iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Через Лупу

Владимир Цеслюк,

политический обозреватель агентства НИКА-пресс

Известный своей кровожадностью и ненавистью к оппонентам  Ульянов-Ленин так представлял будущее всех  капиталистов-мироедов: «Они сами дадут нам веревку, на которой мы их  и повесим». Молдавские товарищи, в особенности их руководящая часть, – давно уже все капиталисты и так же давно рядятся в коммунистические одежды. И они,  эти уродливые создания, – не поймешь, то ли  капитало-коммунисты, то ли  коммуно-капиталисты, согласно ленинской логике, давно должны бы, взяв у самих себя веревки, удавиться. Но они живы; они благодарны за живучесть рядовым членам ПКРМ, упорно считающим товарища Воронина непобедимым патриотом, созидателем, вождем и спасителем от румынизации; они обещают вернуться во власть и вернуть прежние нормы жизни: кто не с нами, тот против нас и сволочь, европеизироваться Молдова должна только под красными знаменами, а внешних друзей определять согласно партийным директивам, назначающим точные сроки, когда замерзать без российского газа, а когда вместе с Москвой приступать к модернизации постсоветского пространства.            

После ноябрьских выборов 2010 года возникла реальная опасность возвращения товарищей во власть. Сделай лидер ДПМ Мариан Лупу неверный шаг, откажись он от избирателей, давших ему за его некоммунизм пятнадцать мандатов в парламенте, послушай он высокопоставленного кремлевского засланца, приехавшего на выходные дни в Кишинев, чтобы типа уточнить некоторые детали текущей молдавской политики – и готово дело. Нам бы  опять пришлось, как минимум год (а то и все четыре года), хлебать полной ложкой воронинщину, приправленную личной жаждой  вождя ПКРМ отомстить «румынятам» за страхи перед близким невеселым будущим. В том-то и особость Демпратии, что ее поведение и окончательный выбор в создании правящей коалиции решительным образом повлияли на судьбы страны. Потому-то с первых дней восстановления тройственного межпартийного союза «За европейскую интеграцию» демократы и их лидер оказались под самым пристальным вниманием и коммунистов, и их союзников по коалиции. Теперь так будет всегда: любое неосторожное слово, самый невинный поступок или даже жест председателя ДПМ и его соратников по партии станут предметом для серьезной критики или в лучшем случае для насмешек и издевок. Все будет рассматриваться через лупу с тщательностью часовщика и с азартом микробиолога.  

Первый пример и первый повод насторожиться. Лупу, жующий во время заседания на виду у всего парламента жевательную резинку, Лупу, курящий там же… Депутаты-коммунисты тут же отреагировали – не эстетично, господин председатель. Одно из «красных» средств массовой информации  посвятило поведению Лупу жующему большой и нудный телевизионный сюжет. В нем почти все точно и правильно. Видимо, из-за журналистской торопливости они упустили главное. Додумаем и скажем за них: Лупу, будучи спикером от ПКРМ, т.е. будучи подчиненным партии и лично товарищу Воронину, а также будучи председателем фракции ДПМ, состоящей в Коалиции-I, ничего подобного себе не позволял, а став и председателем парламента образца 2011 года, а заодно и временно исполняющим обязанность президента Молдовы, позволил; плохое начало – политическая особость, позволяющая себе особость и бытовую (о, я не такой, как все), обычно заканчивается, с одной стороны, низкопробным барством, а с другой, –   и бурно процветающим холуйством. Оба старых, как мир, явления, разъедали более мощные структуры, чем ДПМ. Гляньте на ПКРМ, вспомните КПСС…

Коммунистам, вообще-то, следовало бы «на себя оборотиться» – за пятнадцать лет деятельности ПКРМ партия так и не смогла перевоспитать Воронина (кто пытался,  тот  был изгнан из всех партийных структур), превратившегося в бесстрашного (не боится, потому что никто ему соответствующего ситуациям отпора не давал) матерщинника и трамвайного хама. Однако в принципе они  имеют сегодня основание  поиздеваться и над всем партийным окружением Лупу – почему в ответ на его курение в парламенте никто из партийцев не спросил у него, «а вы, господин председатель, часом, не хотите здесь помочиться, чего стесняться, коль приспичило…». С такого «деликатного» молчания коммунистов начиналось жлобство Воронина, так рождалась в стране воронинщина, от которой до сих пор спасу нету.

