iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Час совы. К ситуации накануне выборов в Народное Собрание

Автор: Владимир Цеслюк, политический обозреватель агентства НИКА-пресс.

В
Гагаузии появилась новая забава. Она отвечает духу времени,
действительно бывает порой увлекательной и отчасти полезной, поскольку
помогает убить мучительные предобеденные минуты и час-другой до
завершения рабочего дня. Занимаются им чиновники всех мастей, явные и
тайные участники различных политических и общественных организаций,
командированные сюда групповыми и партийными интересами гонцы из очень
ближнего и ближнего зарубежья… По вечерам в окна Исполкома и Народного
Собрания заглядывают с деревьев напротив серые совы. Они недобро
таращат в окна желтые глаза, глядят, отражая ими неуютный кабинетный
свет, ухаю, просыпаясь, и тяжело взлетают на свою ночую охоту – чисто
разбойничья стая. Поселилась она здесь осенью 2001 года, в год, когда
коммунисты пришла к власти. Старики говорят, что это не к добру — где
это видано, чтобы совы жили в городе? Но жизнь, вроде, не ухудшается,
хотя куда уж хуже… Старики же настаивают: улетят совы – жди хороших
перемен.

… Оно, занятие это, не подумайте чего плохого,
безответственно, в общем, приятно и, что, пожалуй, самое главное, не
имеет никаких дурных последствий. Народ азартно, со знанием дела рисует
схемы и совершает почти первобытные по своей простоте арифметические
действия, чтобы внизу страницы наконец подвести итог – какие силы и
каким числом войдут в высший законодательных орган автономии, а также
какие возможные комбинации этих сил, объединенных во фракции для
эффективной дружбы против кого-то. Если анализировать более или менее
близкие к сегодняшним гагаузским реалиям предлагаемые местными
рисовальщиками варианты, то следует согласиться с тем, что фракционное
строительство в НС неизбежно.

«Главными застройщиками»,
бесспорно, будут делегированные в Собрание депутаты от общественного
Движения «Единая Гагаузия» (это народные патриоты во главе с
действующим башканом Михаилом Формузалом), группа комратского
градоначальника Николая Дудогло (это все, что относится к городскому
хозяйству – от примарского кабинета до едва заметных торговых точек),
«красные» выдвиженцы от ПКРМ, а также значительная масса так называемых
независимых кандидатов (так называемых потому что все в Гагаузии знают,
чего стоит независимость того или иного борца за интересы народа, и
каких он на самом деле «политических кровей».

Стремление к
самостоятельной роли «народных патриотов» в НС нового созыва очевидна,
и она легко просматривается, если знать их цель – получить из 35 мест
большинство и создать мажоритарную фракцию. Они пока не очень
откровенны, когда предпочитают не раскрывать, что такое по их
представлениям «большинство». 18 «народно-патриотических» мандатов –
это, безусловно, большинство, на настолько формальное и зыбкое, что
вряд ли такой результат для «команды Формузала» мог бы стать решающей и
безоговорочной победой. Опыт работы последних лет местного депутатского
корпуса показывает, что он настолько ненадежен, податлив внешним
факторам и неустойчив перед известными соблазнами, что такое
большинство ровным счетом ничего не значит. Это замечание касается всех
участников будущих процессов создания в НС фракций, поскольку, как
опять же показывает практика, возможного перебежчика из одной команды в
другую трудно вычислить, еще труднее понять и практически невозможно
определить, как он поведет себя потом – после привычной процедуры
предательства. Поэтому, когда ПКРМ недавно обнародовало заявление о
выборах а Гагаузии, в котором, в частности, НС названо «воплощением
мудрости и стабильности в Гагаузии, местом, где самые различные
политические силы всегда находили общий язык на принципах прагматизма»,
в Комрате долго смеялись. Коммунистические выводы о депутатском
прагматизме здесь восприняли по-своему, вспомнили, как во время
«коммунистического переворота» в АТО в 2001-2002 годах депутаты
постепенно переходили на строну «кишиневских красных»; вспомнили и
загадочную смерть бывшего спикера НС Кристиогло, активно выступавшего
против действующего башкана Кройтора и его команды в НС, и потом
унесшего в могилу финансовые следы событий тех лет.

