НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

"Мы открыты и заинтересованы в том, чтобы в мире знали о реальной ситуации в Приднестровье" - Евгений Шевчук

Евразия // 12:41, 17 сентября 2008 // 2302
   Председатель Верховного Совета Евгений Шевчук ответил на прошлой неделе на вопросы корреспондента информационных программ телеканала «ВВС World». В процессе интервью был затронут широкий спектр вопросов, включая аспекты юридических и исторических оснований образования приднестровской государственности, становление приднестровской идентичности, приднестровско-российские отношения и взаимоотношения с соседними странами. Пресс-служба Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики предлагает выдержки из беседы Евгения Шевчука с британским обозревателем:
   «Надеюсь, то, что случилось 8 августа в Южной Осетии, не произойдет в Приднестровье и вообще больше никогда не произойдет. Мне кажется, что высокая толерантность приднестровского и молдавского народов, высокая толерантность стран-гарантов и участников переговорного процесса не допустят  кровопролитного сценария.  Мы, приднестровцы, на это очень надеемся.
  Нельзя отрицать, что те причины, которые легли в основу вооруженного конфликта в 1992 году, сегодня еще отчасти сохраняются и в какой-то мере усугубляются.  Для недопущения перехода этого состояния к другим фазам противостояния в нашем регионе на сегодняшний день действует миротворческая операция, в которой участвующие стороны не допускают перетекания конфликтности в самую негативную форму – в форму войны.
   …  Мы вступили в сложную фазу политического регулирования. Страны-гаранты, и в первую очередь Российская Федерация, предпринимают дополнительные усилия, чтобы попытаться в рамках переговоров найти формулу урегулирования. Возможно, будут варианты, которые будут нуждаться в дополнительном обсуждении. Я думаю, что в ближайшее время начнутся переговоры по поиску возможных компромиссов, хотя мы уже прошли всевозможные варианты, включая разрабатываемые в рамках тех обязательств, которые есть, в том числе, и у Приднестровья, в соответствии с меморандумом 1997 года о строительстве общего государства. В рамках этого меморандума разрабатывались разные модели – и федерация, и конфедерация.
… Мы должны принимать решения на основе желания людей, которые здесь проживают. Не буду перечислять основания, поводы, историю, но у нас есть результаты референдума, которые всем известны. Последние 7 лет говорят о серьезном противостоянии в сфере экономики, дипломатических отношений, информационной сфере. Мы видим, что в Кишиневе очень жестко стоят на своем видении урегулирования на базе так называемой автономизации Приднестровья, модели, принятой в одностороннем порядке. Нас это не устраивает.  Может быть, усилия стран-гарантов, стран-участников переговорного процесса будут направлены на выработку и рассмотрение какой-то иной формулы. Сейчас сложно предположить, какой. Я повторяю, что это вопросы переговорного процесса.  Обсуждать то, какие изменения в позициях сторон есть, мы сможем тогда, когда такие варианты будут положены на стол переговоров. Сейчас, исходя из того положения, в котором  находится переговорный процесс, мы подчеркиваем, что необходимо учитывать решение людей, выраженное в ходе референдума, и ту историю, которая за 18 лет накопилась в молдо-приднестровских отношениях.
   …В Европе есть ряд показательных примеров разделения, которые не привели к обострению ситуации и дестабилизации. Например, Чехия и Словакия, Черногорье и Сербия. Там решения принимались на базе волеизъявления граждан. И это  не повлияло на безопасность в этом регионе.  Это позволило понизить уровень противостояния, конфликтности между народами и правящими в то время элитами, что сняло серьезную напряженность. Люди, которые в тот момент управляли этими государствами, ушли от подхода «просто овладеть территорий любой ценой», а, исходили из позиции того, как лучше людям, когда решения принимаются на базе учета их мнения. Мы неоднократно предлагали ряд вариантов, в том числе, чтобы проводились референдумы при мониторинге международных организаций. Мы  предлагали провести досрочные выборы в Верховный Совет, чтобы нас не обвиняли, что мы «оккупируем» властные полномочия, но с условием, чтобы результаты – мнение нашего народа – учитывались при принятии решений по урегулированию.
