На минувшей неделе расширенное заседание Совета общественного объединения «Новая Гагаузия» приняло заявление, оценивающее текущую обстановку в автономии и республике и объясняющее основные причины, которые заставляют активистов и сторонников «НГ» выступать против участия жителей АТО Гагауз Ери в референдуме 5 сентября. В документе, в частности, отмечается, что очевидные тенденции к сокращению сроков подготовки плебисцита, равно как и сужению круга его участников, тревожит гагаузских избирателей, а также «создает опасный прецедент проведения в стране иных реформ, отвечающих узким политическим интересам».
В Заявлении также говорится: «На различных выборах мы голосовали за формирование центральной власти. Но она так и не выполнила общение – содействовать исполнению Закона о статусе АТО в полном объеме. Мы так и не представлены в ветвях власти РМ, не получили квоту в парламенте, лишены собственной судебной системы и права на формирование внешней и внутренней политики». Среди условий, выполнение которых официальным Кишиневом могло бы привлечь жителей автономии к участию в голосовании 5 сентября, названы и предоставление «права АТО на внешнее самоопределение в случае утраты молдавским государством своей независимости».
Лидер «новых гагаузов», мэр гагаузской столицы Николай Дудогло, отвечая на вопрос НИКА-пресс, не опасается ли он со стороны Центра каких-либо санкций по отношению к нему, как муниципальному чиновнику, призванному обеспечивать практическую реализацию решений Центра на территории Комрата, заявил, что и до принятия Заявления Совета «Новой Гагаузии», и после обнародования этого знакового для АТО и всей страны документа он спит спокойно, поскольку никаких законов не нарушал. В интервью агентству столичный градоначальник заявил, что намерен без каких-либо дополнительных условий выполнить свои служебные функции по обеспечению надлежащих условий голосования и потребует от всех подчиненных ему городских служб точно с такой же ответственностью отнестись к своим обязанностям в этот день и накануне референдума. Однако, сказал Дудогло, эти же обстоятельства не могут лишить его права в неслужебное время и в неслужебной обстановке отстаивать свои убеждения и идеологию, как и выбирать себе соратников и все допускаемые формы объединения с ними в ту или иную группу.
Конечно, заметил он, можно было бы в целях повышения уровня личной безопасности и, так сказать, ради более высоких целей заявить, что я выступал против резких формулировок в Заявлении и вынужденно подчинился большинству, но это было бы высшей формой цинизма и проявления трусости – вряд ли кто-то поверил бы в версию, что у руля «Новой Гагаузии» стоит нерешительный и трусоватый человек, хотя такой поворот с юридической точки зрения спас бы от будущих неприятностей. Я не намерен и сейчас, и впредь, заявил Дудогло, прятаться за спины своих товарищей и вправе считать себя, как и все они, полноправным автором принятого документа.
Собеседник агентства категорический опроверг слухи, а также появившиеся в отечественных СМИ комментарии, суть которых сводится к тому, что «новые гагаузы» участвуют в программе по срывы референдума, находясь в сговоре с коммунистами, а активизация объединения является краткосрочным проектом ПКРМ, имеющий цели оказать влияние на политическую обстановку в АТО. Самый беглый анализ ситуации и, в частности, принятого «Новой Гагаузией» Заявления, убежден Дудогло, говорит о том, что поднятые вопросы взаимоотношений Комрата с Центром и ранее крайне раздраженно воспринимались коммунистическими властями РМ, которые в ответ позволяли по отношению к отдельными представителям патриотических сил автономии резкие и не всегда адекватные ответные меры. Поэтому, отметил лидер «единых гагаузов», не следует искать в «гагаузском вопросе» скрытых кишиневских заказчиков и беспринципных комратских исполнителей – дело куда серьезней и касается не только отдельной судьбы автономии, но и судеб всей Молдовы.
НИКА-пресс