НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Воскресный день в аду

Евразия // 18:54, 4 июня 2008 // 3126

  

На свет появилось новое открытое письмо президенту Молдовы Владимиру Воронину. Грозный текст завершается почти что приговором «берегитесь, мы идем» и  переполнен грехами главного молдавского коммуниста -  ложь, цинизм, различные неспособности, гордыня, жадность, злоба на весь мир вообще и на соседей в частности, хамство, пошлость …   Впору применять к Воронину высшую меру. Только не надо пугаться – не эту. Не кровавую, а ту, о которой сказал поэт: «Есть высший суд, наперсники разврата, он не подвластен звону злата». Более близкий к современной  действительности другой поэт перевел на наш простой язык эта так: «Жизнь накажет и жизнь осудит». И в самом деле, Воронина наказать никто не сможет, разве что сама жизнь или тот иной суд – неподвластный  и неотвратимый, хотя спросить с него, опираясь на законы, уставы, писанные и неписанные моральные правила и установки, предостаточно.

 

Письмо начинается с вывода – вы могли сделать Молдову раем, а сделали ее адом. Милое замечание -   с виду эффективный способ размягчить душу оппонента перед тем, как окунуть в плохое его прошлое. Оно должно ранить, но оно все-таки больше раздражает. Что делать человеку, когда ему говорят: ты же хороший, умный, талантливый, но почему же ты такое дерьмо? В ответ на этот вопрос можно получить оплеуху. И когда  Воронину заметили, опять же не без подлой мыслишки вышибить запоздалую горючую слезу, что он бы мог стать вторым Штефаном чел Маре, он и вовсе (если хоть в общих чертах знаком с текстом) должен был бы осатанеть: вы сами-то знаете, чего от меня хотите? Собственно, здесь следовало бы поставить точку и сделать обидный для сочинителей вывод: ни один подобный документ не доходил до адресата, зато ставил в глупое положение их самих. Ну, не глупо ли кричать у забора «выходи, подлый трус!», когда знаешь, что не выйдет он никогда. И здесь можно было бы закончить разговор, если бы не явно ошибочный вывод авторов письма о возможностях Воронина построить рай в Молдове. Ошибка и в выводе, что Воронин построил в Молдове ад.

 

Поговорим о молдавском аде. Это еще не ад, если из него можно убежать, уехать, сменить гражданство; если можно выйти из ПКРМ, публично разочароваться в ее политике и поднять лозунг «долой коммунистов». Стало быть, мы все еще не в аду, коль имеет пусть хоть какую-то возможность выбора. Воронин такого выбора не имеет. Уже не имеет. Это он живет в аду. Ничего из намеченного в далеком 1994 году не получилось, мечты стать национальным героем-объединителем оказались пустыми, борьба за коммунистическую Молдову превратилась во внутрипартийную возню, когда приходилось заниматься чистками «красных рядов», а уж потом проблемами страны. Приемников нет, будущего никакого – ни у него, ни у его ПКРМ. Он без партии никто, пустое место. Партия без него развалится, исчезнет. А прибавить к этому личные моральные и физические недуги – причины скачущего настроения, неадекватных заявлений, бессонных ночей, утренние стукачи-чиновники, окосевшие от вранья, доносов и страха перед неожиданным увольнением… Ну, чем не ад? А приближение к себе одного-двух «приспешников», готовых раньше порвать любого, кто против шефа (рвали они почему-то своих), а сегодня готовых (это же видно даже Воронину) покинуть дряхлеющего патрона… Не первый раз вытекающая информация будто бы о добровольном уходе с поста советника Ткачука – плохой сигнал. Воронинский молодняк становится ненадежным, а освоивший его же опыт борьбы  за власть и влияние внутри партии, и опасным. Воронин знает, как в Молдове с удовольствием и быстро забывают бывших президентов и прочих начальников. Сам был забывчивым, сам получал от этого известные эмоции. Хотя, с другой стороны, хорошо, если забудут и сразу, а если… Страшный народ, дикая страна – неблагодарная, злая… Жуть!

