Как сообщали на прошлой неделе молдавские и зарубежные средства массовой информации, в Бельцах появились надписи антисемитского и антирумынского содержания. Провокационные настенные призывы напомнили обывателям тихого города об осенних событиях 2008 года, когда здесь произошла стачка явно политического характера – участники митинга за европейскую интеграцию Молдовы были встречены лозунгами «Бельцы – русский город». В политических кругах северной столицы Молдовы увидели в событии связь с общей напряженной обстановкой после выборов 29 июля и считают, что в том числе и безразличие местных правоохранительных органов к происходящему способствует нагнетанию нехарактерных для города страстей. Об этом, а также о некоторых деталях общественной жизни в Бельцах корреспондент НИКА-пресс беседует с советником городского Совета Аурелом Филиппом.
— Господин Филипп, бельчане увидели настенные призывы провокационного содержания и…
— Наши горожане отреагировали на них, как все нормальные люди, — опять кто-то пытается раскачать ситуацию в провинции. Хотя, как мне кажется, многие догадываются, кому это выгодно. И чем дольше на стенах красуется «бей», «долой» и откровенная матерщина, тем понятнее их смысл и цели хулиганов.
— Что Вы имеете в виду?
— Никто из соответствующих служб не торопился стереть или закрасить аршинные строки, позорящие и человеческое достоинство вообще и город в частности.
— Представители молдавских политических организаций, действующих в городе, наконец, депутаты горсовета пытались возбудить должный интерес к случившемуся у правоохранительных органов?
— Им были направлены запросы, кстати сказать, и не только по поводу «настенных пиктограмм». Пока ответа нет. Отреагировало только местное управление Службы национальной безопасности. Согласно ее ответу, случай не в ее компетенции. У меня и моих коллег возникает вопрос: кто должен заниматься фактами разжигания межнациональной розни и не относятся ли они к проблемам государственной безопасности?
— Осенью прошлого года в Бельцах случилось нечто подобное. Во всяком случае, «Бельцы – русский город» трудно отнести к первомайским призывам. Какие-то меры к тем, кто организовал провокацию, а проще сказать, драку под мерзким лозунгом, были применены?
— Мне об этом ничего не известно.
— Осеннее выступление борцов за «русскость Бельц» и последние события как-то связаны между собой?
— Думаю, что связаны. Я даже смею утверждать, что за ними стоят одни и те же конкретные люди и политические организации. Они же, а это можно было бы подтвердить в правоохранительных органах, планировали атаку на участников городского митинга 7 апреля, ставящих под сомнение результаты парламентских выборов в стране. Что-то их остановило. Наверное, то, что Бельцы – маленький город, все друг у друга на виду. И кто имеет моду пускать в ход кулаки, когда нет аргументов, здесь хорошо известны.
— А если подробнее… Насколько это допустимо сейчас, когда для конкретных обвинений нужны точно доказанные факты?
— Могу сказать только одно. В городе есть люди, готовые предоставить правоохранительным органам необходимую информацию обо всех трех случаях, а также и о фактах, предшествующих недавним событиям. Думается, так называемый бытовой антисемитизм в исполнении конкретных лиц, принадлежащих двум конкретным политическим формированиям, и последующее появление на стенах известных призывов, связаны между собой и способны заинтересовать местные и республиканские структуры.
НИКА-пресс