НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Битва с узурпатором. Часть первая…

Евразия // 11:44, 20 августа 2009 // 1965
altНа прошлой неделе в Кишиневе состоялось заседание Политсовета Демократической партии под председательством Мариана Лупу. Была заслушана информация о ходе переговоров между победившими в ходе досрочных парламентских выборов четырех партий и некоторые подробности из условий создания Коалиции «За европейскую интеграцию». Представители территориальных структур ДПМ отметили высокую степень одобрения членов и сторонников партии на местах таким итогом переговоров и выразили надежды на взаимный интерес ЛДПМ, ЛП, ДПМ и Альянса «Молдова ноастрэ» в сохранении и  устойчивом функционировании «союза четырех». Предложение начать процедуры запрета на использование в РМ коммунистической символики, в случае если фракции ПКРМ откажется на условиях победителей от участия выборов президента страны, было принято к сведению.

Источники НИКА-пресс в руководстве Демпартии отмечают, что на первом сборе «демократов» после досрочной избирательной кампании не обсуждались варианты избрания на высшие руководящие посты представителей тех или иных партий; они также дают понять, что на сегодняшний день кандидатура председателя ДПМ Мариана Лупу на должность президента РМ не вызывает ни в партии, ни в Коалиции существенных возражений.

На вопрос агентства о шансах лидера ПКРМ Владимира Воронина вновь, как это случилось после апрельских выборов, занять кресло председателя парламента, здесь ответили категорически отрицательно, хотя отметили теоретическую возможность и такого исхода борьбы за места на молдавском политическом олимпе. Комментируя, однако, «с неба упавший счастливый шанс Воронина», даже предоставленный ему в обмен на долгое послушание в парламенте «красной фракции», здесь отметили неизбежность больших моральных потерь Коалиции, за которыми последует резкая апатия населения к всякого рода политическим баталиям и тем более к избирательным кампаниям и к ее участникам.

НИКА-пресс

Комментарий агентства

Об антикоммунизме Коалиции «За европейскую интеграцию» известно все.  В своем антикоммунизме либеральные демократы, простые либералы и простые демократы, не говоря уже об Альянсе,  открыты, как никогда.  Они точное отражение настроений большей части молдавского общества. Разве что на стенах сортиров, шатко стоящих на захолустных автостанциях, не написано, как посетители ненавидят коммунистов-воронинцев – единственное, пожалуй, место, где не до ПКРМ. Стоит почитать  предвыборные  речи Филата, Лупу, Гимпу, Урекяна, их издания, еще раз прослушать записи с теле- и радио-эфиров, вспомнить  выступления с официальных трибун… Как они еще живы-то – эти «коммуняки»? Кстати сказать, «коммуняки» - не самое обидное и не самое  паскудное слово. Камарилья, бандиты, предатели, иуды, узурпаторы – это еще следует считать нежным обращением к руководству ПКРМ. Послушать нецензурное – еще непонятнее, как  это за восемь лет ни одного воронинца не облили помоями в прямом смысле слова или не толкнули под троллейбус.

В декларации о создании и целях «союза четырех», кроме всего прочего,  сказано о «скорейшем преодолении последствий узурпации государственной власти через эффективное разделение судебной, исполнительной, законодательной властей и их сотрудничестве». Формулировка, прямо скажем, отчаянная и указывает на последствия без экивоков. Узурпация власти является тягчайшим преступлением перед страной и народом и  имеет один конец для узурпатора – суд. Однако она же не исключает и иной подход к проблеме. «Преодоление последствий узурпации… путем разделения и сотрудничества властей» - всего лишь готовность не столько наказать узурпатора, сколько наладить, наконец, нормальное, т.е. законное функционирование всех ветвей власти. А узурпатор должен сам осознать, проникнуться и может быть повеситься от горя.  Иными словами, коммунистам предложены два варианта: либо подготовка к судебным разбирательствам по фактам узурпации в ответ на  их «неправильное поведение» в ходе формирования всех властных структур страны, либо преодоление «демократами» последствий коммунистического правления рутинной работой, которой коммунисты не будут мешать. В обоих случаях коммунистам предложено «дышать так, как им скажут». В обоих случаях конец ПКРМ неизбежен. Но второй вариант все-таки не такой кровожадный. Он, как медленно действующий яд, похожий по своим действиям на сладкое снотворное, когда, умирая,  видишь не тревожные сны.