Поиски через лупу мелких проблем в руководстве Демпратии,  интеллигентские замечания  «рыбу – ножом – фи!» или  о недопустимости пускать «злого духа» на людях представляются в условиях молдавской политический жизни  неуместными. Тут взяли моду покупать за деньги президентов, топить живых людей или призывать на помощь иностранцев для формирования правительства, а мы – так не ешь, там не пукни… Хорошо. Тогда посмотрим на партийные проблемы без увеличительного стекла. А там много чего удивительного.

История, о которой пойдет речь ниже, должна бы напрячь всех, кто внимательно и с уважением относится к общей ситуации в Молдове после появления на свет Коалиции-II, а также тех, кто симпатизировал и продолжает симпатизировать Демократической партии, не дрогнувшей под напором Воронина и товарищей…  Для членов ДПМ она должна бы стать предметом  особого изучения. Продолжать о ней шептаться по углам уже негоже.

Объявив об участии ДПМ в межпартийной Коалиции «За европейскую интеграцию», а значит, отказавшись от продолжения консультаций с ПКРМ об условиях создания левоцентристского союза, Лупу примерно так пояснил  причины решения возглавляемой им организации. Чем больше он обсуждал условия и перспективы взаимодействия демократов с коммунистами, тем меньше и последние упоминали о проблемах евроинтеграции Молдовы и  заметнее указывали на Восток, украшая свои тезисы о преимуществах СНГ, Таможенного союза…   Таким образом, Лупу окончательно и, как хотелось тогда думать всем сторонникам ДПМ, бесповоротно определил участие партии в евроинтеграционных процессах, а также снял камень с душ тех, кто опасался союза «Воронин-Лупу», возвращающего коммунистов к управлению страной. И, казалось бы, – все на этом. Дальнейшее следует, очевидно, считать то ли новогодним сюрпризом, то ли отголосками внутренней борьбы в ДПМ, то ли попытками внешних друзей Демпартии напомнить о недавних мечтаниях, планах о левоцентристском будущем Молдовы – верной подруги России или, говоря строгим языком, стратегическом партнерстве на века РМ и РФ. Российский посол в Молдове господин Кузьмин по случаю наступающего 2011 года обратился к читателям одной из кишиневских газет, которую неофициально относят к главному печатному партийному органу ДПМ, с приветствием. Редкий, заметим, прием в партийно-дипломатической практике, применяемый, впрочем, в особых обстоятельствах, продиктованных «важными текущими событиями в одной из стран постсоветского пространства».

Кузьмин был на удивление откровенным. Он перенес на страницы газеты ДПМ все то, что энергично звучало с площадки российского гуманитарного Фонда «Признание», начавшего функционировать в Кишиневе практически сразу же после апрельских событий 2009 года. А именно: никто  Молдову в Евросоюзе не ждет, от добра – добра не ищут, и чем СНГ не компания, никому в ЕС молдавское вино не нужно, а Россия лишь помогает молдавским виноделам улучшить качество выпускаемой ими продукции, союз демократов Лупу с коммунистами Воронина – это не только молдавское счастье, но и российская удача. Читаем Кузьмина и видим: он все молдавское приветствует, кроме «массового одурачивания…  граждан (Молдовы) сказками о реальной перспективе евроинтеграции». На простом языке посол назвал всех нас и «массово» дураками, наивно поддавшимися на фантазии новых властей. Посольский текст непозволительного тона по времени совпал с угрозами коммунистов-воронинцев обнародовать подробности их переговоров с Лупу о создании левоцентристской коалиции. Случайно? Нет, конечно. И если нынешний спикер парламента, он же исполняющий обязанности президента Молдовы не отреагирует, а его партия отмолчится, так сказать, не заметив досадных накладок, то и это будет неслучайным.