 

И это еще не все. Впереди главный адов день – зимний воскресный нескончаемый  день выборов 2009 года. Что завтра? Заявления Воронина о готовности ПКРМ повторить успех 2001 года не имеют ни внятных обоснований, ни объективных причин. Все обман – он знает это лучше всех. А было-то как славно. Единственный лидер такой страны в Европе. Майские и ноябрьские кумачи, плакатный Ильич, «Республика, народовластие, социализм», съезды победителей. Потом – фотографии с Путиным, Бушем… Дух захватывало бывшего дубоссарского мальчика. И это обман – потому что все в прошлом. Есть только ускользающее настоящее и другое будущее. Какое? Знать бы…

 

Теперь о молдавском рае. Строить его Воронин не хотел и не собирался. Воронинский коммунизм изначально предполагал массовую тоску по прошлому. Жизнь в раю, конечно, результат былых поступков, но коммунистическое прошлое настолько гиблое и убогое, что лучше бы судьбу не гневить – о рае даже ни намеком, ни ковком. Не хотел, не собирался. А хотел бы и собрался – так не с кем. К власти его привели такие же, как он, реваншисты.  Они вручили Воронину жажду мести за позорную нужду прятать свои билеты умершей вмиг КПСС. Неспособные распорядиться даже своими жизнями и талантами, они искали в нем «направляющую и руководящую» новую партийную силу. А он,  сохраняя дух провинциального советского райкомовца, искал опору выше – смотрите, как Воронин метался (и сейчас мечется) в этих поисках между Москвой и «вашингтонским обкомом».

 

Парламентская фракция ПКРМ – эти лучшие из лучших партийцев тоже оказались плохими  подмастерьями в строительстве молдавского счастья, поскольку «красные делегаты» в парламенте всегда вычищались до специфического «воронинского блеска». Поначалу здесь были те, кто точно реагировал на напоминания Воронина, что приход во власть на «плечах партии» требует достойной платы. Были и такие (нет, не смельчаки, а просто достойные коммунисты), которые говорили Воронину, что фракция не ментовская казарма и что матерщина при женщинах-депутатках председателя ПКРМ  не красит. Сегодня во фракции и люди, и настроения другие – одним на пенсию, другим сохранять свой бизнес, третьим… Вот на этих третьих, которым либо оставаться в ПКРМ, либо в никуда и рассчитывает Воронин. Эти за своего шефа будут грызть глотки. Эти годятся на что угодно, только не на хорошие дела.

 

Оппозиция – конструктивная или настоящая, или даже лютая… Потенциал с виду у нее есть. И она – всякая и любая – могла хотя бы замесить коммунистам-воронинцам раствор для райского строительства.  И здесь – беда. Эти не могут – позволительное состояние. Те не хотят – имеет право. Однако беда, если вглядеться, глубже. Свежие события вокруг приднестровского вопроса дают повод усомниться в способностях антикоммунистов оценивать свои возможности, а также использовать ошибки официального Кишинева. Она могла бы встретить Воронина, везущего 11 апреля из Бендер Договор о дружбе и сотрудничестве между РМ и ПМР, который был вручен ему Смирновым, акциями протеста и, скажем, потребовать от президента РМ публично уничтожить документ, как символ: пустить листки по апрельскому ветерку, ядовито в них плюнуть, сплясать злой президентский танец… Почему такое предположение? Да потому что в ноябре 2003 году та же оппозиция стала горой против «меморандума Козака», хотя он был куда нежнее «апрельского текста» Смирнова о налаживании отношений между двумя независимыми и суверенными государствами. Почему оппозиция не отреагировала? Не потому ли, что на этот раз ей не пришлось выполнять заказ-задание, пришедший с дальней стороны? В общем, ни рая, ни ада – Молдавия.



Владимир Цеслюк,

политический обозреватель агентства НИКА-пресс