К истории вопроса о партийном строительстве в АТО Гагауз Ери
В Оргкомитете по подготовке к регистрации политической организации «Единый Буджак» настаивают, что еще на уровне предварительного обсуждения идеи было принято решение о создании общенациональной, а не региональной партии. Как здесь завили агентству НИКА-пресс, все сообщения об изменении планов активистов «Единого Буджака», которые будто бы последовали сразу же после инициативы сторонников «Партии регионов Молдовы», тоже обозначивших свои республиканские амбиции, носят заказной и лживый характер. Один из функционеров оргкомитета «ЕБ», пожелавший остаться не названным, отметил, что более десяти лет кряду гагаузские общественники и чиновники разных уровне безуспешно пытались на основании местного закона воплотить в жизнь идею функционирования региональных партий, и поэтому сегодня было бы глупо возвращаться к заведомо неосуществимым планам.
НИКА-пресс
Комментарий агентства
Политическая ревность и зависть – эти главные черты всех республиканских политиков становятся заметным элементом и в гагаузской общественно-политической жизни. Злое, надо сказать, подтверждение закона об особом правовом статусе АТО – Гагаузия является неотъемлемой частью Республики Молдова. Кто сомневается – тот сепаратист. Былое единство гагаузской элиты (в Кишиневе, правда, посмеиваются над этим понятием), позволившее сначала добиться официального статуса автономии, не дрогнуть перед напором коммунистов 2001-2002 года и потом выиграть у них две важных на местном уровне избирательных кампании, похоже, осталось в далеком прошлом. А гордый и задиристый вывод о том, что в трудные минуты каждый гагауз сначала вспоминает о своей национальной, а уж потом о партийной принадлежности, похоже, тоже скоро забудется. Партийная жизнь, за которой скрываются примитивные инстинкты властвовать, и здесь начинает бурлить. Для автономии, когда правительство Филата среди своих приоритетов объявило и децентрализацию власти на местах, это может плохо кончиться. Децентрализация в любой стране тогда хороша и эффективна, когда она опирается на крепкие и единые (экономически и организационно) государствообразующие субъекты.
… Идеи создания условий для активной партийной жизни Гагаузии вынашивались еще во времена существования в крае непризнанной республики. Кадровая и идеологическая база сначала ГР, а затем и АТО, была хорошей почвой для создания здесь политических организаций. Этим легко воспользовались лидеры народно-патриотического крыла. Так появилась партия «Ватан» («Отечество»), просуществовавшая до конца 1999 года. Она, кстати сказать, успешно сработала в период «больших выборов» в АТО (был короткий период, когда автономия выбирала и башкана, и депутатов местного парламента в один день), что позволило привести на пост башкана Дмитрия Кройтора, так сказать, «мягкого» ставленника кишиневских демократов, сформировать депутатский корпус из сторонников «гагаузской идеи», который возглавил бывший председатель ВС непризнанной ГР Кендигелян. Эта-то команда, выступающая за укрепление статуса АТО, и приняла в июне 2000 года «Закон о партиях и других общественно-политических организациях Гагаузии». Идея была проста – партии регионального масштаба и региональных целей позволят защитить гагаузское политическое поле от набегов кишиневских политиков, которые вспоминают о гагаузских проблемах исключительно накануне республиканских выборов, да еще осмеливаются привозить в Комрат нужных им кандидатов на пост главы автономии. Еще проще это звучит так: гагаузы сами и без Кишинева будут решать свои внутренние, в том числе и кадрово-политические проблемы.
Коммунисты, придя к власти в 2001 году, уже через год разгромили народно-патриотический блок АТО, а руководство «обновленного» гагаузского парламента заставили отменить «Закон о партиях…». Но до сих пор в Комрате напоминают о праве гагаузов на региональное партийное строительство, до сих пор пишут в различных официальных документах АТО, что это право вообще является частью прав человека, которое… в Гагаузии нарушается центральными властями.
Начало практической работы по созданию в АТО двух политических организаций – «Партии регионов Молдовы» и партии «Единый Буджак», претендующих на общереспубликанский статус, следует воспринимать как продолжение партийных амбиций «обиженных гагаузов». Действия их просты: не разрешаете нам иметь региональные, так мы республиканские партии построим. Формально нет никаких проблем; тут больше экзотики – впервые, если у них получится, штаб-квартиры республиканских партий будут располагаться не в Кишиневе, а в Комрате, что будет говорить, как ни крути, об их «гагаузском начале» во всех смыслах слова. Есть, правда, проблемы, относящиеся к непростым молдо-гагаузским отношениям. Как будут гагаузские активисты собирать по республике подписи сторонников «Партии регионов Молдовы», – вопрос. Их может спасти в названии организации слова «Молдова» и «регионы», да еще разговоры о том, что молдавская провинция, включая и Гагаузию, не представлена в высших коридора власти РМ.
А вот как будет проходить агитация и сбор подписей за партию «Единый Буджак» где-нибудь в селах Крива или Сободзея-Душка – вопрос еще более важный, если не сказать смешной.
Как уж там у них все получится, это дело лидеров и «регионалов», и «единобуджакцев» (иное название от аббревиатуры «ЕБ» выглядел бы нецензурно). Но в Комрате-то всем понятно, что попытки создания партий двумя непримиримыми противниками Михаилом Формузалом и Николаем Дудогло покоя гагаузскому обществу не прибавит, а мечты о гагаузском единстве сделаются еще призрачней.