такой диалог завершили. Иными словами: не путайтесь под ногами. Отношения Тирасполя к гагаузским проблемам после событий в Комрате весны-лета 2002 года (коммунистический переворот, беспомощное поведение местной политической элиты, добровольная отставка действующего башкана, арест Бургуджи) стали еще сдержаннее, чтобы не сказать холоднее.
 
Однако не все так просто и однозначно. Появилась в Тирасполе спикер высшего законодательного органа Гагаузии практически сразу после того, как его депутаты выступили с заявлением (точнее бы сказать с ультиматумом) к властям РМ о проведении республиканского референдума за подключение Молдовы к евразийскому проекту; в ином случае, отметили южане-законодатели, в автономии будут сами определять внешнеполитический курс.
 
Официальный Тирасполь тоже евразийский проект одобряет, судя по заявлениям ведущих здесь политиков и общественников, хочет в нем участвовать, а промелькнувшее в СМИ замечание нового президента Приднестровья Шевчука, что среди объединенных под одной идеей славянских государств Приднестровью было значительно уютней и надежней, показывают и уровень практически неизбежной общественно-политической напряженности в регионе, и возможные варианты развития ситуации. В первой половине 90-х годов существование на территории РМ двух непризнанных республик основательно потрепали нервы молдавским властям и оказывали заметное влияние на внешнюю и внутреннюю политику Молдовы. Более плотное ее участие в Содружестве независимых государства, почти неизбежная федерализация страны, мучительные и нерешительные действия Кишинева на противоположной политической площадке – в ГУАМе, метания между Москвой и Брюсселем… На всем был отпечаток деятельности неформального тандема «Тирасполь-Комрат».
А если добавить сюда евразийские настроения, ярко проявившиеся за последние недели в оппозиционной Партии коммунистов, и в мелких политических организациях РМ, также выступающих исключительно за евразийское будущее Молдовы, то становится понятным, какие проблемы придется скоро решать Альянсу «За европейскую интеграцию».