Изменить свою участь коммунисты уже не смогут. Есть какие-то несусветные мечты: довести еще до одних парламентских выборов, за это время создать постоянно действующую комиссию по приднестровскому урегулированию, быстренько на любых условиях подписать с Тирасполем договор о разграничении полномочий, к примеру, в общем государстве, а затем провести выборы в высший законодательный орган с участием Приднестровья, которое никуда не денется, да еще и под влиянием Москвы скорее предпочтет «красного Воронина», чем «прозападников Лупу, Филата, Гимпу и Урекяна». Зря воронинцы напрягают  фантазии. Коммунисты к приднестровскому направлению в течение ближайших десяти лет допущены не будут. Приднестровцы (если только предположить их участие в подобной кампании) проголосуют хоть за черта, то не за ПКРМ. И никакая Москва их не убедит, что «свои сукины дети» все-таки лучше чужих демократов-европейцев.

Все в руках «союза четырех». От него сейчас требуется стойкость. И пока нет никаких оснований думать, что их стойкость в апреле-июне, когда они «не продали» воронинцам один единственный голос, была более обеспечена, чем стойкость сейчас, в августе-сентябре. У них после 29 июля и моральных обязательств, равно, как и страсти поучаствовать в выправлении судьбы Молдовы, в два раза больше, чем после апрельских событий. И добавим сюда заметный в молдавском обществе антикоммунизм, который способен сделать из лидеров Коалиции вдохновителей и руководителей второй молдавской революции. Первая в 90-х была, конечно, за независимость и прочее. Антикоммунизма, впрочем, в ней не меньше. Тогдашний кличь «Долой мафию!» переводился на политический  язык, как «Долой КПСС!». Вот оно куда пришло. И о стойкости «союза четырех» говорить сегодня, значит, сомневаться в истине «Свобода лучше, чем не свобода».

И все-таки… До сих пор сохраняется подозрение, что  политические проекты Владимира Филата и Мариана Лупу являются проектами Воронина. И сейчас нет-нет, да горько отрезвляют злых и нетерпеливых либералов: погодите еще, истинные цели обоих мало кому известны, непонятны, и   не случилось бы чего похуже.

Что же известно и что более или менее понятно. Участники переговоров по созданию «союза четырех» рисуют в лицах такую картину. Филат говорит Лупу: «Привет, «проект Воронина». Лупу отвечает Филату: «От проекта слышу».

Оба знают друг о друге многое. Оба правы, намекая. Филат с его либерально-демократической идеей был нужен коммунистам, готовящимся к смене после парламентских выборов политических союзников. С партией Рошки продолжать дружить становилось все неприличнее и неприличнее. Очевидная уродливость союза  бросалась в глаза даже самым равнодушным к   молдавским проблемам морального толка советчикам из Брюсселя. И потом – две противоположные по духу и истории создания партии показали, как они обе и вместе умеют ни черта не делать и морочить при этом голову успешными движениями Молдовы в сторону Европы. Воронинцы увидели в Филате нового друга ПКРМ, с которым можно было бы потом… Да все можно было бы. Создав ЛДПМ, Филат с такой яростью набросился на районные структуры ХДНП, что казалось: в стране появился истребитель «фронтистов», строго реализующий ранее намеченное.

С Лупу попроще. Представляется, что он накануне заявления о выходе из ПКРМ встречался с Ворониным и в общих чертах оговорил с бывшим партийным шефом действия внутри Демпартии. Некоторые детали плана оказались нереализуемыми. Например, исключить участие Дьякова в кампании в качестве кандидата в депутаты от ДПМ не удалось. Почему? Думается, сам Лупу не захотел уже в начале самостоятельного пути становиться политическим засранцем. Начинать карьеру партийного лидера с унижения Дьякова, который, судя по ряду «апрельских обстоятельств», вынужденно уступает ему место лидера ДПМ? Нет. Думается также, что Лупу, видя в тот день перед собой нечто странное и уродливое – эдакое создание по имени красный спикеро-президент, содрогнулся и для себя навсегда определил некоммунистическое будущее. Любые договоренности (а они были)  превратились в прах – с воронинским коммунизмом для Молдовы надо кончать.

… И как только и «либеральный демократ» Филат, и «демократ» Лупу приступили к практической части своих проектов, как только они, что называется, вышли в поле, то увидели: в сегодняшней Молдове можно успешно реализовать лишь антикоммунистический политический проект, причем, с обязательным «припевом» о Воронине, как о главном молдавском зле на пути к лучшей жизни. Все видели и слышали, что и как говорили Филат и Лупу о ПКРМ и товарищах. Сейчас на воронинское «Лупу – политический труп» будущий президент Лупу может смело сказать: «От трупа слышу». Первый этап борьбы с узурпатором завершился.