“Перспектива
молдо-румынских отношений зависит от подписания Базового политического
договора, а также документа о делимитации государственной границы, –
заявил премьер-министр Молдовы Василе Тарлев в новогоднем интервью
агентству “Новости-Молдова”.
То обстоятельство, что эти
договоры не подписаны до сих пор, говорит о том, что Румыния не
признает Молдову в качестве суверенной страны.
Интересное
заявление. Чтобы понять, насколько оно интересно, представим себе
ситуацию, когда какая-нибудь карликовая южноамериканская республика не
подписывает договор о делимитации границ с США. Или кто-то из соседей
Китая – с Китаем. Интересно, стал бы премьер министр одной из этих
стран говорить о том, что какое-то государство N “не признает
суверенитета” его страны?
Очевидно, не стал бы. По очевидной же
причине – из-за явной абсурдности такого заявления. Потому что стране –
если, конечно, она страна – не холодно и не жарко оттого, что кто-то
там “не признает ее суверенитет” – это раз. Кроме того,
неурегулированность
пограничных вопросов и “непризнание” – совершенно разные вещи, это два.
Тем
не менее, заявление Тарлева вовсе не лишено смысла – хотя и совсем не
того, на который рассчитывал молдавский премьер. Тарлевские охи
демонстрируют очень четкую границу между государством и
не-государством. Государство, среди прочих признаков, в обязательном
порядке пользуется некоторым доверием своих граждан. По крайней мере,
они не сомневаются в его существовании и не нуждаются в стороннем
подтверждении этого факта. А обитатели не-государства “Республика
Молдова”, ничейной территории, по чистой случайности получившей
формальные атрибуты международного признания, отлично знают, что их
«страна» никакое не государство. По очевидной причине: она не способна
выполнять основные государственные функции. И руководство Молдовы тоже
прекрасно это знает. Потому так нервно и реагируют в Кишиневе на
малейшие сомнения в государственности Молдовы. То, что начиналось как
мыльный пузырь и превратилось в фурункул на теле Европы вот-вот лопнет.
Кстати, всем жителям Молдовы за исключением разве что функционеров
нынешнего режима и их ближайшей обслуги от этого только полегчает.
«Проблема
отношений между Молдовой и Румынией является не столько двусторонней
проблемой двух стран, сколько проблемой, которая касается отношений
Румынии с Европейским союзом», – заявил напоследок Тарлев, сообщив
также, что «дело о молдо-румынских отношениях находится в процессе
изучения в ЕС». Откровенно говоря, это смотрелось уже просто смешно.
По-видимому, мания величия, которой страдает Владимир Воронин, имеет
вирусное происхождение и по этой причине заразна. Похоже, в Кишиневе
всерьез надеются на то, что ЕС выступит на их стороне!
Между
тем, ЕС занимает сдержанную и прагматичную позицию. В принципе,
устранение Молдовы с политической карты – в интересах Евросоюза.
Уверен, что этот вариант всерьез изучается сегодня европейскими
экспертами, и что как только станет ясно, что распад Молдовы пройдет
безболезненно и приведет к стабилизации ситуации в этой части Европы,
дни кишиневского «суверенитета» будут сочтены. И никакие «отношения
Молдовы и ЕС» Молдову при этом не спасут – не те это отношения!
Ближайшая их аналогия – отношения между бомжом, ночующим в подъезде, и
жителями дома. Жители могут подкармливать бомжа, могут давать ему
старое тряпье. Они могут даже терпеть его ночевки – и все же им
комфортнее, если бомжа в подъезде нет.
Что касается формальной
стороны дела, то в случае провозглашения независимости Косово,
возникший прецедент может быть легко использован для присоединения
правобережной Бесарабии к Румынии. По-видимому, так оно и случится. А
это значит, что кишиневской независимости осталось еще года на два, на
три – максимум. Вот и чешется беспрестанно у Тарлева с Ворониным то
место, где должна была вырасти, но так и не выросла молдавская
государственность и независимость.
Сергей Ильченко