iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Иван Бургуджи: «Антисоветский указ» Михая Гимпу в Гагаузии поддержал всего лишь один человек»

Указ исполняющего обязанности президента РМ Махая Гимпу об учреждении в стране Дня советской оккупации гагаузская общественность и местные исполнительные и законодательные власти встретили в штыки. Протестные настроения получили характерные продолжения: Народное Собрание эту  же дату – 28 июня 1940 года  постановило считать днем освобождения от румынской оккупации, а глава края Михаил Формузал заявил, что только он, как всенародно избранный башкан, вправе решать, когда и по какому поводу приспускать в Гагаузии государственные флаги и проводить траурные мероприятия. Накануне празднования 20-летия со дня провозглашения непризнанной Гагаузской республики, которое официальный Комрат готовится провести с размахом и в присутствии большого числа гостей, в том числе и зарубежных, дружный гагаузский бойкот «антисоветского указа» Гимпу безусловно добавил перцу  и без того в непростые отношения между АТО Гагауз Ери и Центром. Напомним, в начале апреля текущего года башкан автономии в своем обращении к жителям края обнародовал ряд  условий, способных заставить гагаузов, как он сказал, самим определять свою дальнейшую судьбу. Трагического для либерально-демократических властей РМ слова «самоопределение» в обращении Формузала не прозвучало. Но зато последующие инициативы различных, в том числе и официальных  групп Гагаузии, выразившиеся в предложениях Кишиневу провести конституционные реформы по отношению к Югу, а также вернуть автономии право на внешнее самоопределение в случае потери Молдовой независимости и суверенитета, говорят о многом. И, судя по обстановке в стране, будут еще иметь продолжение на самом высоком и  внешнем уровне.

О возможных вариантах развития событий в Гагаузии после бойкота Указа и о других аспектах общественно-политической жизни АТО корреспондент НИКА-пресс беседует с гагаузским правозащитником Иваном Бургуджи.

– Иван Георгиевич, Вы частенько позволяли себе весьма резкие высказывания в адрес властей АТО за их нерешительное или половинчатое поведение, а общественность за неспособность к консолидации. Что случилось на этот раз? И консолидация налицо, и гагаузский характер…

– Думаю, да. Насколько мне известно и насколько я понимаю общие настроения на моей родине, здесь поддерживает «антисоветский указ» только один человек.  И, кстати, очень даже неплохо, что он высказывается на этот счет открыто. И зря посмеиваются над демократией в Гагаузии. Я же приветствую общую протестную энергию, включая и отдельные конкретные шаги властей АТО в ответ на Указ Гимпу,  и с удовольствием отмечаю, что гагаузы все-таки способны в непростые времена к объединению и способны забывать о том, какие партийные билеты они носят в карманах, но не забывать о своих национальных интересах.

–   Единство в Народном Собрании «народных патриотов» и коммунистов, а также «группы Дудогло», для вас что-то означает? Ведь еще вчера в их отношениях, кроме взаимной неприязни, намеков на неминуемые отставки, сокрушительный крах партий и предвыборных планов, не говоря уже о перепалке в СМИ, ничего другого не замечалось.  И еще вопрос: насколько долговечным может оказаться такой союз?

– Мне трудно что-либо прогнозировать. Все тут слишком сложно и имеет глубокие корни, не говоря уже об интересах на ближайшую политическую и, в первую очередь, на предвыборную перспективу. Однако сам факт объединения таких разных и политических и общественных формирований на гагаузской площадке говорит, что основные тезисы «гагаузской идеи»  выглядят не такими уж завиральными, а споры о целесообразности существования автономии неуместными и выдающими стремления больших групп политиков причесать всю страну под одну гребенку. Многие, надеюсь, помнят, сколько зубьев у нее был потеряно, когда кишиневские политики пытались по своей моде причесать Гагаузию в начале 90-х годов.  

