iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Богдан Цырдя: Кто управляет хаосом в Молдове?

Вопрос не простой? Есть мнение, что за всем этим стоит Михай Гимпу, а за ним соответствующие службы из соседней страны. Поговаривают также об игре коммунистов, которым эта ситуация может быть выгодна с электоральной точки зрения. Ведутся разговоры о «руке Москвы» и «интригах Тирасполя». Но ясности нет. Пока понятно только одно. Хаос есть, и он явно управляем.

После досрочных парламентских  выборов, состоявшихся 29 июля, политическая война в Молдове, начавшаяся практически сразу же после  объявления о начале избирательной кампании 2009 года и продолжающаяся по настоящее время,  обрела новые контуры.     

Правительство еще не было сформировано и утверждено, но либералов  уже обвиняли во всех мыслимых и  немыслимых грехах: в задержках выплат по зарплатам и пенсиям, повышение тарифов, преследовании журналистов, наездах на русскоязычные СМИ и так далее.

Общественная истерия, благодаря ловкому манипулированию СМИ со стороны ПКРМ,  достигла критической отметки. Дошло даже  до явных парадоксов: ещё в 2005 году сама  ПКРМ в союзе с ХДНП запретила Молдавскому телевидению транслировать заседания парламента, но вот 25 сентября 2009 года коммунисты почему-то стали настойчиво требовать разрешения этих трансляций от либерально-демократического правящего Альянса.

 Зинаида Гречаная,  в бытность свою премьер-министром редко появляющаяся перед депутатами, вдруг вызвала в парламент премьера Владимира Филата для подробного статистического отчета о планах деятельности возглавляемого им правительства.

  В результате нескончаемых конфликтов между политиками, начало проявляться всё больше признаков сползания страны в хаос: взрыв гранаты в толпе граждан на центральной площади Кишинёва в день города; пакет с бомбой у мэрии с запиской «Для примара Дорина Киртоакэ»;  бессрочные митинги протеста пенсионеров против повешения тарифов и лишения их права бесплатного проезда в общественном транспорте; спекулятивные игры банковской мафии с валютным курсом; телефонные угрозы премьеру Владимиру Филату; разрастание эпидемии свиного гриппа, приведшей к человеческим жертвам; и многое-многое другое, всё более тревожащее людей, прежде всего тем, что  демонстрирует странное бессилие власти, её явное нежелание навести порядок в стране и взять ситуацию под свой контроль.

В местных СМИ появились обвинения в адрес Партии коммунистов, призывы запретить её деятельность в стране. Одновременно, в Приднестровье усилились тенденции к  скорейшему дрейфу в сторону России под предлогом того, что в Молдове к власти пришли «унионисты», после чего страна погрузилась в  «хаос».

Все это, безусловно,  расшатывает общественный порядок, подрывает государственность и стабильность страны.

Нам неизвестно, кто персонально стоит за всеми этими событиями, да и стоит ли кто-то вообще, но вполне ясно, что  они сеют панику, вселяют в людей страх, неуверенность  в завтрашнем дне.

Мы полагаем, что  одним из факторов, провоцирующих эти негативные события,  является раздробление власти и тотальная  война между всеми властными субъектами в нашей стране. При этом не так-то просто понять, кто против кого воюет.

Вначале, когда  политики из АЕИ ещё только пришли к управлению страной, многие граждане радовались тому, что, наконец, разрушилась  монополия на власть, которой восемь лет подряд располагала ПКРМ.

С приходом Альянса,  власть в Молдове была распределена между всеми четырьмя его политическими субъектами, что, чисто  гипотетически,  предполагало разделение властей, а, значит, и разрушение системы единоначалия.

Но мы не могли тогда даже предположить, какие,  на самом деле,  опасности скрываются за этим явлением для многонационального, молодого, по сути, еще слабого государства.

Многое говорит о том, что вместо реального разделения власти, происходит её элементарное раздробление. Альянс увеличил число  вице-спикеров, с ходу пересмотрел структуру правительства, назначил четырех вице-премьеров,  внеся повсюду принципы пресловутого алгоритма.

Тот факт, что даже должности вице-министров и глав департаментов распределяются по принципу алгоритма, является, по крайней мере, недоразумением, которое ведет к параличу власти, отсутствия слаженности в ее управлении.

Ведь куда логичнее было бы дать каждому министру возможность комплектовать свое министерство кадрами по своему собственному соображению.

В результате этих, не очень продуманных действий,  вице-министры будут проводить одну политику, министры – другую, а правительство – третью. Что, в принципе, сегодня уже и происходит. Практически, и правительство,  и премьер-министр связаны по рукам и ногам в своих действиях многочисленными нитями узкопартийных интересов.

