АТО Гагаузии (Гагауз Ери) – 15 лет. Для человеческого века, всего лишь радостное, беззаботное детство, но уже наступивший переходный возраст, с признаками самостоятельности, независимости от родителей. А для Гагаузской автономии, это изначально поиск ключей, к разрешению всех возникающих внешних и внутренних проблем, в период её становления.
Несмотря на то, что автономии уже 15 лет, для некоторых, националистически настроенных, жителей Молдовы, она, до сих пор, словно бельмо в глазу. Однако, история не имеет сослагательного наклонения.
Оставим в стороне: -« что было бы, если…» и скажем прямо, без обиняков: гагаузский народ давно заслужил свою автономию. Кроме того, идею, выстраданную временем, остановить невозможно.Хотелось бы, подчеркнуть, что корни этой идеи, не 15 летней давности, они, уходят далеко – далеко в прошлое.
Не будем перетряхивать всю историю, а возьмём хотя бы, переселение гагаузского народа в дикие, необжитые, степи. Разве это не шаг к независимости, желанию иметь свою территорию. Для многих из них, цена за переселение, слагалась потерей жизни.
И всё же, над территорией задунайских переселенцев, где компактно поселили гагаузов и болгар, со стороны России, было установлено попечительство. Назначенный попечитель, обязан был, не менее трёх раз в год, объезжать все входящие в попечительство поселения, и если от переселенцев поступали жалобы, на притеснение их со стороны старшин, или земских исправников, то сразу же принимались своевременные меры. То есть, это уже было своеобразное автономное поселение. Указ правительствующего Сената 1819 года:
во-первых, определял их социально-правовое положение – на них распространялись права и привилегии иностранных колонистов в России;
во-вторых, определял и аграрные отношения между “задунайскими переселенцами” и российским феодальным государством, закладывал основы особой налоговой политики царизма в отношении новых своих подданных;
в-третьих, предусматривал особое административное управление для них.
А разве непризнанная Комратская Республика, 1906года, просуществовавшая около недели, не показатель, стремления народа к независимости? Страсти по поводу своей самостоятельности, среди гагаузского народа, не утихали никогда. Просто иногда, они, были слабее: из-за невозможности противостоять авторитарному режиму, но решающий момент в истории, наступил.
Разве не перекликаются требования временного правительства Комратской Республики, с требованиями, которые прозвучали, на 1 съезде, гагаузских депутатов всех уровней, 19 августа 1990 года? Да, другое время, другая формулировка, но суть-то, одна и та же. 754 депутата принимавшие участие в работе форума приняли важные решения: «О полной свободе и независимости гагаузского народа от государственной власти и Управления Республики Молдова; о решительном намерении приступить к строительству собственного правового государственного образования в форме самостоятельной республики…»
Хотелось бы немножко упомянуть об организаторе этого исторического съезда, им стало общественное движение «Гагауз – Халкы» (Гагаузский народ). – Комрат. В съезде также приняли участие, ещё два: общественных движения: «Бирлик» – (Единство) – Чадыр –Лунга, и «Ватан» (Родина) из Вулканешт. Все они возникли в 90 годы 20 столетия, в противовес народному фронту Молдовы, который оскорблял, и притеснял, всё население, не относящееся к молдавской национальности.
23 октября 1990 года правительство М. Друка, своим постановлением за №407, приступило к формированию добровольческих отрядов, в поход на Гагаузию. Однако благодаря благоразумию Верховного Совета РМ, это постановление было отменено 4 ноября.
28 октября 1990 года на съезде депутатов непризнанной Гагаузской Республики был избран председатель Верховного Совета – Степан Михайлович Топал.Ещё от сотворения мира, властители имели в своём арсенале, две составляющие приобретения власти над человеком – кнут и пряник. 22 октября 1991 года, на площади Национального собрания, Мирча Друк вложил своим «Искателям правды» кнут и отправил на Гагаузию, в «поход за справедливостью» Экстремальная ситуация, консолидировала общество.
Каждый житель встал на защиту своего оскорблённого национального достоинства, понимая важность своего присутствия, в этот ответственный для Гагаузии момент. Лидеры гагаузского народа: Степан Михайлович Топал и Михаил Васильевич Кендигелян, которые его возглавили, не смотря на аресты и притеснения со стороны центральных властей, выстояли. Их стойкость стала примером для многих жителей автономии, и они пошли за ними далее, к осуществлению многовековой мечты.
Надо отметить, что противостояние длилось довольно долго, держа в нервном напряжении, население Гагаузской Республики. И опять, как и в те далёкие времена, при заселении буджакских степей, Россия снова пришла на помощь гагаузскому народу. И не смотря на то, что она старалась держать по отношению двух противостояний нейтралитет, это помогло избежать военных действий, а с ними и жертв.
Вот отрывок из статьи в газете «Известия» за 6 мая 1991года, «Очевидно, что лишь введение внутренних войск МВД СССР сняло угрозу массовых столкновений. Кошмарная неделя кончилась бескровно. Но пройти бесследно это не могло…
»23 декабря 1994 года, Парламент Республики Молдова принимает закон «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери). Как говорится: всё прекрасное рождается в муках. И Гагаузия в этом смысле не стала исключением.
Однако, после принятия закона «Об особом правовом статусе Гагаузии(Гагауз Ери), борьба всё же не закончилась, а приняла другой характер. Ещё до недавнего времени, она шла в тиши кабинетов. Стоявшая у власти компартия, кнутом уже не пользовалась, она манила пряником. И если кнут некогда объединил гагаузов, то пряник имел противоположное действие.
Особенно это ярко выразилось в действиях самих гагаузов в 2002 году. Смещение тогдашнего Башкана Гагаузии Дмитрия Кройтора, показательный тому пример. И это не смотря на то, что он, со своими единомышленниками пытался оградить закон «О Гагауз Ери» от посягательств из вне.
Кроме того, годы показали, что некоторые упущения или компромиссные решения в законе, не в пользу автономии, ущемляют её развитие. К примеру, была бы тогда, отсутствующая и сегодня, высшая судебная инстанция Гагаузии, обладающая правом рассмотрения вопросов, отнесённых к исключительной компетенции АТО Гагаузия, то удалось бы избежать незаконного смещения Башкана Гагаузии Дмитрия Кройтора.
Мы стоим на пороге великих перемен. Новое правительство обещает Гагаузии, что закон «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери) заработает в полной мере. Гагаузский народ не раз убеждался в том, что, правда, не в силе, а сила в правде. А если это так, то автономия, сейчас, как никогда сильна.