– Иван Георгиевич, теперь позвольте к Вам вопрос как к юристу, имеющему богатую практику, а также бывшему чиновнику, занимавшему  в гагаузском правительстве, в том числе и во времена существования непризнанной республики, официальные должности. Представьте себе, Вы, глава Гагаузии, издаете указ, а какая-нибудь примария, скажем, в Вулканештском районе, где, кроме всего прочего, проживает преимущественно молдавское население, отказывается его выполнять.  Ваши действия…

– Скажу сразу, башканом Гагаузии я никогда не буду и не хочу им быть. Теперь по сути. Чтобы издавать эффективные и не провоцирующие на акции протеста указы, надо знать настроения людей. Те есть, первый признак  документа, влекущего за собой нежелательные последствия – незнание  обстановки в стране или в регионе. Или другой – провокация, причем, осознанная. Если уж вы предлагаете мне решить задачу, то я бы, в случае отрицательной реакции на мой указа, предпочел бы изучить обстановку на месте и выяснить причины протеста, имея в виду свое первоначальное упущение, равно как и  попытался бы объяснить протестующим причины появления на свет такого указа. По опыту знаю: если документ официального ведомства не работает, то он работает против этого ведомства. Лучше в сложной ситуации вообще воздержаться от указов, чем давать поводы для неповиновения и, что еще опаснее, показывать неспособность контролировать ту или иную территорию. Скажу также на основе своего опыта: первые признаки сепаратистских настроений появляются там и тогда, где и когда власти принимают непродуманные и чванливо-заносчивые решения в отношении к  регионам, где требуется деликатная и подчеркнуто тонкая работа. Поверье, другого не дано. Если по-другому, то и заканчивается все весьма опасными ответными действиями. Смею напомнить, что в период существования Гагаузкой республики руководство РМ, считающее регион неотъемлемой частью страны, не могло здесь появиться без дозволения на то лидеров ГР. И все тезисы о молдавском суверенитете летели к черту.

– Иными словами, исполняющий обязанности президента Гимпу должен был бы подготовить практическую реализацию своего Указа, равно как и предвидеть его неприятие на местах?

– Безусловно. Но не надо все, как говориться, валить на Гимпу. Один бы да еще без внутренней поддержки никогда бы такого Указа не издал. В этом я убежден. И вообще с ролью временно исполняющего обязанности президента не все так просто, как кажется на первый взгляд. Нельзя считать Гимпу, как это делает один из молдавских неосторожных и несдержанных на язык партийных лидеров, «клиентом палаты номер шесть». Это очень умный, толковый и опытный юрист и адвокат. Он не дурак. Я лично его таковым не считаю. Он все умно и на перспективу просчитал. Я убежден, что он делает то, с чем согласны и Филат и Лупу, и Урекян. Они просто помалкивают до поры до времени. А Гимпу идет вперед с четкими лозунгами и кончеными целями.

– То есть, Вы считает, что Гимпу и его сторонники знали, что делали,  и знали, как  воспримет  Гагаузия новые антисоветские мотивы в предлагаемой «либеральными демократами» новейшей истории Молдовы?

Да, это было сделано преднамеренно. Забегая вперед, могу предположить, что если в предполагаемые сроки парламентские выборы не состоятся, то Гагаузию ждут события, за которыми последуют действия по сокращению ее полномочий в составе РМ.

– Ситуация вокруг Указа Гимпу и отношение к нему гагаузов возвращает в недавнее прошлое автономии. Вспомним, в 2002 году был Указ президента РМ Воронина о проведении референдума за отставку главы АТО Кройтора… Гагаузия не согласилась с такой постановкой вопроса, комратские чиновники и общественники позволили себе заблокировать некоторые избирательные участки… В итоге референдум не состоялся. На что последовал череда агрессивных действия со стороны властей РМ, которые закончились отставкой Кройтора, фактическим разгромом руководства НС, досрочными выборами в местный парламент, возбуждение уголовных дел против комратских неосепаратистов… Представляется, что нынешнее Ваше положение – человека находящегося в изгнании и далеко за пределами автономии – это тоже результат агрессивного неприятия воронинских попыток зачистить региональные политические поля Молдовы. Согласитесь, Иван Георгиевич, тут есть о чем говорить, что прогнозировать… Воронин тогда жестоко рассчитался с гагаузами за непослушание. Гимпу повторит подвиги Воронина в Гагаузии десятилетней давности?