В стране сформировалось несколько  центров  власти: президентура, правительство, фракции парламента, местная власть, бизнес структуры, в том числе и теневые. При этом авторитарные начала власти, как ни странно, никуда не исчезают, а, с точностью до наоборот, только усиливаются.

Все  эти  центры  власти  не  просто  конкурируют  между собой. Они иногда откровенно саботируют действия правительства, а иной раз,  и просто дискредитируют друг друга. В борьбе за концентрацию прерогатив власти «под себя», каждый из вышеназванных центров идет на всевозможные ухищрения, порой совершенно незаконные.

Поначалу мы пришли к выводу, что премьер Владимир Филат концентрирует всю реальную  власть в своих руках. Частично так оно и есть. Ведь, кроме функции премьера, он как партийный лидер, через своих ставленников, контролирует деятельность министерства финансов, иностранных дел, юстиции,  внутренних дел, аппарата государственного министра и так далее. Но,  в реальности, как мы это показали выше, в стране сформировалось несколько центров власти.

В принципе, уже  сегодня  заметно, что каждый член Альянса творит,  что захочет. У нас  закрались первые подозрения в этом, когда  была представлена программа правительства Филата. Тогда больше всего вопросов возникло у самих депутатов из фракций АЕИ.

Начались проблемы у русскоязычных СМИ, но никто из высших руководителей Альянса не мог дать вразумительный ответ на вопрос о том, что происходит, кто дал приказ «хватать и не пущать»?

По заявлениям Филата,  решение суда от 19 ноября о наложении ареста на имущество российско-молдавской страховой компании «Моldasig» по иску всего в 5000 леев является  чьим-то «подарком» накануне его встречи с Путиным в Ялте.  Кому-то очень захотелось испортить встречу Филата с российским премьером.  

Хаос частично возникает и из-за подозрительной «секретомании» в  деятельности правительства. Не только общественность, но и депутаты парламента, например,  так до сих пор и не увидели документа о малом трафике на границе с Румынией, меморандума с МВФ, не узнали детали по китайскому кредиту и т.д.

Алгоритм  всё чаще даёт  сбои в  работе министров, ведёт к  несогласованности их  действий. К примеру, министр сельского хозяйства устроил публичную перепалку с министром экономики по поводу отмены приказа «О мерах по защите прав потребителей», что наводит на мысль о том, что он просто не знал, что делает его коллега по цеху.

Некоторые министры иногда просто неадекватно реагируют на те или иные ситуации.   Вместо борьбы с поднимающей голову организованной преступностью,  министр внутренних дел Катан дает пресс-конференции, рассуждая на них о судьбах демократии, о том, куда идет Молдова.

Министр молодежи и спорта буквально на второй день после назначения на должность, в лучших традициях брежневских времен, уже разрезал ленточки, открывая стадионы!

Министр образования, похоже, окончательно запутался, по каким  учебникам молдавские школьники будут изучать историю, и какую историю: румын или интегрированную?  

Увлекшись в  борьбе за влияние с Лупу, Филат не заметил, как за его спиной стал укрепляться  спикер и одновременно врио президента Михай Гимпу.

Взяв  под свой контроль (через племянника Дорина Киртоакэ) кишинёвскую  мэрию, сосредоточив в своих руках функции спикера  и президента, верховного главнокомандующего, связав правительство Филата  по рукам и ногам, «заморозив» Мариана Лупу в статусе вечного кандидата в президенты, Михай Гимпу получил огромные властные возможности.

Вначале Михай Гимпу, как лидер Либеральной партии,  скромно согласился иметь всего четыре, по мнению многих, весьма не престижных министерства: молодежи, транспорта, обороны, окружающей среды.

И лишь потом стало ясно, что «китайский кредит» в один миллиард долларов будет в большей части «освоен» министерством транспорта на строительстве дорог, мостов, коммуникационных узлов и так далее.

А это уже возможность влиять и контролировать самую мощную отрасль экономики – строительство, через «тендеры»,  отбор нужных «подрядчиков», строительных кампаний, которые будут вести «стройки века».

Таким образом, Либеральная партия получила огромные возможности для сращивания с бизнес структурами и ослабления своих конкурентов.

Напомним, что еще в  2007 году, сразу после победы на кишиневских муниципальных выборах, Дорин Киртоакэ прибыл в Бухарест с группой крупных бизнесменов, вызвав подозрения в личном лоббировании бизнес интересов.