   …Россия для нас – страна-гарант в урегулировании молдо-приднестровского конфликта. Страна, которая предотвратила кровопролитную войну здесь, в Приднестровье. Россия – страна, которая не допускает здесь гуманитарной катастрофы. Россия имеет международные обязательства. Связаны они, как я понимаю, в первую очередь, с тем, что есть обязательства в содействии переговорному процессу, страна-гарант создает условия, чтобы в очередной раз мы сели за стол переговоров, и мы видим в этой части, что Россия действует очень поступательно, старается выполнить весь спектр действий, которые от неё зависят, для того чтобы в рамках этих обязательств попытаться склеить то, что никогда ранее склеено не было.  Российская сторона создает максимальные условия, чтоб переговоры продолжались, шло обсуждение, чтобы все же была найдена формула.
   … Хотел бы подчеркнуть, что российские войска обеспечивают безопасность не только для приднестровского народа, но и для граждан Молдовы, проживающих в зоне безопасности. Поэтому, пока не будет достигнуто политическое урегулирование, обеспечивающее гарантии безопасности, я думаю, нет необходимости рассматривать вопросы выведения российских миротворцев или введения других войск, дабы не ломать тот хрупкий мир, который есть сегодня.  Хотел бы подчеркнуть, что тот ограниченный, небольшой контингент миротворцев, который здесь представлен российской группой войск, довольно незначителен и не может быть угрозой для кого-то ввиду и количественного состава, и оснащения. И никакой опасности соседним государствам, как некоторые пишут, не представляет.
   …Мы всякий раз задаем вопрос и россиянам, и нашим партнерам, которые участвуют в переговорах, – с кем объединяться? На каких принципах? И каковы условия, каковы перспективы? У нас по многим из этих вопросов нет ответа. Мы уверены в том, что если бы в течение 18 лет наши партнеры в Кишиневе проповедали другие принципы – принципы совместного развития, совместного создания условий для развития экономики, процветания отдельных направлений социальной жизни – возможно была бы более плодотворная площадка для этого диалога. Но, прожив этапы, когда закрывали железную дорогу, отключали связь, когда блокировали границы, когда молдавское руководство выступало инициатором по ограничению перемещения через границу, были разрывы всех контактов, сложно думать о том, что какие-то иные позитивные действия могут быть, за исключением того, что мы имеем.
   У меня есть сомнения по поводу того, что наши партнеры в Кишиневе могут перешагнуть через себя и предложить какие-либо иные модели, которые могли бы быть приемлемы. Если мы и наши партнеры будем действовать без отрыва от своих заявлений, то тогда будет понятна картина для всех окружающих, тогда будет все понятно и тогда можно будет конкретно и окончательно ответить на многие вопросы.
Если международная общественность и страны, заинтересованные в урегулировании,  более объективно подойдут к ситуации здесь, то это будет способствовать выработке каких-то новых решений.
Я подчеркиваю - мы – сторонники соблюдения всех процедур, общепринятых норм международного права в области защиты прав граждан, обеспечения соответствующих свобод, сторонники того, чтобы люди проводили волеизъявление свободно. Ведь как в Европейском Союзе страны, их народы, принимают решения об объединении с ЕС, так и другие страны должны иметь возможность интегрироваться, в том числе и на постсоветском пространстве.  Я считаю, что это не угрожает ни европейской, ни мировой безопасности. И в будущем, может быть, далеком, нельзя исключать, что все объединятся – и западные страны, и восточные страны. Мир более тесно интегрируется, и различий в границах может просто не стать. И сложно будет определять простому путешествующему человеку, в каком государстве он находится. Мы на это надеемся, и если это время придет быстрее, то это будет полезно всем.
  …Надеюсь, что все события, которые были в Косово и в Южной Осетии, в нашей 18-тилетней истории, наведут политические круги всех стран на момент той истины, что нужно принимать решения не только в рамках выработанных когда-то догм и доктрин. Ведь если вы лечите организм одним препаратом и у вас нет улучшений, вы не убиваете пациента, вы рекомендуете другое лекарство. Если вы, конечно, желаете, чтоб этот пациент был здоров. Поэтому я надеюсь, что все стороны, заинтересованные в урегулировании, надеются на то, чтоб было молодое и здоровое Приднестровье и примут новые методы урегулирования».
В завершении встречи Председатель Верховного Совета поблагодарил корреспондента всемирно известного телеканала за интерес к Приднестровью. «Последние 2-3 года проявляется большая активность иностранных СМИ в освещении жизни в Приднестровье. Мы оцениваем это как попытку узнать о реальном положении дел, мнении народа, и попытку проинформировать мировую общественность о том, что же на самом деле происходит и как в этой болезненной ситуации помочь людям», – отметил Евгений Шевчук.

По материалам пресс-службы Верховного Совета