– Я бы не стал проводить таких параллелей. Случай с Указом Гимпу  иного свойства. Давайте внимательно посмотрим на ситуацию. Исполняющий обязанности президента издал документ и не особо-то напрягался, чтобы его в той же Гагаузии исполняли. Гагаузия, в свою очередь, ознакомилась с документом и сделала то, что сделала. Попросту послала документ вместе с его автором куда подальше. Стороны показали настроения и характер. Все. Думаю,  Гимпу понимал, что документ вызовет неоднозначную реакцию, он и его кураторы, как мне кажется, даже знали наверняка, где Указ вызовет особо бурную реакцию. Но Гимпу добился главного. Даже под напором такого острого и обнажающего политические пристрастия документа межпартийная либерально-демократическая коалиция устояла. О партии господина Лупу надо в этой связи говорить отдельно: как бы она ни изображала из себя структуру, которая «за всех», т.е. вроде бы центристская, как ни юлил Лупу, мол, не волнуйтесь – указ скоро отменим, и он и все его подчиненные, включая Дьякова, оказались в стане яростных антисоветчиков, а также в той антироссийской компашки, которая в час «Ч» кинется туда, куда ведет Гимпу со товарищи. Это, кстати, и хороший ответ тем господам, у которых до сих пор  застряли в мозгах проекты по созданию левоцентристского союза при непосредственном участии Лупу, а то и под его непосредственным руководством.

– Тест Гимпу на устойчивость Коалиции удался?

– Конечно… А за этим много чего. Я, например, усматриваю в этом скрытый вывод о том, что, несмотря ни на что, межпартийная либерально-демократическая группа устоит и сохранится вплоть до подведения итогов парламентских и президентских выборов и будет активным игроком в период формирования высших структур управления страной.

 – Много высказываний прозвучало и о том, что Указ Гимпу – это очередной удар по России и по российско-молдавским отношениям. Гневные голоса до сих пор слышны и со стороны московского истеблишмента…

– Я бы предложил всем тем, кто нервно реагирует на документ и его последствия, как для самой Молдовы, так и для ее дальнейших отношений с Москвой, посмотреть на ситуацию под иным углом.  Последствия Указа Гимпу – это еще и дерзкий, но трудно оспариваемый вывод, предназначенный исключительно для Москвы. Вы считаете, что в рядах Коалиции есть надежные пророссийские силы и уверенные в своих успехах в борьбе за высшую власть политики? И где же они? Назовите хоть одного, который после «антисоветского» (читай и антироссийского указа) показал свой характер. Лупу? Ну-ну…

– Как повлияет Указ исполняющего обязанности президента РМ на развитие отношений Кишинева и Комрата? Согласитесь, Иван Георгиевич, уж по данному-то вопросу Центр и АТО едва ли способны пойти на взаимные уступки.

– Думаю, что  в течение этого года стороны не будут объясняться. Пока им не до выяснения отношений – избирательные кампании для них куда важнее, чем длительные диалоги на сложнейшие темы, которые, кстати говоря, повлекут за собой дискуссии о статусе автономии со всеми вытекающими отсюда последствиями.

– Повлияют ли события в стране, вызванные Указом Гимпу, на ход и итоги декабрьских выборов главы автономии?

– Предвыборная кампания в Гагаузии будет проходить по своим внутренним правилам и со своими нюансами. И даже жесткие политические противоречия, вызванные в стране упомянутым вами документом, не в состоянии нарушить планов основных участников башканской гонки. Будет серьезная рубка. Мне жаль, что основные претенденты на пост и их сторонники превратились в группу склочников, выясняющих отношения между собой и старающиеся опустить рейтинг друг друга при помощи своих СМИ. В Интернете порой появляются такие подробности о будто бы гагаузской политической жизни, которые читать стыдно. Что называется, мочат руг друг друга все; коммунисты, что очень отчетливо видно, с удовольствием подливают масла в огонь.    

– Имена основных соперников в борьбе за кресло башкана Вы можете назвать?

– Понятно, что действующий глава АТО Формузал, комратский мэр Дудогло… Наверное, будет несколько кандидатур от ПКРМ, но им и на этот раз ловить нечего. При всех мощностях Формузала,  в том числе и административных, и у него не так много шансов на победу.

– Иван Георгиевич, Вам что-то известно о новых и неожиданных кандидатах на пост башкана?

– Как мне кажется, появление среди них такой фигуры, как Дмитрий Кройтор, внесет оживление в предвыборную капанию и даст поводы для иных прогнозов.

НИКА-пресс