Тегеран ожидает официального ответа от “шестёрки” международных посредников по урегулированию иранской ядерной программы и считает, что предстоящие технические переговоры по обмену урана могут создать атмосферу доверия между сторонами переговорного процесса, сообщает в понедельник иранское информационное агентство ИСНА со ссылкой на главу Организации по атомной энергии Ирана Али Акбара Салехи.
В конце июля Тегеран направил в адрес генерального директора МАГАТЭ Юкио Амано письмо, в котором, в частности, дал согласие на проведение встречи экспертов для обсуждения технических вопросов реализации схемы топливозамещения для тегеранского исследовательского реактора.
Помимо этого, Иран предложил включить Турцию и Бразилию в переговорный процесс. Москва приветствовала намерение Ирана провести технические переговоры по вопросу поставок обогащённого до 20% урана для работы тегеранского научно-исследовательского реактора, подтвердив также важность приглашения для участия в ней представителей Бразилии и Турции. Запад пока не дал чёткого ответа о своей готовности вести переговоры в таком формате.
“Если западники хотят помочь решить этот вопрос (иранскую ядерную проблему, то (планируемые технические) переговоры являются шагом по созданию доверия, что может быть полезным для обеих сторон (переговорного процесса по иранской ядерной программе). Наши оппоненты распространили в СМИ информацию о готовности обсуждать этот вопрос (обмена низкообогащённого урана на обогащённый до 20%). Однако мы до сих пор не получили никакого официального письменного ответа в этой связи”, – приводит агентство слова Салехи.
При этом иранский ядерщик подтвердил свои июльские заявления о том, что Иран весной 2011 года также начнёт строительство одного из десяти ранее заявленных новых объектов по обогащению урана.
“Мы закончили поиск площадок для строительства десяти новых центров по обогащению урана в Иране. Строительство одного из этих центров начнётся до конца текущего года или в начале следующего года по иранскому календарю (март 2011 года)”, – сказал Салехи.
Ситуация вокруг ядерной программы Ирана обострилась после того, как 11 февраля президент страны Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвёл первую партию обогащённого до 20% урана и может производить уран с более высокой степенью обогащения. Ахмадинежад сообщил о планах утроить производство низкообогащённого урана. Наряду с этим Тегеран объявил о намерении построить десять новых заводов по обогащению урана.
Как заявляет иранская сторона, обогащённый до 20% уран необходим для работы научно-исследовательского тегеранского реактора и выработки изотопов, которые будут использованы в медицинских целях.
В октябре прошлого года “Венская группа” (Россия, Франция, США и МАГАТЭ) предложила Ирану дообогащать уран в России. Тегеран, заявив о ненадёжности западных партнёров, потребовал, чтобы обмен проводился синхронно и на территории страны. Запад обвинил Иран в отсутствии гибкости и нежелании решить ядерный вопрос, а США инициировали ужесточение санкций в отношении Ирана.
Смягчить ситуацию попытались Турция и Бразилия, заключив с Ираном в мае этого года трёхстороннее соглашение об обмене иранского урана на турецкой территории. Согласно документу, Тегеран должен отправить в Турцию 1,2 тонны своего низкообогащённого (3,5%) урана и в течение года получить взамен 120 килограммов обогащённого до 20% ядерного топлива.
Несмотря на усилия Турции и Бразилии, Совет безопасности ООН 9 июня принял очередную резолюцию, которая предусматривает ужесточение санкций в отношении Ирана. Это четвёртая резолюция, принятая Совбезом из-за нежелания Тегерана выполнять международные требования и прояснить ряд вопросов по иранской ядерной программе, в том числе по её военной составляющей.
Помимо этого, США и ЕС ввели односторонние ограничительные меры в отношении Исламской Республики. РФ и КНР осудили действия западных стран.
РИА Новости