Гагаузские молитвы
Комментарий агентства НИКА-пресс
В Гагаузии, наверное, каждый третий житель из тех, кого называют активным избирателем, давно мог бы стать свидетелем здешнего позора. Основные действующие лица – ПКРМ и церковь. Уникальность случая в том, что при таком обилии свидетелей (посчитаем – из 92 тысяч избирателей минимум треть) до сих пор не нашлось ни одного желающего отважиться рассказать и назвать свое имя. Переговоры через посредника с одним из местных священников сначала дали, было, надежду, а потом и он ушел от встречи. И вместо открытого и честного разговора – без истерик и с трезвыми выводами – липкие слухи… Искренне верующие до сих пор опускают глаза и уходят от вопросов, перекрестившись с извинениями: своими ушами все слышали, а священников грех осуждать. Народ в Гагаузии набожный, церковные традиции блюдет и ценит. Его молчание как знак того, что в молитве, да всем миром, легче преодолеть любые напасти.
Скоро год им – этим слухам.
Собственно, никакую тайну мы не откроем. Накануне апрельских выборов и в день голосования в гагаузских церквях (не во всех, конечно) звучали проповеди и вплетенные в них призывы поддержать Партию коммунистов и лично ее лидера Воронина, столько сделавшего для… И в другое воскресенье, июльское, прихожане слышали в конце службы, почему поддержать следует поддержать коммунистов, и что будет, если ПКРМ, не дай Бог, проиграет; будет ад, будут румыны и не будет Молдовы.
Самый удобный момент призвать политиков и общественников к разоблачению нарушителей мирских и церковных норм: в день выборов проводить агитацию запрещено; церковь – место для молитвы. На призыв они не откликнутся. И вы правильно подумали. Потому что, если один из них, к примеру, скажет, что в таком-то приходе шла агитация за коммунистов, т.е. творилось несусветно непотребство и безобразие, а потом возопит «доколе!» и закатит к небу глаза, то тут же услышит: а в другом приходе агитировали за ту партии, которую ты, любезный, представлял в регионе, и не надо нам тут сцен…
Болезнь налицо. Налицо и иное. Как она называется, все знают, как ее лечить — тоже всем известно. А никто не хочет ни лечить, ни лечиться. Ее признаки в длительном конфликте между различными приходами, которые в виде протестов верующих доходят и до Кишинева. Местные батюшки разоблачают друг друга в каких-то мало вразумительных делах, тянут на свою сторону паству. А паства идет и на ту, и на другую сторону – вот-вот возьмутся за колья; местного чиновника, пытающегося вмешаться в конфликт и внести ясность на уровне закона и морали, в одной из церквей отказались причащать. Руководство АТО ищет поддержки за пределами АТО и республики. Никакого толку. Конфликт тлеет и тлеет. Когда полыхнет? Да в любой час и при желании сделать на нем политику — легко полыхнет и непринужденно. И концов не сыщешь. Как только получит подтверждение очередной зловещий слух, что передача обычного сельского прихода из рук одного настоятеля другому стоит до пяти тысяч евро, так и полыхнет.
Между тем, разрешить проблему можно просто. Есть, наконец, закон. И есть не менее высокие ценности православия и, в частности, гагаузской набожной жизни. Длительность конфликта (начался он при коммунистах-воронинцах и обрел силу тоже при них) настораживает и дает основания думать, что разделение Гагаузии не только по политическим и этническим внутренним линиям, но и по линии церковной, им выгодна. Ранее, еще в середине 90-х, коммунисты пугали гагаузов – вот придет к вам из Турции ислам со всеми своими мечетями и обрезаниями, вот опять окажетесь в рабстве. Гагаузия показала свое настоящее тихое православие. Не получилось испугать. Тогда воронинцы взялись за другую задачу – куда поганее. И видите, что они удумали: надо приблизиться к церкви и изнутри ее… Та же задача, что и у предшественников-ленинцев, разгромить и превратить в посмешище. Путь другой – вкрадчивый и подлый. К себе в дом Воронин пригласил …Помните, как у классика, – светильник зажег, добрый человек.
Это мы о той же встрече Воронина с молдавским духовенством в преддверии парламентских выборов 2005 года. Отметим существенную деталь. С одной стороны, — президент Молдовы, с другой, — священники. И больше никого. И вопрос всем: откуда же, господа, на свет появилась и стала гулять по политическим кругам пленка с записью встречи? А на ней… Один только эпизод. Воронину предлагают подумать о возможностях открытия воскресных школ для изучения Закона божьего, а он говорит, что подумает и посмотрит на результаты выборов 2005 года и, в частности, на результаты деятельности молдавской Церкви на этом поприще.
Кто-то же сделал запись? И для чего? По ее содержанию понятно: для того, чтобы опозорить одну или другую сторону. Коммунисты – вот вам церковь, которая смиренно принимает по ее природе неприемлемые условия. Говоря языком ленинцев, «торгуются попы – все им мало». Церковь – вот вам президент, который, прикрываясь своей святостью и высшими государственными интересами, втягивает нас в бесовское, в общем-то, дело. И обе стороны оказались, как бы сказать помягче, не в белом.
Бесследно такое не проходит и оставляет на обществе метки. Одна из них – как вечный позор людям, забывшим о своем людском содержании и позорно затихшим под абсолютно скотским утешением: мое дело — сторона, не со мной – и хорошо, и слава… Об этом рассказывал партийный деятель страны, оказавшийся сейчас в парламентской фракции ПКРМ. Во время выборов в местные органы самоуправления автономии было совершено нападение на кандидата в советники одного из сельских советов. Был он неугоден, мешал «раскладу сил в политическом спектре отдельно взятого села» (!!!), а, наверное, мог быть просто неудобным в «правильном» переделе местной собственности. Ночью на него напали двое неизвестных, повалили на землю… И рубанули топором по ноге. Ногу врачи спасли. Но удивлялись – по характеру и силе удара следовало, что ногу хотели отрубить. Вся округа знала, кто это сделал и по чьему, так сказать, заказу, но никто… Да, в общем, когда в людях больше страха и нет ни грамма того, что называется Богом в душе, а значит, тихого достоинства, тогда в таком стаде можно среди бела дня не бояться свидетелей и покрошить всю деревню, и не думать, что кто-нибудь выйдет на дорогу и остановит руку с топором.