Несколько позже в Кишинёве, словно грибы после дождя, в одну ночь появились 65  киосков никому неведомой фирмы «Мегапресс», которая,  по заявлению коммунистов, напрямую связана с коммерческими интересами Михая Гимпу.

Министерство  обороны  практически  стало при временном президентстве Михая Гимпу знаменосцем «евроатлантизма», то есть сотрудничества с НАТО, вопреки нейтральному статусу страны.

Это дает реальную возможность прямых контактов с Пентагоном, Госдепом США, открывает доступ к серьезным финансовым потокам. Кстати, национальная комиссия по внедрению Индивидуального Плана НАТО-Республика Молдова (IPAP) была создана раньше, чем  аналогичная комиссия по вопросам евроинтеграции, 10 ноября, личным декретом Михая Гимпу, что говорит о большом политическом чутье врио президента.

Позже, Михай Гимпу решил взять под свой контроль  Национальный Банк, чтобы через него влиять на денежную политику и на банки страны. С этой целью он протолкнул на пост президента НБМ своего ставленника,  которого считают его «секретным племянником».

По информации,  появившейся  в СМИ, Михай Гимпу начал активно влиять и на электронные СМИ, дав приказ председателю КСТР Георгию Горинчою о закрытии передачи «Top News» и о наездах на телекомпанию «NIT».  Это дает основания предположить, что Гимпу будет влиять и далее на КСТР с целью контроля над информационным пространством страны.

Настоящим  ударом для  лидера Либерально-демократической партии, премьера Владимира  Филата стало  недавнее решение Михая Гимпу назначить в Высший Совет безопасности президента Национального Банка и министра транспорта, который является членом ЛПМ. Что общего у министерства транспорта с национальной безопасностью, Михай Гимпу так толком никому и не объяснил.

Таким образом, Гимпу начал усиленно концентрировать  ресурсы власти под себя, вытесняя Филата и Лупу. Результат налицо: недавний отчет НПО «APEL»показал, что Гимпу чаще всех появляется в новостях СМИ, оставив далеко позади себя Филата, Лупу, Воронина.

Тот же Гимпу  предложил  пересмотреть Конституцию, что совпало,  по странному стечению обстоятельств,  с теми же процессами  в Приднестровье, где Игорь Смирнов  пытается окончательно закрепиться и взять все рычаги власти в свои руки.

 Если Гимпу удастся раздробить ПКРМ или поставить ее вне закона, тогда уже ничто и никто не остановит страну от окончательной консолидации авторитаризма.

Из нашего анализа можно сделать неутешительный вывод: Михай Гимпу преследует цель испортить отношения АЕИ с Россией, добиться неизбрания президента, усилить политическую нестабильность в стране для того, чтобы выбить себе побольше полномочий и добиться «переноса выборов» президента и парламента на неопределенное время.

Поэтому недавно, мэр молдавской столицы (кстати, вице-председатель ЛП) Дорин Киртоакэ  предложил национализировать российско-молдавскую компанию «Молдова-Газ», явно не согласовав свои высказывания с правительством.

В этом контексте понятны и наезды на русскоязычные СМИ, и «решения суда» по компании «Моldasig», и заявления Гимпу о том, что «СНГ старуха,  ждущая смерти», и его нежелание подписать итоговые документы саммита СНГ,  и многое другое.

 С  каждым днем мы все больше  убеждаемся в том, что Гимпу не так  прост,  как некоторым кажется.  Врио президента на поверку оказался хитрым и коварным политиком. Благодаря хорошо спланированным акциям, он смог накалить до максимума  политическую ситуацию в стране.

Эти  действия  Михая Гимпу  ослабляют  государственность Молдовы, разъедают  стабильность, разочаровывают электорат, ведут к хаосу  в  молдавском политическом классе в целом. Постоянный хаос вызывает ностальгию  по «сильной руке». И мы отнюдь не уверены в том, что введенный в заблуждение либеральными СМИ люди не увидят именно  в Гимпу эту самую «сильную руку».

В сложившейся  ситуации нестабильности и раздробления власти, связывания деятельности правительства  сетями всевозможных «алгоритмов», необходим  сильный институт президентства.

Именно президент должен и может стать гарантом стабильности, суверенитета, и функциональности власти. Президент,  наделенный нормальными, а не сугубо формальными, представительскими  полномочиями.  Такого  президента нужно избирать всенародно.

Иначе нынешний хаос рискует  стать  перманентным, окончательно разрушив и погребя, в конце концов, под обломками вертикали власти молдавскую суверенную и независимую государственность.

ava.md