Превратиться
в самостоятельную и эффективную силу в НС не смогут и «городские», даже
если получат на выборах столько же мандатов, сколько «народные
патриоты», и привлекут на свою сторону пять-шесть выдвиженцев от ПКРМ.
Причина та же – при объединении «городских» и «красных» вряд ли удастся
сформировать фракцию с подавляющим числом (22-25) мандатов. И потом,
кто сказал, что в этой группе «городские» сохранят свою лидирующую роль
и не будут полностью подчинены депутатам-коммунистам, которые легко
найдут поддержку в Кишиневе? Роль независимых депутатов могла бы в этом
варианте оказаться интересной, составь они свою отдельную фракцию и
веди они свою игру сообразно текущей ситуации. Но для временных
перебежек с одной стороны на другую и обратно им нужен центр
управления, а его нет и, похоже, не будет. Связывать же с этим болотцем
пусть даже судьбу самых краткосрочных акций в НС никто не захочет – это
хлопотно, ненадежно и с каждым разом будет все дороже и дороже.

Что
же получается? Практически все рассматриваемые схемы взаимодействия в
будущем гагаузском парламенте различных сил или их противостояние, все
варианты и условия различных способов функционирования высшего
законодательного органа АТО ведут к одному малоутешительному выводу:
предстоит длительная депутатская склока, в лучшем случае видимость
законотворческой деятельности в выработке мало значимых для края
документов, к примеру, закона о библиотеках, гагаузском вине или о
выдающихся деятелях АТО. Да и то, наверное, найдутся поводы для
демонстрации характеров и амбиций. Такой парламент легко управляем
извне и даже легко разрушаем. Для этого тоже причины отыщутся. Если не
вдаваться в политические подробности, то Народное Собрание образца 1999
года было развалено в результате «коммунистического переворота» из-за
склоки по поводу строительства общественного туалета. Представляете,
сколько еще неисчерпанных возможностей у тех, кто захочет устроить на
Юге новый переворот…

И именно поэтому странно, что в
предлагаемых для размышлений схемах напрочь отсутствует вариант, по
которому основные игроки и претенденты на депутатские мандаты находят
условия для объединения в одну команду и продолжают вместе с
обновленным правительством АТО «вести Гагаузию к светлому будущему».
Отсутствие его тем более странно, поскольку стратегия
социально-экономического развития автономии, разработанная «народными
патриотами» и при самом непосредственном участии активистов из Движения
«Единая Гагаузия», была одобрена и принята не только Исполкомом, но и
Народным Собранием. Девиз «команды Формузала» о сильной Гагаузии и
сильной Молдове, чем плох для единых и не нервных действий на благо и
процветание и т.д. и т.п. и пр…? И сюда же вопрос. Почему руководству
правящей партии, которое судорожно ищет способы удержаться в парламенте
РМ, после выборов 2009 года не попытаться хотя бы из своих, что
называется, шкурных, узкопартийных и прочих, пусть мало приличных
интересов, попытаться использовать такое единение в своих целях?

В
Гагаузии таких вариантов не рассматривают. Причина на поверхности. Все,
что делает сегодня ПКРМ на Юге, – это называется готовностью воевать с
«народными патриотами» всеми доступными средствами; если не получится
отвоевать упущенное коммунистами после 2005 года (парламентские выборы
В РМ) и после 2006 года (выборы главы АТО) в ходе выборов депутатов НС,
то они будут пытаться продолжить свою борьбу внутри законодательного
органа АТО. Достаточно здесь привести цитату из одной газеты, открытой
на Юге сторонниками ПКРМ незадолго до конца 2007 года. « Через
демагогию и пустопорожние обещания, все происходящее в автономии
представляется… чуть ли не расцветом общественной стабильности..,
экономического и социального процветания, примером сложившегося
взаимопонимания с центральными властями республики. Но все это не более
чем блеф…».

Газета эта носит многозначительное и
недвусмысленное название «Правда Гагаузии». Со словом «правда» на своих
знаменах коммунисты больших бед натворили.